Сущность, причины и изменение инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование политики занятости и изучение проблемы обеспечения организаций и предприятий рабочей силой. Задачи:
- Изучить сущность и принципы государственной политики занятости.
- Рассмотреть государственную службу занятости и перспективы развития рынка труда.
-Проанализировать кадры предприятия и определение потребности в рабочих и специалистах на предприятии.
-Исследовать проблемы обеспечения предприятий и организаций рабочей силой.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение17.docx

— 38.11 Кб (Скачать файл)

                                               Введение

          В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но наоборот, всё более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие испытывают в ее решении значительные трудности. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Эта тема всегда будет актуальной, т.к. чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт. Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП, что создает значительные трудности, при решении государством различных социальных проблем. Высокая безработица в свою очередь приводит к усилению криминальной ситуации в стране и влияет на другие негативные явления в обществе. Поэтому обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации. Иначе говоря, проводит политику занятости.Целью данной работы является исследование политики занятости и изучение проблемы обеспечения организаций и предприятий рабочей силой. Задачи:

- Изучить сущность  и принципы государственной политики  занятости.

- Рассмотреть государственную  службу занятости и перспективы  развития рынка труда.

-Проанализировать  кадры предприятия и определение  потребности в рабочих и специалистах  на предприятии.

-Исследовать проблемы  обеспечения предприятий и организаций  рабочей силой.

 

 

             1. Сущность и цели государственной политики занятости.

На сегодняшний  день рынок труда постепенно приобретает  основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве  рабочей силы, отвечающей требованиям  современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение  и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы  для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру  занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой. Некоторые экономисты считают неприемлемым вмешательство государства в рыночный механизм Другие, например сторонники кейнсианской школы, настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе и на рынке труда. Так, например Дж.М.Кейнс писал, что.. “..целесообразно проводить политику жесткой зарплаты, чем политику гибкой зарплаты, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы”. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда. Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками, при посредничестве государства. Так, созданная в 1919 г. И ставшая специализированным подразделением ООН с 1946г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека. Таким образом рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов и коллективных договоров. Как мы видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзом), и извне (государством). Что касается политики занятости, в широком смысле она охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.                                                         В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости. Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяют потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако, экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшить свое материальное положение. В результате некоторые оказываются без работы и заработка, и это вызывает некоторую дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого государство и правительство стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности. Политика занятости формируется с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание уделяется группе риска, т.е. занятости женщин, инвалидов, молодежи и.т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга.

Схематически это  можно показать в виде следующего рисунка:

Социальная и  экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость  выполняет экономическую и социальную функцию. При формировании и реализации политики занятости государство  руководствуется определенными  принципами.

              2. Принципы и основные направления политики занятости.

Основные принципы занятости раскрывают характер занятости  в тот или иной конкретно0исторический период развития общества. В условиях трансформации экономики также  возникла необходимость в выработке  и учете таких принципов. Некоторые  из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно  выделить следующие принципы занятости:

1) развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности,  защита национального рынка труда;

2) обеспечение равных  возможностей всем гражданам  в реализации их права на  добровольный труд и свободный  выбор занятости, независимо от  национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;

3) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

4) создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

5) обеспечение социальной  защиты в области занятости,  проведение специальных мероприятий,  способствующих обеспечению занятости  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

6) сочетание местных  мер с централизованными в области занятости;

7) координация мер  по занятости с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  социальное обеспечение, предупреждение  инфляции, регулирование роста и  распределение доходов;

8) поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места;

9) предупреждение  массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

10) координация в  этой области деятельности государственных  органов профессиональных союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения  и контроля за ним;

11) обеспечение занятости  малочисленных народов и народностей  с учетом национальных особенностей  их хозяйственной и культурной  деятельности и исторически сложившихся  видов их занятости;

12) сочетание самостоятельности  органов государственной власти  субъектов государства, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации республиканских программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

13) международное  сотрудничество в области занятости,  включая вопросы труда казахстанских граждан за рубежом и иностранных граждан в государстве.

Указанные принципы государственной политики в области  занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при  правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости. В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством государства, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:

- соблюдения условий  договоров (контрактов) , регулирующих трудовые отношения;

- реализации мер,  предусмотренных законодательством страны о труде, коллективными договорами и соглашениями о защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;

- оказание помощи  в трудоустройстве, профессиональной  подготовке и предоставления  сверх установленной законодательством РК дополнительной материальной помощи, высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

- создание условий  для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки  работающих и.т.д.

Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию возможных массовых увольнениях трудящихся. Кроме того, они обязаны информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Государственная политика занятости и рынка труда в РК характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока второстепенный характер.

         3. Государственная служба занятости, ее функции и структура.

Республиканская служба по труду и занятости - республиканский орган исполнительной власти РК, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:

-разработку мер  финансово - кредитной, инвестиционной  и налоговой политики, направленных  на рациональное размещение производительных  сил, повышение мобильности трудовых  ресурсов, развитие временной и  самостоятельной занятости, поощрение  применения гибких режимов труда,  и других мер, способствующих  сохранению и развитию системы  рабочих мест;

-правовое регулирование  в области занятости на основе  соблюдения законных прав и  интересов граждан и соответствующих  государственных гарантий, дальнейшее  совершенствование законодательства  о занятости населения;

-разработку и  реализацию республиканской и территориальных программ содействия занятости населения;

-создание республиканской государственной службы занятости населения

В обязанности служб  занятости входит:

-анализ и прогнозирование  спроса и предложения на рабочую  силу,

-информация о  состоянии рынка труда;

-учет свободных  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

-консультации о  возможностях получения работы  и обеспечения рабочей силой,  о требованиях к профессиям  и работникам и по другим  вопросам, связанным с обеспечением  занятости;

-оказание услуг  по трудоустройству;

-регистрация безработных,  оказание им помощи, включая выплату пособий;

-организация разработки  программ занятости с предусмотренными  в них мерами социальной защиты  различных групп населения;

-организация профессионального  обучения и переобучения граждан.

Службы занятости  имеют право:

-запрашивать от  всех структур информацию о  предполагаемых изменениях, результаты  которых ведут к высвобождению  трудящихся, а также сведения  о наличии свободных рабочих  мест;

-направлять на  все виды предприятий трудящихся  по вопросам трудоустройства;  разрабатывать и выносить на  рассмотрение органов исполнительной  власти предложения об установлении  минимального количества рабочих  мест для трудоустройства;

-направлять незанятых  граждан по их желанию на  оплачиваемые общественные работы;

-оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;

-выдавать пособия  по безработице, приостанавливать  или отменять выплату пособий.

Главной целью и  конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение  максимального трудоустройства  незанятого, ищущего работу трудоспособного  населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В  РК создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Республиканская служба занятости населения.

Республиканская государственная служба занятости:

1. Республиканская государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории РК, деятельность которой направлена на:

-оценку состояния  и прогноз развития занятости  населения, информирование о положении  на рынке труда;

-разработку и  реализацию республиканской, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

-содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых  работников;

-организацию при  необходимости профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  безработных граждан;

-осуществление  социальных выплат в виде пособия  по безработице, стипендии в  период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.

Информация о работе Сущность, причины и изменение инфляции