Сущность стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це¬лей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. История возникновения стратегического планирования
1.2. Сущность стратегического планирования
1.3. О стратегическом планировании в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность планирования..docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

При всей несомненной актуальности стратегического планирования, опыт зарубежных фирм показал, что нередко  его внедрение в практику управления сопровождалось не только успехами, но и неудачами. Основными причинами  такого исхода обычно являлись следующие:

  • Нарушение баланса власти и ответственности за выработку стратегического плана между линейными руководителями и плановыми подразделениями предприятия;
  • Стратегический план не обеспечен механизмами его практической реализации, т. е. отсутствует полноценное организационное сопровождение выполнения стратегических программ;
  • Недостаточный уровень профессионализма у руководителей разных звеньев управления, их неспособность руководствоваться в своей деятельности пунктами стратегического плана;
  • Неупорядоченный ритм текущей деятельности затрудняет последовательную ориентацию на задачи долгосрочной перспективы, закрепленные в стратегическом плане, т. е. снижается внимание к реализации стратегических планов;
  • Недостатки самого стратегического плана, в котором не определены конкретные, ясные, практически достижимые, поддающиеся контролю цели.

Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – Финстат, 2011г., стр. 36 

Стратегический план является долгосрочной программой действий, в  которой учитываются перспективы  изменения конъюнктуры рынка, характера  конкуренции и сдвиги в собственных ресурсных возможностях. Он представляет собой обобщающую модель поведения предприятия на длительную перспективу. В стратегическом плане определены главные цели предприятия, общие направления деятельности и основные способы их достижения.

Сущность стратегического  планирования раскрывается в его  функциональных характеристиках. Стратегический план является:

  • Средством достижения конечного результата деятельности предприятия;
  • Инструментом, обеспечивающим объединение в единое целое всех частей организации и основных аспектов деятельности фирмы;
  • Документом, определяющим позицию предприятия в окружающей среде;
  • Итогом анализа сильных и слабых сторон предприятия и оценки возможностей и препятствий развития предприятия в будущем;
  • Упреждающим проектом реакции фирмы на изменения внешней среды.

Стратегический план обладает следующими особенностями:

  • Является комплексным, охватывающим многообразие видов плановой деятельности фирмы;
  • Носит инновационный характер;
  • Служит основой для разработки оперативных планов, бизнес-планов;
  • Интегрирует в единое целое разные направления управления фирмой: финансами, производством, маркетинг и др.;
  • Основывается на системном подходе к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
  • Устанавливает поэтапные контрольные параметры для последующего мониторинга;
  • Предусматривает механизмы обратной связи в процессе реализации плана.

Заключение: В стратегическом планировании лежит понятие стратегии. Отражаются основные цели компании, например: расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований. Он отвечает своему назначению, если обеспечит сохранение максимальной эластичности поведения фирмы, а еще формирует общую идею будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Стратегическое планирование, оно представляет собой процесс моделирования будущего, включает определение целей и формулировку долговременного развития. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития.

 

 

1.3. О стратегическом  планировании в России

 

В Советский период России называлось комплексное научно–техническое и социально-экономическое прогнозирование.

В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще некоторые используют словосочетание «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики государства на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчёта плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации — России от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в России понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путём разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития России с учётом задач обеспечения национальной безопасности»

Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей — государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей.

Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием  для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.

Первый в мире государственный  стратегический план разработан в 1920 году в Советской России Государственной комиссии по электрификации России во главе с Г. М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года.

С тех пор Россия наработала колоссальный и уникальный в мировой практике опыт и школу планирования.

В МГУ имени М. В. Ломоносова, в рамках междисциплинарной образовательной программы, осуществляется подготовка специалистов, владеющих инструментарием стратегического планирования.

Заключение: В Советский период России стратегическое планирование называли комплексное научно–техническое и социально-экономическое прогнозирование. Указом Президента Российской Федерации — России от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в России понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920 году в Советской России Государственной комиссии по электрификации России во главе с Г. М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920 года.

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегическое_планирование 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мною были рассмотрены  теоретические вопросы, связанные  со стратегическим планированием. Проведена  оценка необходимости введения на предприятии  стратегического планирования. 
По результатам работы можно сделать следующие выводы: 
1. Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям. Но это — непростое орудие, и его внедрение и использование обходятся недешево. 
2. Стратегия — это инструмент, который может серьезно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, а также при сбоях в обеспечении правопорядка, в работе системы здравоохранения и городского коммунального хозяйства. 
Поэтому стратегия заслуживает самого серьезного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма. 
3. Стратегическое планирование как логический, аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий. 
В то же время практика показывает, что на неритмично работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и объединений. Чтобы их реализовать, каждое предприятие должно иметь четкую систему стратегического планирования. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва, 2010 год., стр. 131  
3. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы – Финстат, 2011г., стр. 36 
4. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с английского –   М: Юнити, 2011г., стр. 92 
5. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, 2010г., стр. 28 
6. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие., 2010г., стр. 109

7. Петров А.Н. Стратегический менеджмент – Питер, 2009 г., стр. 85

8. Источник с интернета: http://ru.wikipedia.org/wiki/Стратегическое_планирование


Информация о работе Сущность стратегического планирования