Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 22:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть сущность и структуру инфляционных процессов и антиинфляционной политики, как в общем, так и случае характерном для России.
Задачи данной курсовой работы:
• Раскрыть сущность и виды инфляции.
• Проанализировать, как финансово-экономический кризис влияет на инфляцию.
• Рассмотреть существующие виды антиинфляционной политики и последствия их применения.
• Рассмотреть специфику инфляции и антиинфляционной политики в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-5
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ…………….......6
1.1 Инфляция и её причины…………………………………………………..6-10
1.2 Виды инфляции…………………………………………………………..10-14
1.3 Последствия инфляции…………………………………………………. 14-18
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИНФЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ….....19
2.1Финансово-экономический кризис 2008-2010 в России и его влияние на инфляционные процессы…………………………………………………….19-33
2.2 Анализ инфляционных процессов в России…………………………....33-38
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И КОМПЛЕКС МЕР ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ……………………………………………………….39
3.1 Сущность цели и задачи антиинфляционной политики……………….39-41
3.2 Виды антиинфляционной политики в России………………………….41-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....52-53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….54
В пятницу, 13 сентября был опубликован проект главных направлений государственной ДКП (денежно-кредитной политики) на 2014-2016 гг, в котором Правительством РФ и Банком России установлена точечная цель роста цен на этот период в размере 4,5%. Допустимый уровень отклонения в обе стороны зафиксирован в пределах 1,5% . В документе говорится, что при проведении мероприятий Банк России будет поддерживать устойчивое функционирование финансовых рынков. Власти полагают, что запланированное постепенное пошаговое снижение показателей инфляции сможет дать возможность сформировать такие денежно-кредитные условия, которые минимизируют риск спада экономической активности на фоне замедления общего экономического роста в стране.
Инфляция в России в марте 2014г. оказалась втрое выше, чем в марте 2013г.: 1% против 0,3%, сообщает Росстат. В Москве потребительские цены за первый месяц весны 2014г. выросли на 1,3%, в Санкт-Петербурге - на 1,1%. В целом за январь-март 2014г. потребительские цены в России, по данным Росстата, увеличились на 2,3%, в Москве - на 2,7%, в Санкт-Петербурге - на 3%.
Общее подорожание продовольственных товаров во многом объясняется повышением цен на овощи и фрукты. Бананы стали дороже на 19,8%, капуста белокочанная свежая - на 10,2%, картофель - на 9,9%, лук репчатый, свекла столовая, морковь - на 5,4-8,5%. При этом цены на чеснок снизились на 0,8%.
Водка подорожала на 4,4%, коньяк - на 1,9%. Среди наблюдаемых видов молочной продукции на 2,5-3,1% увеличились цены на кисломолочные продукты, творог, сметану и молоко питьевое.
Кроме того, на 1,8-2,4% стали дороже консервы томатные, рыба мороженая (кроме сельди), рис шлифованный и печень говяжья. Вместе с тем цены на овсяные хлопья "Геркулес", национальные сыры и брынзу, крупу гречневую - ядрицу снизились на 0,2-0,7%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России в конце марта 2014г. составила 3 тыс. 80,4 руб. и по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 2,7% (с начала года - на 7,7%).
Как заявила ранее глава Центробанка страны Эльвира Набиуллина, инфляция в 2014г. может превысить целевое значение в 5%. По ее словам, в настоящий момент инфляция ускорилась до 6,64% в годовом выражении, что выше не только целевого показателя на конец этого года, но и целевого диапазона (целевой диапазон составляет плюс-минус 1,5 процентного пункта к целевому показателю в 5%).
Согласно официальному прогнозу Министерства
экономического развития, инфляция в 2014г.
будет в диапазоне 4,5-5,5%. Министр финансов Антон Силуанов заявил в конце марта, что инфляция в
2014г. составит 6%. Министр экономического
развития Алексей Улюкаев отмечал, что
инфляция к середине года выйдет за 7% год
к году, а затем пойдет на нисходящий тренд
и составит по итогам 2014г. более 5%. [8]
3. Антиинфляционная политика и комплекс мер по борьбе с инфляцией
3.1 Сущность цели и задачи антиинфляционной политики
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы:
· Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
· Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
· Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
· Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
· Государственное регулирование цен;
· Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
· Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция, вместе с тем, способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране. В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально экономические издержки.
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.
3.2 Виды антиинфляционной политики
Для антиинфляционного регулирования используются два основных типа экономической политики.
· политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);
· политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Индексация подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, % ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции. С этой целью индексация применялась в таких странах как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами. Однако некоторые экономисты, в том числе и Милтон Фридман, высказали предположение, что индексация может сдерживать инфляцию, а также уменьшать связанные с нею неприятности.
Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, процентных ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и процентных ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.
Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек. Если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока - скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть - требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.
Регулирование доходов формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может быть реализовано 2 методами:
.Законодательным контролем
за ростом зарплаты и цен. Под
контролем над заработной
Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений. При договорном регулировании уровней цен и зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант - достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.
Аргументы в пользу контроля над заработной платой и ценами наиболее обоснованы в том случае, когда он осуществляется согласно ограничительным действиям политики управления спросом в качестве некой временной меры по преодолению инфляции, сопряженной со спадом. Когда высшие чиновники правящей администрации после некоторого периода быстрого развития инфляционных процессов устанавливают ограничения на совокупный спрос, предприниматели и рабочие вовсе не ожидают, что инфляция остановится немедленно. Их инфляционные ожидания относительно изменения цен на конечные товары и на привлекаемые факторы производства толкают кривую совокупного предложения вверх, вызывая, развитие инфляционных процессов, инспирированных затратами. Сам факт ожидания еще большей инфляции действительно порождает инфляцию.
Проблема связанная с осуществлением контроля состоит в том, что контроль над заработной платой и ценами нередко используется в качестве «заменителя» политики по управлению спросом вместо ее дополнения. Правительство либо пытается осуществить контроль над заработной платой и ценами, чтобы покончить с инфляцией без. замедления роста совокупного спроса, либо сохраняет этот контроль в силе уже после завершения промежуточного периода и начала нового подъема. Поэтому контроль над заработной платой и ценами будет малоэффективен, либо приведет к возникновению дефицита, рационирования и черного рынка.
Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них - налоговая система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.
Конкретные методы сдерживания инфляции зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.
Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Однако такая деятельность сопряжена с издержками. Инфляция может получить толчок, так как ожидания дальнейшего развития инфляционных процессов сдвигают кривую реального совокупного предложения еще выше, и, следовательно, попытки остановить инфляцию путем замедления роста спроса приведут к возникновению инфляции, сопряженной со спадом. От этого источника инфляции удается избавиться лишь ценой высокой безработицы и низкого реального объема производства в течение некоторого периода, который даже в самых смелых ожиданиях нельзя назвать кратким.
Стоит ли удивляться тому, что экономисты направили свои усилия на поиск путей сокращения издержек, связанных с остановкой инфляционных процессов? В качестве неотъемлемого элемента предлагаемые стратегии включают контроль и регулирование спроса, но они стремятся к тому, чтобы сократить указанные выше издержки, применяя ограничительные действия денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики.
Говоря об антиинфляционной политики помимо 2 основных вышеперечисленных способах по борьбе с инфляцией так же можно выделить следующие виды мер:
· «Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.
При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.
· Денежная реформа: введение новой денежной единицы. Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.