Сущность и этапы международной экономической интеграции (МЭИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится изучение теоретических аспектов международной экономической интеграции, а также оценка современного состояния международных экономических связей и их перспектив.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......... 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Сущность и этапы международной экономической интеграции (МЭИ)… 5
1.2. Условия и предпосылки экономической интеграции……………………... 14
1.3. Цели, задачи и эффекты МЭИ………………………………………………. 17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
2.1. Интеграционные процессы в Европе. ЕС…………………………………... 26
2.2. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)………... 36
2.3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере АСЕАН……………………………………………………………………………. 40
2.4. Проблемы и перспективы интеграционного развития на пространстве Содружества независимых государств (СНГ)...................................................... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 54
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 56

Вложенные файлы: 1 файл

0180325_FC3C2_kursovaya_rabota_mezhdunarodnaya_ekonomicheskaya_integraciya.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Значительную роль в  развитии теории международной экономической  интеграции сыграли отечественные  экономисты. Н. П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран, устранение административных и экономических барьеров. Ю. В. Шишков выделяет в интеграционном процессе «частные интеграции» [15, с. 764] производства, национальных товарных и кредитных рынков. Он считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют прямые мировые хозяйственные связи на уровне ТНК. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем.

Большое внимание как  отечественные, так и зарубежные ученые уделяют вопросу классификации интеграционных объединений. Несмотря на различия в подходах, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени зрелости интеграции.

Различают пять таких  ступеней, или последовательных этапов интеграции:

  • зона свободной торговли (ЗСТ);
  • торговый союз (ТС);
  • общий рынок (ОР);
  • экономический союз (ЭС);
  • экономический и валютный союз (ЭВС).

Как особую ступень, предшествующую интеграции и являющуюся ее подготовительным этапом, следует выделить преференциальные торговые соглашения. Они заключаются между странами, делающими еще только первые шаги к взаимному сближению. В соответствии с этими соглашениями страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Никаких государственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Первой логической и  хронологической ступенью интеграции является зона свободной торговли. Это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. То есть ЗСТ предусматривает уже не просто сокращение, а полную отмену таможенных тарифов. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все виды товаров, кроме продуктов сельского хозяйства. ЗСТ может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, но зачастую обходится без него. Все решения принимаются высшими должностными лицами – по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств – по экономическим проблемам. Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

Второй уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС), который предусматривает согласованную ликвидацию таможенных границ и пошлин между странами-участницами союза и введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. Обычно ТС требует создания более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Такая необходимость обусловлена несколькими факторами:

  • переход к единым таможенным пошлинам требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране;
  • становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне;
  • возникает потребность в переговорах не только по согласованию таможенно-тарифной политики, но и по проблеме приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам.

Чаще всего эти органы принимают форму периодических  совещаний министров (межгосударственного  совета министров), которые в своей  работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза, его общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как  оборонная промышленность, отдельные  отрасли энергетики и др.

Когда интеграционный процесс достигает четвертого этапа – общего рынка, – интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и капитала, рабочей силы, информации. В рамках общего рынка происходит разработка общей политики развития для некоторых отраслей и секторов экономики. При выборе базовой отрасли следует исходить и того, насколько она важна для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это скажется на нуждах и потребностях конкретного потребителя (в ЕС, например, были выбраны сельское хозяйство и транспорт).

Международная координация  экономической политики осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств. В своей работе они опираются на постоянно действующий секретариат.

Строительство общего рынка  завершается созданием единого  экономического и информационного пространства, что дает импульс для перехода к качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС).

Этот этап предусматривает  наряду с общим таможенным тарифом  и свободой движения товаров и  факторов производства проведение общей экономической и социальной политики, а также унификацию законодательств в ключевых областях экономики. На этапе экономического союза возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.

Следует отметить, что  теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов образования ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для сравнительного анализа, обобщения.

Формирование экономического и валютного союза (ЭВС) предусматривает проведение плюс ко всему еще и единой валютной политики, введение еденной валюты на территории стран-участниц ЭВС. В рамках этого союза необходимо создание нового института – центрального банка интеграции, который вместе с центральными банками стран-участниц союза образует единую банковскую и эмиссионную систему.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции – политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности интегрирующимися государствами.

Точно определить, на каком  уровне развития действительно находится  то или иное интеграционное объединение, довольно сложно. Зачастую возникают сильные различия между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на этапе взаимной ликвидации тарифов.

Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям представлена в таблице 1 Приложения №1.

Таблица 1 показывает, что  в современной международной  экономике существует достаточно много  примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса.

Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается  реализовать на практике начальные  этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза, поэтому  большинство группировок находится  на уровне либо преференциальных соглашений, либо создают зону свободной торговли.

 

1.2. Условия и предпосылки  экономической интеграции

 

Для более глубокого  осмысления такого сложного процесса как экономическая интеграция нужно  знать, какие процессы и явления  способствуют развитию интеграции. Объективно возникает вопрос относительно условий и предпосылок, которых необходимо достичь или которыми необходимо изначально обладать для создания интеграционного блока.

Среди них сложно какой-то фактор определить в качестве главнейшего, а какой-то в качестве менее значимого, поэтому просто приведем основные условия и предпосылки интеграции в виде перечня без дополнительной классификации и иерархии.

  • Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редкими исключениями межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися странами. Попытки объединений интеграционного типа между странами, находящимися на разных уровнях развития, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о их эффективности. Из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они, как правило, начинаются с различного рода соглашений о специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п. Срок действия этих соглашений растягивается до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направлять не на развитие интеграционных процессов, а на «подтягивание» слабой экономики развивающейся страны. Можно привести в пример положение в Евросоюзе, где даже создан специальный фонд регионального развития. Тем не менее, Греция все-таки не смогла на первом этапе выполнить Маастрихтские критерии и не попала в зону «евро». Определенные трудности испытывает и НАФТА, на пространстве которой «вес» Мексики явно не равен «весу» США.
  • Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы. Большинство интеграционных объединений мира начиналось с нескольких соседних стран – с так называемого «интеграционного ядра» [2, с. 362], – затем уже к ним подключались другие соседние государства.

Действительно, для выполнения основных целей интеграции, а в  частности для снижения издержек производства и конечной цены товара, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Но, анализируя интеграционные процессы в Южной Америке, можно сделать вывод, что, несмотря на географическую близость, интеграция между нынешними странами-членами МЕРКОСУР не развивалась до определенного периода, потому что между ними практически не существовало приличной транспортной инфрастуктуры. Не было элементарных дорог, и присутствовали большие трудности для их создания и развития: горы, тропические леса.

В современном мире можно  наблюдать интеграционные связи  между странами, расположенными даже на разных континентах. Например, ЗСТ  Чили–Республика Корея, ЗСТ Канада–Израиль и др.

Исходя из этих фактов, будет справедливым рассмотрение данного  условия – географической близости – как наличие или отсутствие развитых транспортных коммуникаций.

  • Политическая воля руководства интегрирующихся стран. Это условие вряд ли можно ставить под сомнение, ведь толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграционных группировок – ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР – стала инициатива политических руководителей заинтересованных стран. Роль политических руководителей и политического руководства в целом состоит в том, чтобы изначально выяснить и поставить перед своей страной цели, которые могут быть достигнуты с помощью интеграции; четко спрогнозировать все политико-экономические последствия для страны, подсчитать затраты, которые страна понесет на начальном этапе, когда они окупятся и когда страна начнет получать действительно крупные плоды интеграции.
  • Создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления.
  • Создание инициирующего центра из одного-двух государств, которые должны сплачивать стран-партнеров для дальнейшего развития интеграции и повышения уровня развития экономик стран-участниц интеграции.
  • Демонстрационный эффект заключается в том, что в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны, которые следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании многих восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза.
  • «Эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности, связанные с переориентацией стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит к сокращению торговли стан, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционному блоку просто из-за опасения остаться за его пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в НАФТА

Информация о работе Сущность и этапы международной экономической интеграции (МЭИ)