Сущность и формы проявления инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:12, реферат

Краткое описание

Можно выделить три основные формы проявления инфляции:
- неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
- понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;
- увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Вложенные файлы: 1 файл

proprpo.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

        Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения – пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции.

        Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе.

        Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги.

        Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества.

        Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства.         Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса.

        Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.

 

 

2.3 Антиинфляционная политика  и ее методы

 

        Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых  мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

        Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь:

·  сокращение инфляционного потенциала;

·  предсказуемость динамики инфляции;

·  снижение темпов инфляции;

·  стабилизация цен.

        Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения – с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода:

       1. В рамках первого предусматривается активная бюджетная  политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.  При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

        2. Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через  изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

  • операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее.
  • учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РБ – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают центральный банк самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.
  • таргетирование инфляции – установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. Центральный банк обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.
  • денежная эмиссия. Центральный банк осуществляет эмиссию через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

- валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

- фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы центрального банка,  который обменивает их на деньги.

- кредитный канал эмиссии. Центральный банк РБ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

        Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики) можно, главным образом, монетарными методами, воздействующими на экономику в целом, в основном, путем сжатия денежного предложения.

3 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОНЫХ  ПРОЦЕССОВ В РБ

 

3.1 Анализ особенностей  протекания инфляции в РБ

 

        С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.

        В начале 1990-х гг. в стране существовала гиперинфляция, исчисляемая ежегодно тысячами процентов, при этом реальный объем производства ежегодно снижался примерно на 10 %. Лишь в 1995—1996 гг. эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996—2000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %, за 2001—2003 гг. — 5,5 %.

        Высокие темпы инфляции стимулировала ситуация с безработицей в стране, которая в рассматриваемые годы была неоднозначной. Количество официально зарегистрированных безработных не превышало 4 % общей численности безработных и занятых, т.е. экономически активного населения. В середине 1990-х гг. рост безработицы прекратился, однако в течение всего периода в большом объеме существовала скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а кроме того, на многих предприятиях практиковалась неполная занятость работников (в среднем за год рабочая неделя была меньше 40 часов). Вместе с тем, необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей лучшими, нежели в борьбе с инфляцией. Они во многом объясняются социальной направленностью белорусской модели экономики: безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, чем рост цен.

        Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь можно было охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Хотя номинальные процентные ставки были велики, реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 1990-х гг. были отрицательными. Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

        В конце 1990 — начале 2000-х гг. денежно-кредитная политика правительства Республики Беларусь и Национального банка стала более жесткой. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали положительными, что привело к росту банковских вкладов субъектов экономики, прежде всего физических лиц. Дефицит государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить темпы инфляции, не изменяя при этом темпы экономического роста. Благоприятная конъюнктура внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.

        В таблице 3.1 представлены целевые ориентиры денежно кредитной политики в 1995—2006 гг.

 

        Таблица 3.1 Целевые ориентиры денежно кредитной политики в 1995—2006 гг.

Год

Целевые ориентиры в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год

1995

- Инфляция в середине года не более 5% в месяц и к концу года – до 1% в месяц;

- Девальвация не выше инфляции;

- Положительные процентные ставки по кредитам и депозитам.

1996

- Инфляция 2,5% в среднем за месяц, а к концу года – до 1 – 1,5%;

- Девальвация не выше 80% от инфляции;

- Положительные процентные ставки по кредитам и депозитам.

1997

- Инфляция 2% в среднем за месяц (26,8% за год);

- Девальвация не выше 80% - 100% от инфляции;

- Стабильность, начиная со II квартала 1997 года реального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю с понижением его номинального уровня не более чем на величину ежемесячной инфляции;

- Положительные процентные ставки по кредитам и депозитам; прирост совокупной денежной массы не более 45%.

1998

- Инфляция 2% в среднем за месяц (27% за год);

- Прирост денежной массы в национальной валюте 32 – 33%.

1999

- Положительные процентные ставки денежного рынка;

- Инфляция не более 4,5 - 5% в среднем за месяц;

- Прирост денежной массы в национальной валюте не более 4,5 – 5% в месяц в среднем.

2000

- Инфляция 170-190% или 4,5 - 5,5% в среднем за месяц;

- Прирост денежной массы в национальной валюте на 4% в месяц в среднем.

2001

- Инфляция 2,5% в среднем за месяц (35,1% за год);

- Обменный курс российскому рублю 2% в месяц;

- Обменный курс доллару США 2,7% в месяц;

- Прирост денежной массы в национальной валюте на 3,5% в месяц в среднем.

2002

- Инфляция не более 2% в среднем за месяц (20-27% за год);

- Обменный курс к российскому рублю 0,8 – 1,1% в месяц;

- Обменный курс к доллару США 1,2 – 1,4% в месяц.

2003

- Обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38 – 66,20;

- Обменный курс к доллару США на конец года 2250 – 2350 бел. руб.

2004

- Обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38 – 66,20;

- Курс к доллару США на конец года 2350 – 2390 бел. руб.

2005

- Ограничение инфляции до 8 – 10%;

- Обменный курс к российскому рублю 77,65 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 2,4%);

- Обменный курс к доллару США 2275 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 3,4%).

2006

- Ограничение инфляции до 7 – 9%;

- Неизменность обменного курса к российскому рублю +/- 2%;

Прирост активной денежной массы в пределах 24 – 29%.

Информация о работе Сущность и формы проявления инфляции