Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов, а также совокупность действий по проверке законности, эффективности использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль отличается от прочих видов контроля в экономике (налогового, таможенного, экологического, санитарного и др.) тем, что по своей природе является стоимостным контролем, поскольку проводится во всех сферах общественного хозяйства.

Содержание

Сущность и принципы организации финансового контроля.
Виды и методы финансового контроля.
Органы государственного финансового контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

Tema_3.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА №3: Сущность финансового контроля, его виды и  органы осуществления.

План.

  1. Сущность и принципы организации финансового контроля.
  2. Виды и методы финансового контроля.
  3. Органы государственного финансового контроля.

 

1. Сущность  и принципы организации финансового контроля.

Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов, а также совокупность действий по проверке законности, эффективности использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль отличается от прочих видов контроля в экономике (налогового, таможенного, экологического, санитарного и др.) тем, что по своей природе является стоимостным контролем, поскольку проводится во всех сферах общественного хозяйства.

Объекты финансового контроля — это финансовые показатели деятельности (прибыль, себестоимость, рентабельность, платежеспособность и т.д.) предприятий всех организационно-правовых форм.

Задачи финансового контроля:

• способствовать эффективному и рациональному использованию финансовых ресурсов предприятия;

  • выявлять внутрипроизводственные финансовые резервы, с помощью которых можно увеличить объемы получаемой прибыли;
  • способствовать оптимальному формированию финансовых ресурсов предприятия, т.е. соотношению собственных и заемных финансовых средств (кредит, спонсорские деньги);
  • обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов деятельности предприятий;
  • осуществлять контроль за всей финансовой дисциплиной предприятия.

Финансовый контроль многоуровневый и всесторонний.

Реализация финансового контроля осуществляется в экономике на определенных уровнях. В связи с этим выделяют:

  1. контроль на государственном уровне;
  2. контроль на уровне предприятий.

Государственный финансовый контроль предназначен для проверки исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также финансовой деятельности государственных унитарных предприятий.

Государственный финансовый контроль — система государственных мер конкретных органов власти и управления, направленных:

  • на соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
  • на эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
  • на выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
  • на успешную реализацию межбюджетных отношений, эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
  • на пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;
  • на улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Финансовый контроль на уровне предприятий, т.е. за деятельностью предприятий, направлен:

  • на проверку эффективности использования денежных средств (собственных, заемных и привлеченных) предприятий;
  • на анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с запланированными;
  • выявление внутрипроизводственных резервов роста прибыли предприятий;
  • на определение правильности и достоверности финансовой отчетности;
  • на улучшение финансовой дисциплины предприятий.

В 1977 г. Международная организация высших органов финансового контроля приняла Лимскую декларацию, в которой изложены основные принципы организации финансового контроля. Декларацию подписали 178 стран, которые неукоснительно должны соблюдать принятые принципы. Основные принципы:

  • независимость;
  • объективность и компетентность;
  • гласность;
  • результативность;
  • четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  • неподкупность субъектов контроля;
  • обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  • превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
  • презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
  • согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Независимость контроля должна быть обеспечена:

  • финансовой самостоятельностью контрольного органа;
  • длительными полномочиями руководителей органов контроля и конституционным характером этих полномочий.
  • финансовой независимостью контрольных органов;
  • отсутствием постороннего влияния на контролеров и связью с контролируемыми организациями.

В соответствии с этой Декларацией учреждение высшего контрольного органа и необходимая степень его независимости должны быть заложены в конституции.

Кроме того, в стране должна присутствовать соответствующая юридическая защита, которая гарантирует невмешательство в деятельность контрольных органов.

Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Объективность и компетентность проверяющих означает, что они имеют соответствующую профессиональную подготовку и в момент проверки проводят объективный финансовый контроль на основе имеющейся финансовой документации.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации. Гласность проведения финансового контроля в Европе означает, что после его проведения информация о допущенных нарушениях становится достоянием общественности.

Результативность контроля зависит от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, а также от регламента ревизий и проверок. Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.

В соответствии с Декларацией члены и сотрудники контролирующих органов должны иметь квалификацию и быть честными, иметь теоретическую подготовку и быть работоспособными».

Декларация требует, чтобы максимальное внимание уделялось дальнейшей теоретической и профессиональной подготовке всех сотрудников, что должно поощряться всеми возможными финансовыми средствами.

Для обеспечения подбора кадров высокой квалификации уровень их заработной платы должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к кадрам по роду их деятельности.

 

2. Виды и  методы финансового контроля.

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Финансовый контроль можно классифицировать в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.д.

Финансовый контроль по времени проведения:

  • предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти, а также при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он имеет предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основу составляет анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета  и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный контроль. Он осуществляется через органы государственной власти и управления, направлен на объекты, подлежащие контролю, независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и т.д.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль проводят аудиторские фирмы.

Методы финансового контроля — совокупность способов, приемов, средств, с помощью которых осуществляется финансовый контроль.

Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения, особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль; объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Для осуществления контроля могут использоваться разные методы, к числу которых относятся: 1) проверка; 2) обследование; 3) анализ; 4) надзор; 5) ревизия.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основании отчетных, балансовых и расходных документов согласно регламентам, определяемым соответствующими контрольными ведомствами или руководством организации (при проведении внутреннего контроля).

Выделяют документальные проверки, которые проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если сохранность документов не гарантируется, если они могут быть подменены или уничтожены.

Обследование основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.

Анализ — комплексный подход в исследовании нескольких вопросов финансового состояния предприятия, близко стоящих друг к другу (например, изучение себестоимости, цены и прибыли), в целях общей оценки результатов деятельности и выявления причин, лежащих в основе этого. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Предполагается соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, со стороны Департамента страхового надзора Минфина России осуществляется надзор за страховыми компаниями.

Ревизия выступает одним из важных методов финансового контроля и представляет собой полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ревизии подразделяют следующим образом:

1. Комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области.

2. Тематические ревизии — проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такие ревизии не дают полного представления о работе объекта, но позволяют провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению. Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основании которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор.

В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, должны быть указаны время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания. После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений — в следственные органы.

По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные проверки, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

Информация о работе Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления