Сущность, финансы и организация финансов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:31, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - сделать общий обзор финансов предприятий, рассмотреть основные принципы их организации, и рассмотреть такой важный процесс современных предприятий, как бюджетирование, на конкретном примере.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Раскрыть сущность финансов, дать им характеристику;
Выделить функции финансов;
Определить принципы;
Рассмотреть состояние данного вопроса в данное время в современных компаниях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность, финансы и организация финансов предприятия
Сущность финансов предприятия
Функции финансов предприятия
Принципы финансов предприятия
Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика_18.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время предприятия:

  • самостоятельно развивают внутрифирменное финансовое планирование (бюджетирование), основанное на изучении спроса на их продукцию и возможностей ее реальных продаж;
  • применяют свободные рыночные цены как на продукцию своего производства, так и на потребляемое сырье, материалы и полуфабрикаты (за исключением продукции (услуг) предприятий естественных монополий);
  • самостоятельно устанавливают различные формы оплаты труда с единственным ограничением — минимальным уровнем оплаты труда, устанавливаемым законом.

После уплаты налогов  предприятия полностью распоряжаются  остающейся у них нераспределенной прибылью, самостоятельно выбирают наиболее эффективные объекты инвестирования, вложений в оборотные, внеоборотные и нематериальные активы, самостоятельно разрабатывают учетную политику, влияющую на формирование финансовых показателей. Предприятия самостоятельно выбирают и коммерческие банки для открытия счетов — расчетных, валютных и др., имеют возможность кредитоваться и вести расчетные операции в нескольких коммерческих банках (раньше они обязаны были обслуживаться в районном государственном банке по месту своей регистрации и имели право открывать только один расчетный счет). Любое предприятие может стать участником внешнеэкономической деятельности. Таким образом, сегодня предприятия обладают подлинной финансовой независимостью, но вместе с тем существенно возрастает их экономическая ответственность. Так, возникновение систематических неплатежей может привести к их банкротству, ошибки в управлении акционерным капиталом — к потере части собственности, снижению стоимости фирмы (капитала). Любые нарушения в области бухгалтерского учета могут повлечь штрафные санкции со стороны налоговых органов. Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям, получения предприятиями (кроме унитарных и казенных) полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства (ведения бизнеса) перечисленные ранее принципы перестали служить основой для принятия как стратегических, так и тактических финансовых решений. На их основе нельзя разработать современную финансовую политику предприятия.

До последнего времени  для многих предприятий еще характерна реактивная форма управления финансами. Она базируется на принятии управленческих решений как реакции на текущие проблемы, т.е. сводится, как правило, к обеспечению любой ценой наиболее срочных текущих платежей и влечет существенные нарушения интересов собственников и менеджеров, интересов коллективов предприятий и фискальных интересов государства. Рекомендуется решение следующих стратегических задач финансовой политики предприятия, адекватных рыночным условиям:

  • максимизация прибыли предприятия;
  • оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
  • достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • создание эффективного механизма управления предприятием;
  • использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов.

Реализация финансовой политики предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике. Обобщение зарубежного  опыта организации корпоративных  финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет выделить следующие основные принципы современной организации финансов предприятий России:

1) плановости, который обеспечивает соответствие объема продаж — издержкам, инвестиций — потребностям рынка и платежеспособного спроса. Этот принцип наиболее полно реализуется при внедрении современных методов внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования) и контроля;

2) финансового соотношения сроков. Этот принцип обеспечивает минимальный разрыв во времени между получением и использованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств здесь понимаются возможности их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депозиты и т.п.);

3) взаимозависимости финансовых показателей — позволяет учитывать изменения в действующем законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, налогообложение, учетный процесс и бухгалтерскую отчетность;

4) гибкости (маневрирования) — обеспечивает возможность маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат в текущей и инвестиционной деятельности;

5) минимизации финансовых издержек — финансирование любых инвестиций и других затрат должно обеспечиваться самым дешевым способом;

6) рациональности — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым уровнем и обеспечивать минимальные риски;

7) финансовой устойчивости — обеспечение финансовой независимости, т.е. соблюдения критической точки удельного веса собственного капитала в общей его величине (0,5) и платежеспособности предприятия, т.е. его способности к погашению своих краткосрочных обязательств.

Реализация этих принципов  должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера); отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.); виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Перечисленные выше принципы организации финансов наиболее полно реализуются на предприятиях сферы материального производства. Для них характерно функционирование на основе коммерческого расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Каждое предприятие сферы материального производства функционирует относительно замкнуто со своим индивидуальным кругооборотом средств. В результате его хозяйственной деятельности генерируются денежные потоки от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности как разность между поступлениями средств («приток») по всем перечисленным видам деятельности и «оттоком» денежных средств в виде оплаты за различные ресурсы, необходимые для осуществления всех хозяйственных операций предприятия.

Конкретные особенности  финансов предприятий сферы материального производства определяются организационно-правовой формой их предпринимательской деятельности, технологическими и отраслевыми особенностями. Например, для строительства характерны взаимоотношения заказчиков (инвесторов) и подрядчиков, осуществление работ в строгом соответствии с проектно-сметной документацией; длительный цикл строительства требует больших вложений средств в незавершенное строительство; порядок расчетов за законченные объекты определяет особенности формирования прибыли, уплаты и возмещения НДС; в составе основных средств значителен удельный вес арендованного оборудования, а в составе оборотных активов отсутствуют средства, вложенные в готовую продукцию, но более значителен удельный вес средств в расчетах. Для торговли характерен быстрый оборот средств, выручка (в розничном звене) поступает в налично-денежной форме; в структуре основных средств велика доля арендованных помещений и оборудования, поэтому особое внимание финансистов должно быть обращено на правильность заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек. В оборотных средствах значительная часть вложена (до 90%) в товарные запасы. Имеются также существенные особенности в формировании валового дохода — основного показателя деятельности в зависимости от формы реализации товаров, применения торговых надбавок. Прибыль торговых организаций определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения.

Таким образом, конкретная реализация принципов организации  финансов зависит от отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в  современных условиях России многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей.

 

 

Глава 2. Система контроля над финансовыми потоками

 

Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.

В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа  исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими  на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Чтобы осуществить эти  функции, важно наладить эффективную  систему контроля.

Проверенные методы

В компании может быть реализовано множество различных  методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод "освоенного объема" для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:

- контроль бюджетов  по отклонениям;

- оперативный контроль  платежей (казначейский контроль).

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

- выявляют отклонения  на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);

- оценивают отклонения  с точки зрения влияния на  запланированный результат;

- определяют характер  отклонений (например, регулярное или  случайное) и их причины, которые  могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий;

- подготавливают рекомендации  и возможные управленческие решения  на основе анализа отклонений.

Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические  службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).

Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической  службы постатейно сравнивают фактические  и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула "факт" - "план", по расходным статьям - формула "план" - "факт".

Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:

 

("отклонение по  статье"/ "отклонение по прибыли") х 100%

 

В столбце "Отклонение" мы получили данные, которые говорят  о том, что полученная фактическая  прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец "Удельный вес"), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация.

На основе данных расчетов специалист финансово-экономической  службы подготавливает аналитическую  записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье "Охрана" на 10 000 рублей, а по статье "Заработная плата" - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.

Контроль отклонений по своей природе является "контролем  по факту свершившейся операции". Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям "Расходные материалы" и "Реклама". Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.

Информация о работе Сущность, финансы и организация финансов предприятия