Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:47, реферат

Краткое описание

Сущность и содержание, основные формы и виды предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание , основные формы и виды предпринимательской деятельности..doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)
 

Введение

1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

2. Содержание предпринимательской деятельности

3. Формы предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

     Предпринимательство необходимо для любой экономики, как свежий источник идей, а иногда и места для рабочей силы, как свежая струя, вливающая силы и вносящая необходимые перемены.

     Предприниматели - люди нашедшие в себе смелость, силы не идти по накатанной кале или плыть по течению, устроившись к "хозяину" на работу, они хотят сами руководить, быть хозяевами своей жизни. Это первопроходцы, которые никогда не останавливаются на достигнутом, их влекут перемены и совершенствование во всем. Они по-моему достойны восхищения. Пусть даже если их постигла неудача, они находят в себе силы начинать все с нуля. Предприниматели - упорные, трудолюбивые люди, обладающие ценным качеством - они готовы рискнуть, это очень умные люди, которые готовы взять ответственность не только за себя, но и за людей, работающих под их руководством. Они всегда полны новых идей, идут "на шаг вперед" всех остальных потому что предпринимательская деятельность всегда связана с новаторством.

     Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

     В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

     Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

     Достаточно  простое и весьма емкое определение  предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что "предпринимать" означает "затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного": отсюда "предприниматель" - "предпринявший" что-либо.

     Принято считать, что одним из первых, кто  серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

     В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства  нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности.

     Однако  и это определение не отличается полнотой. Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

     инициативную  деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

     прямую  функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

     процесс организационной новации в целях  извлечения прибыли; · действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; · специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

     Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства.

     Однако  предпринимательство имеет своей  конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

     В этой связи предпринимательство  более правильно определять как  процесс непрерывного поиска изменений  в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

     В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [4]1 на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

     Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.

 

1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

 

     Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это - движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

     Под предпринимательской деятельностью  надо понимать не любую деятельность, связную с производством и  реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный  процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах - поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.

     Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей - предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами на его использование, скажем, "пучком" из четырех прав:

     1) права владения, то есть права исключительного физического контроля над благами;

     2) права использования, то есть права применения полезных свойств благ для себя;

     3) права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

     4) права на доход, то есть права обладать результатами от использования благ.

     Чтоб  получить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы). Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качеством следующих логически связанных действий.

     Во-первых, должна быть выработана предпринимательская идея, основывающаяся на возможности возглавляемой предпринимателем фирмы и потребностях рынка. Эта идея воплощается в конкретном образе какого-либо товара.

     Поскольку предпринимательская идея возникает, как правило, на абстрактном уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Для последней крайне важно наличие разнообразной достоверной объективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:

     1) Возможно ли реальное воплощение предпринимательской идеи в практику его деятельности.

     2) Каково на рынке соотношение между спросом и предложением товара (услуги), в котором воплощена предпринимательская идея, или какова возможность возбуждения роста спроса, если этот товар обладает качественно новыми потребительскими свойствами.

     3) Каковы могут быть продажная цена предполагаемого к производству товара, а также собственные затраты предпринимателя на его производство или издержки производства.

     Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом общем виде, может  быть представлена следующим образом:

     предприниматель > выдвижение предпринимательской  идеи > оценка возможности реализации выдвинутой идеи в практику предпринимательской деятельности > оценка предпринимательской идеи с точки зрения практической ситуации, складывающейся на потребительском рынке > проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи > экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов > принятие предпринимательского решения.

     Предпринимательство по своей природе является рисковой деятельностью, поскольку то или  иное действие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.

     Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его  причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.

     В современных условиях деловые качества предпринимателя должны включать в  себя, по крайней мере:

     способность к творчеству при выявлении потребностей рынка, выработке предпринимательской  идеи, других описанных выше логически  последовательных предпринимательских действий;

     способность к принятию решений и ответственности  за них, к контролю за их выполнением.

     умение  подобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.

     С переходом к экономике рыночного  типа усиливается роль малого бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия преобладают. Они оперативно приспосабливаются к рыночным условиям, быстро обновляют ассортимент продукции, используют новшества, обеспечивают рабочие места для значительной части населения и способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения. Малые предприятия укрепляют рыночную среду, привлекают средства населения в хозяйственный оборот, снижают социальную напряженность в обществе. Страны с переходной экономикой разрабатывают и осуществляют специальные программы поддержки и развития малого бизнеса.

2. Содержание предпринимательской деятельности

 

     Содержание  предпринимательства, границы его  осуществления тесно связаны  с формами и видами предпринимательской  деятельности (табл.1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

     Таблица 1.1. Классификация предпринимательской деятельности

Признаки  классификации Характеристика  предпринимательской деятельности
По  сфере

деятельности

Производственная Коммерческая Финансовая Сфера

потребления

По  организационно-правовому статусу Без образования 

Юридического

лица

Частное

предприятие

Фермерское 

хозяйство

Общество с  ограниченной ответствен-ностью
Малое

предприятие

Смешанное

товарищество

Закрытое или 

открытое 

акционерное

общество

Совместное  предприятие
По  отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная
По  количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная
По  масштабам производства и численности  работников Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Большое предприятие
По  территориальному признаку Сельская,

районная

Городская,

областная

Региональная,

национальная

Зарубежная
По  отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Метало-

обрабатывающая,

горнодобывающая

Пищевая,

судостроительная

Энергетика, транспорт, связь

Информация о работе Сущность предпринимательства