Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:36, контрольная работа
Цель данной работы понять роль международной экономической интеграции, оценить принципы организации международных экономических интеграций, существующих на данный момент в мире.
Для выполнения цели работы нам необходимо:
-понять сущность и формы международной экономической интеграции
-рассмотреть принципы организации и механизм функционирования ЕС, НАФТА, АТЭС
- рассмотреть интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира, особое внимание уделив интеграционным процессам в рамках СНГ
Введение……………………………………………………………………….
1. Сущность и формы международной экономической интеграции………
2. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза…………………………………………………………………………..
3. Североамериканская модель интеграции (НАФТА)………………………
4. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического Сотрудничества (АТЭС)………………………………………………………………………….
5. Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах
Мира…………………………………………………………………………….
6. Интеграционные процессы в рамках СНГ…………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованный источников и литературы…………………………
- Совет Европейского союза (СЕС).
Он не реже двух раз в
год проводит сессии на уровне
глав государств и
- Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный
орган, своего рода правительство
ЕС, претворяющее в жизнь решения
СЕС. В то же время КЕС издает
директивы и регламенты, т.е. обладает
и нормотворческими
- Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах -- членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.
- Европейский суд, обеспечивающий
правильную интерпретацию и
- Европейский социальный фонд
ориентации и гарантирования
сельского хозяйства (ФЕОГА), на который
приходится большая часть
- Европейский социальный фонд,
облегчающий перемещение
- Европейский фонд
- Европейский инвестиционный
К настоящему времени ЕС официально признал кандидатами на вступление в Союз 11 государств. С шестью из них, которые именуются "кандидатами первой очереди", КЕС начала в 1998 г. переговорный процесс. К этой группе (ее вступление собственно и станет пятым этапом расширения Союза) относятся Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, а также Кипр (греч.). К "кандидатам второй очереди", с которыми официальные переговоры в 1998 г. еще не велись, но начнутся в ближайшее время, относятся Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария. Конкретные сроки расширения ЕС сейчас определить достаточно сложно. Отставание стран-кандидатов от ЕС по уровню экономического развития является отражением более низкой конкурентоспособности их национальных хозяйств. Это, безусловно, порождает весомые проблемы в сфере торговли. Полное подключение стран-кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС потребует длительного переходного периода. Вместе с тем можно однозначно утверждать, что наибольшие трудности в деле полной интеграции стран-кандидатов в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли. В этом направлении уже сделаны важные шаги в ходе выполнения "европейских соглашений". Торговля между странами -- членами ЕС и страна-ми-кандидатами уже претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым "чувствительным" товарам, например, черным металлам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС.
Основные трудности сосредоточены в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений "экономической дивергенции", или, напротив, на обеспечение "экономической конвергенции". Поэтому все страны -члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзу являются нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (прежде всего в его аграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения являются нетто-реципиентами ЕС. К последним в настоящее время относятся Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченных масштабах Финляндия, которая, по всей видимости, в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов.
Еще большие трудности сопряжены с нынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран - членов ЕС доля безработных в самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным, составляет 10--12%, что создает, например, огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным, составляет около 18 млн.
Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран - членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболее последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия. Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и второй очереди было принято преимущественно по политическим причинам и соображениям.
3. Североамериканская модель
Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем обстоятельством, что главным инициатором интеграционного процесса в северной Америке выступают США, уровень экономического развития которых исключительно высок. До конца 80-х годов ХХ столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами. В то же время ни Канада, ни тем более Мексика не были готовы войти вместе с США в состав участников одного и того же интеграционного объединения.
Тем не менее 1 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок.
Заключение Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство. В то же время американские и канадские компании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии, судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями в результате действия Соглашения. Тем не менее экономическая взаимозависимость между США и Канадой продолжала усиливаться.
Соглашение о создании зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1994 г., представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Отмена тарифов на товары из США, Канады и Мексики идет постепенно, в течение максимально допустимого периода - 15 лет. Отмена тарифов между США и Канадой, начавшаяся еще в рамках Американо - Канадского соглашения о свободной торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Для основной части американо-мексиканской и канадско-мексиканской торговли НАФТА либо немедленно устраняет существующие пошлины, либо устраняет на них период ограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь по некоторым, наиболее чувствительным товарам Соглашение предусматривает 15-летний период устранения пошлин.
Канада и Мексика устранили все тарифные и нетарифные барьеры во взаимной сельскохозяйственной торговле, за исключением молочной продукции, птицеводства, яиц, сахара и сиропа. Канада сразу же после полписания НАФТА освободила Мексику от импортных ограничений, относящихся к пшенице, ячменю и продуктам из них, говядине, телятине и маргарину. Кроме того, были сняты ограничения и в других секторах экономики, в том числе в автомобилестроении, в текстильной промышленности. Тарифы на большинство текстильных товаров были отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а тарифы на одежду - в 2004 г.
Вместе с тем нельзя не отметить, что сегодня НАФТА, в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционного объединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих право принимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТА отсутствует единая экономическая а валютно-финансовая политика. Кроме того, по сравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, таким как Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи не предусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справляться со своими экономическими трудностями.
Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении 10 лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя в целом отмечается рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на северо-американском континенте.
Что касается влияния НАФТА на экономику Канады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономика Канады весьма тесно и давно привязана к экономике США. Мексика же играет пока незначительную роль в экономике Канады
Создание столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в остальных странах западного полушария. Не случайно вскоре после создания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к нему изъявили некоторые страны Южной Америки.
4. Организация Азиатско-
экономического сотрудничества(АТЭС)
Предпринимаются достаточно активные усилия для развития международного сотрудничества в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума являются 21 страна: Австралия. Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом.
По своему характеру, целям и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах - членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный ВВП этих стран превышает 26 трлн. дол.(2010 г.). На их долю приходится более 50% мировой торговли.
Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превращается в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно- технической и инвестиционной деятельности, а также международного бизнеса. В рамках АТЭС ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий, изучаются возможности применения новых электронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности для всех стран региона, а также развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления в международный бизнес.
Однако сегодня можно констатировать, что в рамках АТЭС приняты меры декларативного характера, и эта обширная группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием экономик стран-участниц. Чтобы она стала интеграционным объединением с экономической точки зрения, необходимы время и конкретные дела.
Информация о работе Сущность и формы международной экономической интеграции