Сущность конкуренции. Совершенная конкуренция.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли,расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Содержание

Введение 3
1 Сущность конкуренции. 5
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции. 9
Заключение 14
Библиографический список 15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.83 Кб (Скачать файл)

      Закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество

какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

       Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.

       Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство.

        Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет  лишь о тенденции к

увеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает рост

предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы.                                                                                                

        С другой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнут снижаться. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако было бы неправильно представить, их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связи важно различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным.           Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (и

высокой, и низкой) покупатели будут  приобретать большее количество данного товара.

     Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияют уровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, мода и т.п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, при прочих равных условиях, спрос будет расти.

      Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому, если в результате использования достижений технического прогресса или применительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условий удается снизить издержки производства,

величина предложения при неизменной цене возрастает. Это показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Цена будет выступать уравновешивающей или ценой равновесия, если спрос количественно равен предложению.

     При более высокой  цене возникает избыток предложения над спросом. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей спрос превышает предложение. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство  не

покупок и продаж — такое равенство  существует при любой цене. При  цене

равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

       Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и

одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

     В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

     В условиях совершенной конкуренции при любом сложившимся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.

То в какой мере объем спроса на рынке повышается при данном снижении цены или сокращается при данном ее увеличении, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности показывает на сколько на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%. Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены.     Эластичность предложения зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.

     Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким..

      Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности  функционирования рыночного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Конкуренция, как она себя проявляла во все времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так:

Первый фронт мы видим среди  продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продатьтовар дешевле.

Второй фронт развертывается в  рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену. Третий фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями.     Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты.

         Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

        Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования.

       Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

1.     Войтов А.Г. Экономика.  Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр

«Маркетинг», 1999.

2.     Курс экономической  теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –

Киров: АСА, 1995.

3.     Огивина Ю.А. Предложение в условиях совершенной конкуренции. М.,

Экономика. 1999

4.     Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. М., Экономика,

1995

5.     Учебник по основам  экономической теории. / Под ред.  Камаева В.Д. – М.:

«Владос», 1999.

6.      Цыганова А.Г.  Конкуренция и антимонопольное  регулирование. М., Логос,

1999

7.     Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 1998.


Информация о работе Сущность конкуренции. Совершенная конкуренция.