Сущность, цели и задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Сущность планирования и прогнозирования……………………………....5
2. Важнейшие принципы планирования и прогнозирования в условиях рыночной экономики………………………………...…………………..…...9
3. Виды планирования и прогнозирования…………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya1.docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

С целью обеспечения наиболее эффективного функционирования экономики должен соблюдаться принцип оптимальности. Термин "оптимальный" означает наилучший, то есть из всех возможных вариантов должен выбираться наилучший, наиболее эффективный.

Принцип адекватности целесообразно  в большей мере рассматривать  применительно к моделированию  социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, то есть отражать реальные процессы.

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при  учете в процессе разработки прогнозов  и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого  принципа заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций  и обеспечении их соблюдения.

Принцип сочетания отраслевого  и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы  разрабатывались с учетом интересов  данной территории и рационального  использования местных ресурсов. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности общественного  производства, росту благосостояния народа и улучшению состояния  окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды планирования и прогнозирования

 

 

Анализ развития большинства развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость  между экономической политикой  государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты  рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия  для свободного предпринимательства  и добросовестной конкуренции. В  современном рыночном хозяйстве  государство стало фактически мозговым центром, который регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста.

Государственное регулирование в  рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением Валового национального продукта.

Одним из наиболее важных инструментов в системе государственного регулирования  национальной экономики является осуществление  планирования и прогнозирования  ее основных параметров развития.

Наукой и практикой разработаны  различные виды планирования, из которых  наибольшее распространение получили директивное, стратегическое, индикативное.

Более 70 лет настойчиво говорилось о приоритете нашей страны в разработке теории и применения на практике планирования как главнейшего регулятора протекания всех общественных процессов. При этом в качестве базовой была принята  директивная форма, которая понималась как единственно возможная и  единственно правильная. Между тем, это далеко не так. Мировым сообществом  также широко применяются и другие виды планирования и прогнозирования, а именно индикативное и стратегическое.

Директивное – то есть обязательное, жесткое, подлежащее исполнению. Оно нашло применение только в отношении планирования, поскольку прогноз носит вероятностный характер, а это противоречило принципу директивности. Директивность предполагала применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач.

Условие обязательности реализуется  через издание соответствующих  административно-распорядительных документов - законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени  выполнения с применением мер  административного и другого  воздействия к исполнителям в  зависимости от достигнутого конечного  результата.

Определенные положительные результаты данной формы планирования позволяют  ряду экономистов считать его  жизненно важным и наиболее эффективным  инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, это то, что органы государственного управления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера.

К объективным обычно относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние  отклонения (нарушения сроков и других условий при поставках сырья, материалов, энергии, комплектующих  изделий и др.), колебания в  функционировании бюджетно-кредитной  системы и т.д.

К субъективным причисляют резкое снижение мотивации органов управления и  трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости  от выполнения и перевыполнения установленного задания.

Цели и задачи плана, как правило, состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства  страны. Его содержание и уровень  зависят от конкретно складывающейся ситуации и могут меняться с течением времени.

Между тем, планирование может успешно  выполнять возложенные функции  и тогда, когда оно вместо жесткого носит более свободный, раскрепощенный характер. Формы такого планирования нашли широкое развитие и применение по существу во всех государствах мира. Наиболее массовыми из них являются стратегическое и индикативное планирование и прогнозирование.

Стратегическое планирование - процесс  определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу, и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды.

При стратегическом планировании в  отличие от директивного планирования решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни  населения, обороноспособность страны и др., при этом конечный результат  не является строго фиксированным, а  расположен в определенной зоне с  заданными предельными границами  по величине и времени.

Характер задач зависит от поставленных органом управления стратегических целей развития, которые в решающей степени задают направленность и  содержание планирования. В конечном счете, цель стратегического планирования заключается в построении модели будущего развития государства или другого объекта, применительно к которому осуществляется планирование. В большинстве случаев разрабатываются несколько альтернативных моделей, из которых выбирается одна более совершенная.

Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных  в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы  мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений  в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества. Его назначение - сделать  оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но, в первую очередь, с позиций  завтрашнего дня.

Учитывая относительно длительный период по времени, сложность рассматриваемого объекта и в этой связи неопределенность многих показателей, стратегическое планирование в основном выполняет функции  активного прогноза с применением  соответствующих методов прогнозирования  при его разработке. Как и для  долгосрочных прогнозов, период упреждения по времени стратегических планов составляет 20-25 и более лет.

Стратегическое планирование особенно характерно для США. В рамках стратегического  планирования определяются пути, по которым  предстоит идти обществу, решаются и другие важные вопросы - на каких  рынках лучше действовать, какую  новейшую технологию осваивать, как  обеспечить социальное единство страны, на какой сектор экономики и общественные структуры опираться. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно  складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз дополняет  стратегический и выступает в  качестве практического инструмента в развитии экономики на кратко- и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция социально-экономическою  развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система  экономических регуляторов и  государственные целевые комплексные  программы) части.

В настоящее время индикативное планирование получает все большее  признание и применение практически  во всех государствах мира. Данная форма  предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает  регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит преимущественно  рекомендательный характер, однако в  руках государства остается система  прямых и косвенных регуляторов  в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных  субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. Например, если стоит  задача увеличения производства какого-нибудь вида промышленной или сельскохозяйственной продукции, то государством прогнозируется предоставление товаропроизводителям льготных кредитов для развития материально-технической  базы, приоритетное обеспечение ее реализации и т.д.

Однако индикативное планирование само по себе не является панацеей в  решении всех социально-экономических  проблем. Успех его реализации, как  свидетельствует мировой опыт, определяется многими факторами. Важнейшими среди  них являются: законодательное обеспечение  экономического развития; адекватность проводимой руководством страны экономической  политики содержанию планов; мотивация  субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственного права  как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.

Осуществление планирования невозможно представить без прогнозирования, на основе которого зачастую и происходит обоснование плановых показателей.

В настоящее время сложилась  определенная классификация экономических прогнозов, то есть система их деления на классы согласно определенным признакам (критериям). Типовая классификация экономических прогнозов предусматривает их деление с учетом следующих критериев:

1. В соответствии с проблемно-целевым  критерием различают прогнозы: поисковый  и нормативный. Этот критерий  дает ответ на вопрос: «Для  чего разрабатывается прогноз?»

Поисковый прогноз (или: исследовательский, трендовый, генетический) - это прогноз  определения возможных состояний  явления в будущем. Он отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения действующих  тенденций. Примерами такого прогноза являются прогнозы урожайности сельскохозяйственных культур, числа браков или разводов в обществе. Основным методом прогнозирования  является экстраполяция.

Нормативный прогноз (или: программный, целевой) выполняется с целью  определения путей и сроков достижения возможных состояний объекта  прогнозирования в будущем, принимаемых  в качестве цели. Например, составляется прогноз динамики потребления мясопродуктов населением региона при имеющихся физиологических нормах потребления. Основным методом прогнозирования является интерполяция.

2. По критерию природы объекта  выделяют прогнозы: социальные (в  том числе демографические); ресурсные  (природные, материальные, трудовые, финансовые); научно-технические (перспективы  развития науки и техники и  влияния этих достижений на  экономику); общественных и личных  потребностей (спрос, потребление  отдельных товаров, потребности  в объектах образования, здравоохранения,  правопорядка, культуры и др.).

3. По критерию времени выделяют  прогнозы: оперативные, краткосрочные,  среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные.

Оперативный прогноз составляется на период до 1 месяца; краткосрочный - от 2 месяцев до 1 года; среднесрочный - от 1 года до 5 лет; долгосрочный - от 5 до 15 лет; дальнесрочный - на период свыше 15 лет.

4. По критерию сложности различают  прогнозы: сверхпростой, простой, сложный,  сверхсложный. Эти прогнозы различаются  наличием взаимосвязанных переменных  в их описании: в сверхпростом  прогнозе отсутствуют существенные  взаимосвязи, в сверхсложном прогнозе - взаимосвязи тесные (с коэффициентом  корреляции близким к 1).

Информация о работе Сущность, цели и задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов