Сущность экономических методов управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является определение и расчет платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Расчет платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 01.01.2002 №7- ФЗ « Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Негативное воздействие – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.[1]

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой экономика и прогн.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

     Целью моей курсовой работы является определение и расчет платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Расчет платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 01.01.2002 №7- ФЗ « Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Негативное воздействие – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.[1]

      К видам негативного воздействия относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Действующие Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 №344 (ред. от 08.01.2009) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» охватывает только выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления. Правовые документы взимания платы за другие перечисленные виды негативного воздействия на сегодняшний день отсутствует. [2]

     Порядок  платы определен Постановлением  Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об  утверждении порядка платы и  ее предельных размеров за  загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». [3]

 

 

 

     В этом постановлении определены плательщики платы за негативное воздействие – это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность  экономических методов управления  природопользованием

 

     Природопользование  – использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей общества. Так же природопользование – это наука о рациональном использовании природных ресурсов обществом – комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных технических наук. Это один из самых сложных объектов управления. Поэтому необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

     Цель управления  природопользованием – обеспечение  выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство ископаемых, очистки вод и вредных выбросов в атмосферу. В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и населения страны. Среди них наиболее распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы и управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

     Экономические  методы управления природопользованием заключается в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п. Они призваны обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных других ресурсов, охрану и воспроизводство окружающей природной среды. При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Предприятия и объединения  вносят плату за природные ресурсы  согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ платежи взимаются в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнений. Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и рациональное природопользование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.        

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

2 Понятие и  виды платы за выбросы и  сбросы загрязняющих веществ

 

     Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 01.01.2002 №7-ФЗ устанавливается плата за использование природных ресурсов. Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений. К обязательным платежам относится плата за загрязнение окружающей природной среды.

     Чтобы рассчитать  размер платежей необходимо знать  количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу и сбросы в водные объекты, и базовые нормативы платы. Предельно-допустимые (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.

     Когда фактические  объемы по итогам года превышают  установленные лимиты, то плата  за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если отсутствует разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-ти кратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ. Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.

     Виды экологических  платежей:

     - плата  за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

     - плата  за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

     - плата  за размещение отходов;

     - плата  за другие виды вредного воздействия  на окружающую среду.

     Базовые  нормативы платы и конкретные  ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

     - за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещения отходов, другие виды  вредного воздействия в пределах  допустимых нормативов;

     - за выбросы,  сбросы загрязняющих веществ,  размещения отходов, другие виды  вредного воздействия в пределах  установленных лимитов (временно  согласованных нормативов).

     Постановление  правительства РФ от 28.08.1992 года  №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»

     Настоящий  порядок распространяется на  предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

     - выброс  в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

     - сброс  загрязняющих веществ в поверхностные  и подземные водные объекты;

     - размещение  отходов;

     - другие  виды вредного воздействия (шум,  вибрация, электромагнитные и радиационные  воздействия и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

3Методика расчета  платы за сбросы

Размер экологических  платежей определяется как сумма  платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов сбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и влажность территорий.

     Установлены  базовые нормативы платы за  сбросы загрязняющих веществ  в поверхностные водные объекты. Плата зависит от количества сбрасываемых вредных веществ. Введены ставки платы за сброс, превышающий предельно допустимый норматив и не превышающий временно согласованных сбросов, то есть находящимся в пределах установленных лимитов.

     Плата за загрязнение  поверхностных водных объектов  складывается из:

     - плата за допустимые  сбросы в поверхностные воды;

     - плата за сбросы  в пределах лимита;

     - платы за сбросы, превышающие лимиты.

     Плата за размещение  отходов производства и потребления.

     Плата за размещение  отходов складывается из:

     - плата за размещение  отходов в пределах установленных  лимитов;

     - плата за сверхлимитное  размещение отходов при соблюдении  условий размещения;

     - плата  за несанкционированное размещение  отходов.

 

 

 

 

 

 

 

4 Расчет платы за негативное воздействие от предприятия ООО Тепловодоканал

     Плата за негативное воздействие на окружающую среду от предприятия ООО Тепловодоканал осуществляется в основном за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и платы за размещение отходов.

     Исходные  данные приведены в таблице  1

     Таблица  1 – Данные для расчета по  сбросам в поверхностные воды

Наименование ЗВ

Установлены нормативы, т/год

Фактическая масса сброса (mф), т/год

Норматив платы, руб/тонн

В пределах ПДС

В пределах ВСС

В пределах ПДС, (Б1i)

В пределах ВСС, (Б2i)

Взвешенные вещества

1,136

 

1,136

366,00

1830,00

Нефть и нефтепродукты

0,0164

 

0,0164

5510,00

27550,00

БПК

0,094

 

0,094

91,00

455,00

Сульфат-анион

0,752

 

0,752

2,80

14,00

Хлориды

0,932

 

0,932

0,90

4,50

Аммоний-ион

0,056

 

0,056

551,00

2755,00

Нитрат-анион

0,586

 

0,586

6,90

34,50

Нитрит-анион

0,016

 

0,016

3444,00

17220,00

Кальций

1,018

 

1,018

1,20

6,00

Магний

0,024

 

0,024

6,90

34,5

Железо

0,004

 

0,004

2755,00

13775,00

Медь

0,00016

 

0,00016

275481,00

1377405,00

Никель

0,0005

 

0,0005

27548,00

137740,00

Цинк

0,0014

 

0,0014

27548,00

137740,00

Фосфаты

0,02

 

0,02

1378,00

6890,00


 

 

     Плата за загрязнение окружающей природной среды (Пз.ос) (руб) рассчитывается по следующей формуле:

      Пз.ос.= Па.в. + Пв.о + Потх., (1)

      где  Пв.о.= Пв.о.н .+  Пв.о.л. + Пв.о.с/л. – плата за сброс сточных вод в водные объекты в пределах норматива, лимита и сверхлимита (руб.);  (2)

      Па.в = Па.в.н + Па.в.л + Па.в.с/л. – плата за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных и передвижных источников в пределах норматива, лимита и сверлимита (руб.);  (3)

      Потх. = Потх.л. + Потх.с/л. – плата за размещение отходов производства и потребления в пределах лимита и сверхлимита (руб.);   (4)

      Произведем  расчет платы за сбросы ЗВ  по следующим формулам:

Пв.о.н. = ∑ni=1 Б1i * mнi * Кэкол.знач. * Кинд. * Кдоп. – расчет платы в пределах норматива;  (5)

 

Пв.о.л. = ∑ni=1 Б2i * (mлi – mнi) * Кэкол.знач. * Кинд. * Кдоп.- расчет платы в пределах установленных лимитов (ВСС);  (6)

Пв.о.с/л. =5 ∑ni=1 Б2i * (mфi – mлi) * Кэкол.знач. * Кинд. * Кдоп – расчет платы за сверхлимитное загрязнение, 5- повышающий коэффициент.  (7)

     Базовые  нормативы платы ежегодно умножаются на коэффициенты индексации с учетом инфляции ( Кинд. = 2,2), а также корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации (Кэкол.знач. = 1,1), которые учитывают суммарное воздействие, оказываемое выбросами, сбросами и размещением отходов загрязняющих веществ на данной территории. Основой этих коэффициентов является показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономического региона. Коэффициенты экологической ситуации могут быть увеличены решением органов исполнительной власти субъектов Федерации:

     - для природопользователей, расположенных в зонах экологического  бедствия, районов Крайнего Севера и местностях, приравниваемых к ним, на территориях национальных парков, заповедников, в зколого-курортных зонах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции ( до двух раз);

     - для природопользователей, осуществляющих выбросы в атмосферу  городов и промышленных центров – на 20% (Кдоп.=1,2).

     Расчет по сбросам ведем по формуле (5):

Пн.(взв.ве-ва) = 1,136 * 366 * 1,1 * 2,2 = 1006,18 руб.

Пн.(нефть и нефтепродукты) = 0,0164 * 5510 * 1,1 * 2,2 = 218,68 руб.

Информация о работе Сущность экономических методов управления природопользованием