Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:36, реферат
Существует несколько вариантов определения международных корпораций. Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, рассматривает международную корпорацию как компанию:
имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;
оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;
отдельные единицы, которой связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с ними.
Введение 3
1 Сущность и формы международных корпораций 4
2 Этапы развития международных корпораций 7
3 Роль международных корпораций в мировом хозяйстве 11
4 Современные стратегические модели международных корпораций 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Стратегия корпорации - это способ осуществления ее целей в меняющихся рыночных условиях. На рисунке 1 изображена классификация стратегий международных корпораций в авторском представлении А.Г. Мовсесяна.
Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования:
- инвестирование с «нуля»;
- трансплантации;
- стратегические альянсы;
- международные слияния и
- международные переплетения. Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия. До 80-х годов было самой распространенной формой инвестирования.
Трансплантации - вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.
Стратегические альянсы - разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах.
В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:
1) технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР (37,7% межфирменных коалиций);
2) соглашения о совместном производстве (23,3%). При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;
3) соглашения в области сбыта (7,9%), главное целевое назначение которых состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.
Стратегические семьи являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке.
Рисунок 2. Классификация стратегий корпораций
В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик—поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.
В стратегических системах кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.
Международные слияния и приобретения (М & А) как форма международного предпринимательства имеет в современных условиях возрастающее значение.
Стоимость трансграничных операций по слиянию и поглощению возросла с 359 млрд. долл. в 1996 году до 720 млрд. долл. в 1999 году - более 80 % текущего вывоза капитала в форме ПЗИ. При этом в 1999 году более 60 % общей стоимости слияний приходилось на 109 транснациональных операций стоимостью 1 млрд. долл. и более каждая.
По оценкам экспертов ЮНКТАД, благодаря слияниям компаний к 2010 году в ряде отраслей мировой промышленности число игроков может резко сократиться. Например, автомобильный рынок, где сейчас насчитывается 15 основных производителей, может оказаться во власти 5-10 компаний. На рынке фармацевтической продукции уже сейчас семь крупнейших ТНК с продажами более 10 млрд. долл. каждая контролируют почти четверть этого 300-миллиардного рынка.
Важная целевая установка компании по слиянию и приобретению - ориентация на сбыт. Покупка компании может рассматриваться как стратегия выхода на рынок. В противоположность созданию новой дочерней фирмы на зарубежных рынках преимущества покупки определенной компании состоят в том, что существующие структуры, сети, оборудование в сфере сбыта, производства, поставок могут быть заимствованы.
Международная деятельность по покупке и поглощению проводится с целью формирования глобальной структуры конкуренции. Скупка конкурентов может иметь своим следствием урегулирование рынка или усиление собственной конкурентной позиции.
Международные переплетения ТНК представляют собой совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга. Наибольшее количество международных переплетений приходится на автомобилестроение.
Вместе с тем сегодня еще нельзя говорить об устойчивом типе международной предпринимательской деятельности. Критериями выбора формы международной предпринимательской деятельности являются индивидуальные для каждого предпринимателя и фирмы мотивы и цели транснационализации.
Очевидно, что международные корпорации, создавшие на базе глобальных производительных сил международное производство, ориентированное на удовлетворение потребностей людей в любой стране мира становятся главным субъектом глобальной мировой экономики. Обострение глобальной конкуренции между ними определяет в ближайшем будущем уменьшение числа MIC с одновременным увеличением их роли и мощи.
На многостороннем уровне координации регулирования ПИИ в основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллектуальная собственность) или конкретных проблем деятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюдение национального трудового законодательства, стимулы для инвестиций, ограничительная деловая практика, политика конкуренции, защита потребителей).
В многосторонних соглашениях по инвестициям в наибольшей мере находит отражение понимание взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, в частности, закрепляются особые пожелания и потребности развивающихся стран. Самыми конкретными и важными на настоящий момент являются договоренности, достигнутые в рамках Всемирной торговой организации (ВТО): Всеобщее соглашение по торговле услугами (GATS) и серия так называемых соглашений TRIPS (права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей) и TRIM (меры в отношении инвестиций, связанных с торговлей). На многостороннем уровне также принят рекомендательный Список видов ограничительной деловой практики.
ООН также стремится сохранить свою традиционно высокую роль в изучении процессов международного инвестирования и выработке мер практической политики по отношению к ТНК. В частности, на IX Конференции ЮНКТАД (1996 г.) была поставлена задача углубленного анализа значения международных соглашений по ПИИ для развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой.
Под эгидой Всемирного банка в середине 80-х годов было создано многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, защищающее иностранных инвесторов от некоммерческих рисков
Таким образом, характерная особенность 90-х годов — кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если в первые послевоенные десятилетия основной вектор политики в отношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных капиталов в национальную экономику.
Сейчас, по сути дела, набирает силу процесс конвергенции национальных правил в отношении ПИИ. Очевидно, что подход к ПИИ, базирующийся на признании интересов всех участвующих сторон и направленный на обеспечение взаимной выгоды, в конечном итоге является наиболее эффективным. На практике это сводится к поиску оптимального баланса прав и обязательств участников тех или иных многосторонних инвестиционных соглашений.
Информация о работе Сущность и формы международных корпораций