Сущность экономического роста, его типы и показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

Экономика - это наука о богатстве, и естественно, что с самого начала возникновения в центре ее внимания оказалась проблема экономического роста. Разрешение этой проблемы означает поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при постоянном росте населения. Как свидетельствуют данные, на протяжении мировой экономической истории производство росло примерно такими же темпами, что и население, при стабильно низких среднедушевых доходах. Резкий скачок произошел на стадии современного капитализма. По существу, капитализм стал первой экономической системой, которая обеспечила коренной перелом в экономическом росте стран, вставших на путь капиталистического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.docx

— 54.23 Кб (Скачать файл)

 
 

 

Введение

Экономика - это наука  о богатстве, и естественно, что  с самого начала возникновения в  центре ее внимания оказалась проблема экономического роста. Разрешение этой проблемы означает поиск таких факторов развития экономики, которые обеспечили бы повышение уровня жизни при  постоянном росте населения. Как  свидетельствуют данные, на протяжении мировой экономической истории  производство росло примерно такими же темпами, что и население, при  стабильно низких среднедушевых  доходах. Резкий скачок произошел на стадии современного капитализма. По существу, капитализм стал первой экономической  системой, которая обеспечила коренной перелом в экономическом росте  стран, вставших на путь капиталистического развития.

Динамика экономического роста зависит от множества факторов. Знание этих факторов и их влияния  позволяет руководствам стран вырабатывать необходимую экономическую политику и комплекс мер, стимулирующих экономический рост, а также мер, ограничивающих тормозящее влияние этих факторов на экономику страны.

В свою очередь, понимание  особенностей современного экономического роста России поможет выявить  проблемы, тормозящие его, и выработать возможные пути их решения, а анализ доминирующих факторов, влияющих на экономический  рост страны, позволит спрогнозировать его уровень на ближайший период, а также наметить перспективные направления государственной экономической политики, призванной ускорить темпы экономического роста. 

 

1.Государственное регулирование экономики  с точки зрения теории.  
    В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики – это форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.   
     В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха “государственно-монополистического капитализма” (ГМК). Её практика подтолкнула к идее “государственного социализма” – попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению “административно-командной экономики”.  
    Современная экономика, преодолев крайности альтернативного социального состояния (или “капитализм”, или “социализм”), является “социально-рыночной” (смешанной). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную эффективность.   
Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.  
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:  
Предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).  
Государство в рыночной экономике так же вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов.  

Государственное регулирование  преследует три цели:  
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,  
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,  
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становиться наиболее уязвимым.   
   Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Фиаско государственного регулирования может быть вызвано следующими причинами:  
Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди получают прибыль больше, чем люди менее информированные. Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга как государственных лиц. Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени.  
    В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.  
Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.   
Лаг признания (распознавания, осознания) - его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время.   
Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.  
Внешний лаг – это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия – это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.  
Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п.  
Решение этих проблем видится в свободном развитии рыночных процессов, хотя и не отрицается положительная роль государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определённых пределах. Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчёт в том, каких целей они хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают. Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведён в 1952 году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе “Теория экономической политики”. Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает

2. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост - это  процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает  устойчивый характер на остальных стадиях  общественного производства, приводит к количественному и качественному  изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного  благосостояния. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке  времени в какой-то степени облегчается  решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

В самом общем виде экономический  рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального  продукта (ВНП), в возрастании экономической  мощи нации, страны, региона. Это объясняется  тем, что показатель тонального дохода суммирует все виды доходов членов общества, а не только прибыль фирм. Это увеличение можно измерить двумя  взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального  ВНП или ростом ВНП на душу населения. Определенной модификацией ВНП является показатель валовый внутренний продукт (ВВП), который представляет сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами (граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года). Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Разность между показателями ВНП и ВВП незначительна и колеблется в пределах плюс минус 1% ВВП. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального ВНП (ВВП).

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВНП и его составляющих. На макроэкономическом уровне ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются годовой  темп прироста ВНП, годовые темпы  роста ВНП на душу населения, годовой  рост ВНП.

В ряде случаев увеличение может иметь отрицательный знак, что означает падение производства. Экономический рост принято измерять относительно предшествующего периода  в процентах или в абсолютных величинах. Экономический рост может  измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще. Конечной целью экономического роста является потребление, рост благосостояния, расширение ассортимента выпускаемых товаров и услуг, приспособление структуры выпускаемых товаров к структуре потребностей.

В условиях рыночной экономики  для обеспечения производства товаров  и услуг, как известно, необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт  есть функция от затрат труда, капитала и природных ресурсов.

Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных  факторов производства.

Во-первых, важным показателем  экономического роста является отношение  объема выпуска продукции к затратам живого труда, осуществленным в процессе производства товаров и услуг. Обратное отношение - называется трудоемкостью продукции.

Во-вторых, отношение объема продукции к величине использованного в процессе производства капитала - это производительность капитала, или капиталоотдача. Обратный показатель - это капиталоемкость продукции.

В-третьих, важным показателем  экономического роста является и  отношение объема продукции к  затратам природных ресурсов - земли, энергии и так далее - производительность природных ресурсов. Обратное отношение  показывает ресурсоемкость продукции.

Для анализа экономического роста имеют важное значение и показатели предельной производительности, которые определяют размер прироста выпуска продукции в зависимости от прироста каждого отдельного фактора при неизменности остальных факторов производства. Во-первых, это отношение добавочного продукта к добавочному труду, то есть предельная производительность труда. Во-вторых, это отношение добавочного продукта к добавочному капиталу, то есть предельная производительность капитала. В-третьих, отношение добавочной продукции к добавочному использованию природных ресурсов, то есть предельная производительность природных ресурсов

Таким образом, общий объем  выпуска представляет собой сумму  произведений величины каждого из используемых факторов производства на его предельную производительность.

Факторы предложения делают возможным рост производства и тем самым обеспечивают предложение разнообразных товаров и услуг. Но способность к наращиванию производства недостаточна для реального роста, поскольку необходимо реальное использование растущего объема ресурсов (фактор спроса) и эффективное их распределение с целью получения максимального количества полезной продукции (факторы распределения).

В реальном процессе экономического роста все эти факторы тесно  взаимодействуют. Общее представление о таком взаимодействии может дать кривая производственных возможностей.

Кривая ВА показывает максимальное количество вариантов разнообразной продукции, которая может быть произведена придан и качестве материальных и трудовых ресурсов при существующей технологии производства. Усиление воздействия любого из факторов предложения смещает кривую производственных возможностей вправо (DC), способствуя увеличению реального ВНП. Таким образом, экономический рост можно представить как сдвиг кривой производственных возможностей.

Экономический рост определяется рядом факторов: труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность и НТП.

Факторы экономического роста  взаимосвязаны и переплетены. Так, труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в условиях хорошо работающего хозяйственного механизма.

Так, по внешне- и внутриэкономическим  элементам можно выделить внешние  и внутренние факторы (например, капитал  делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить  на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).

Распространено и деление  факторов в зависимости от характера  роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии, увеличение числа занятых работников, рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала. К интенсивным факторам роста относятся ускорение НТП (внедрение новой техники, технологий), повышение квалификации работников, улучшение использования основных и оборотных фондов, повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста - об интенсивном  типе.

При экстенсивном (расширяющем) типе экономический рост происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в  производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, а также за счет увеличения мощности предприятия, то есть увеличения установленного оборудования. При этом технологическая база остается неизменной. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Роберт Солоу (США) установил, что модель экономического роста при отсутствии технического прогресса (то есть при экстенсивном расширении производства) обладает свойством постоянной отдачи от масштаба увеличения факторов:

Y=F (K, L, N),

где Y - выпуск продукции, F - количественная зависимость, K - основной капитал, L - труд, N - природные, материальные ресурсы. Данная формула выражает следующую зависимость: если капитал, труд и материальные затраты  возрастают на величину Z, то и объем  производства увеличится в Z раз. Именно это свойство характерно для экстенсивного  увеличения производства: оно прямо  пропорционально величине затраченных  производственных факторов.

Экстенсивный рост производства - самый простой и исторически  первоначальный путь расширенного воспроизводства. Его достоинство состоит в  том, что это наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое  освоение природных ресурсов, а также  удается сравнительно быстро сократить  или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей  силы. С другой стороны, такой путь увеличения производства имеет и определенные недостатки, так как ему свойственен технический застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Более сложный тип экономического роста - интенсивный (напряжение). Главное здесь - совершенствование технологии производства, повышение основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда.

Этот тип экономического роста характеризуется увеличением  масштабов выпуска продукции, который  основывается на широком использовании  более эффективных и качественно  совершенных факторов производства. Практически рост его производства обеспечивается за счет применения более  совершенной техники, передовых  технологий, достижений науки, более  экономичных ресурсов, повышения  квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение  качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и так  далее.

3. Государственное регулирование экономического роста

Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений  должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели - ВВП, ВНП  и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью  увеличения основного капитала. Устойчивому  состоянию экономического роста  соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника  и таким образом максимизирует  экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная  политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Достичь увеличения национальной нормы сбережений государственная  политика может двумя путями: непосредственно - через увеличение государственных сбережений и косвенно - через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшение запаса основного капитала. Поэтому правительство должно проводить налоговую политику, направленную на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал. Частные же сбережения правительство может стимулировать путем освобождения от налогов личных пенсионных счетов и введения льгот определенным социальным группам.

Еще одним направлением государственной  политики содействия экономическому росту  должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных  исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию  изобретателю; проведение налоговой  политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных  исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства  важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в  долгосрочном периоде.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность  кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие  возможные методы стимулирования  экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют  индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную  роль в формировании структуры  промышленности для поощрения  экономического роста. Правительство  могло бы принять меры, ускоряющие  развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие перемещению  ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов  стимулирования экономического роста  большинство экономистов едины  в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой  задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются  мерам регулирования.

Если сгруппировать все  функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное  регулирование: это обеспечение  функционирования рыночной системы  и усиление, развитие самой экономической  системы. В то время как при  конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и  не преследоваться (например, командная  экономика), укрепление экономических  позиций государства на мировом  рынке рассматривается всеми  правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта  цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Другое направление государственной  политики, стимулирующее экономический  рост - поддержание конкурентоспособности  и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования  налоговых и иных преференций, прямого  или косвенного субсидирования отдельных  отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается  государственной поддержке фундаментальных  и прикладных исследований, конструкторских  разработок.

Условием устойчивости и  стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством  и потреблением, совокупным спросом  и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Антициклическая политика - представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, денежно-кредитных инструментов, воздействующих на экономическую систему в направлении противоположном текущей рыночной конъюнктуре. Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары.

Структурное регулирование  предусматривает снижение риска  при осуществлении капиталовложений; стимулирование предпринимателей в  освоении новых направлений экономики; поддержку экспортных отраслей и  тех, что выпускают заменители импорта; стимулирование сфер экономики, способных  дать наибольшее количество новых рабочих  мест и т.д.

Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий  в отдельных странах такая  политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции. Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

При всей многочисленности и сложности возможных методов  стимулирования экономического роста  большинство экономистов едины  в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой  задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются  мерам регулирования.

4. Особенности современного экономического роста в России

Современная модель роста  отечественной экономики носит  явную экспортно-сырьевую ориентацию в условиях наращивания импорта  потребительских и инвестиционных товаров. Так , вклад внешнеэкономической составляющей в прирост ВВП по разным оценкам составляет от 40 до 45%. Компенсационный характер экономический роста России обусловлен вовлечением в производство ресурсов, высвобожденных при спаде производства (в т.ч. резервных мощностей, относительно дешевой рабочей силы), а также является результатом благоприятного действия внешних факторов (высокая конъюнктура цен на ведущие товары российского экспорта, усилением инвестиционной активности). Происходит своего рода «адаптация» хозяйственной системы в ответ на благоприятные внешние и внутренние условия. В этих условиях государственное стимулирование роста основано на использовании абсолютных (природные ресурсы, запас незагруженных мощностей) преимуществ страны , которые позволяют с «относительно наименьшими» издержками, но на короткий срок добиться положительных результатов экономической динамики.

К ключевым предпосылкам роста  российской экономики следует отнести  богатые запасы природных ресурсов, достаточно высокий общий образовательный  уровень населения, доступ промышленности страны к относительно дешевым энергетическим ресурсам, наличие базовых институтов рынка (частная собственность, денежная, налогово-бюджетная системы и  т.д.). Среди внутренних ограничений  экономического роста России особую актуальность приобретают: низкий уровень  технологического развития экономики, значительный объем устаревших производственных фондов, недостаточное финансирование инновационного сектора, неэффективная  по ряду направлений работа российской банковской системы, низкий уровень  развития фондового рынка, значительная межрегиональная асимметрия экономических  и социальных показателей и другие. Среди внешних – обострение международной  конкуренции, успехи ряда развитых стран  в продвижении к постиндустриальному  обществу, сопровождающиеся объективным усилением зависимости от них развивающихся стран, а также углублением разрыва в уровнях социально-экономического развития между ними.

В настоящее время обеспечивается преимущественно количественная сторона  экономического роста. Оценка качественных характеристик роста свидетельствует  об отсутствии проработанной политики в данном направлении, которая в  свою очередь опиралась бы на долгосрочную стратегию развития. Современный  рост не является перспективным и  устойчивым в долгосрочном аспекте. В отечественных условиях недооценивается  значение инновационных и инвестиционных факторов. Схематично взаимосвязь факторов экономического роста, сложившихся  на данном этапе развития отечественной  экономики выглядит следующим образом (рисунок 1).

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Упрощенная модель механизма экономического роста

 

В отличие от тенденций  развития экономической динамики в  России, преимущественный тип экономического роста развитых стран – интенсивный, обусловленный экономией и повышением эффективности использования всех видов ресурсов (природных, трудовых, инвестиционных). Концентрация ресурсов в образовательной сфере, рост роли НИОКР и наукоемких производств  – ключевые факторы ускорения  экономического роста на инновационной основе. Имеющийся природный, научный и «человеческий» потенциал, а также задачи догоняющего развития и устойчивого роста предопределяют построение в России социально-ориентированной системы инновационного типа. Представляется, что с позиций реализации этой цели и должна разрабатываться государственная политика, содержащая конкретные направления и меры государственного стимулирования роста отечественной экономики.

Практически не в одной  стране мира диверсификация общественного  производства без целенаправленной и систематической государственной  поддержки не происходит. И даже если в стране сформирована цивилизованная институционально-правовая среда, благоприятствующая конкуренции модернизация экономики  не наступает сама по себе, без активной государственной инвестиционной и  инновационной стратегии. В российских условиях в целях формирования предпосылок  устойчивого экономического роста  на постиндустриальной основе единственным разумным решением является проведение структурных реформ и адекватной макроэкономической политики.

На современном этапе  развития экономики России в государственной  политике сохраняются элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста : либерального (административная, налоговая, бюджетная реформы) и дирижистского (формирование механизмов частно-государственного партнерства, прямое участие государства в выработке и реализации конкретных инструментов экономической политики, таких как особые экономические зоны, концессии, инвестиционный фонд и другие). Данные подходы легли в основу разработки программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Время реформ продемонстрировало, что кривая мировой рыночной конкуренции  и в глобальном измерении безжалостна  к слабым и направляется не законами справедливости, а жесткими интересами ключевых субъектов экономических и политических отношений. Этот механизм в конкуренции неизменно выводит наверх тех, в чьих руках находятся основные мировые ресурсы и кому принадлежит инициатива в концептуальном творчестве. Стране масштабов России далее уже невозможно идти в фарватере мировой политики, конструируемой без ее участия. Острейшим образом обозначилась потребность сформировать собственными силами и исходя из национальных интересов стратегию социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.

Какие внутренние и внешние  факторы определяют сегодня необходимое  и возможное пространство намерений  и действий правительства и хозяйствующих  субъектов России в перспективном  плане? Их великое множество. Выделяют два наиболее важных принципиальных аспекта оценок вариантов будущего развития. Первый аспект сосредоточивает внимание непосредственно на параметрах экономической и социальной динамики страны при различных возможных моделях политики. Он крайне важен , потому что этим выбором задается и возможный уровень жизни населения, и место страны в мире. Второй аспект выводит на анализ фундаментальных отношений между экономикой (в ее развитии) и природно-ресурсной базой хозяйствования. Эти аспекты взаимозависимы и порой трудно различимы, но роль каждого из них в перспективном плане сегодня настолько важна, что требует предельной внимательности политиков и хозяйственников.

Прямым сигналом российской элите к действию по реконструкции  экономической политики послужила  жесткая ее оценка в президентском  Послании Федеральному собранию РФ от 10 мая 2006 г. Действительно, «с переменами начала 90-х были связаны большие  надежды миллионов людей, однако, - подчеркнуто в Послании, - ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд». В публикациях и в официальных  документах все чаще после этого  стали говорить о необходимости  смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности.

Какие же именно факторы  побуждают политиков и экспертов  в России делать сегодня жесткие выводы относительно недавней политики реформ и приходить к пониманию, что должна произойти смена модели экономического развития, т.е. должен осуществиться поворот принципиального плана?

Во-первых, углубляется осознание  зыбкости базы, на которой после 1998 г. произошел успокоивший было всех поворот от трендов непрерывного спада к трендам экономического роста. Конечно, отрадно, что рост ВВП идет непрерывно уже десятый год со среднегодовыми темпами в 6,8%. Однако структурные параметры в экономике никак не отвечают долгосрочным надеждам. По экспертным оценкам, более 60% в приросте ВВП приходится на топливно-энергетический комплекс. Не просматривается крупных шагов по преодолению опасной линии на сырьевую специализацию России в международном разделении труда. Предприятия, ранее образовывавшие высокотехнологический комплекс (относящиеся к авиационной, радиотехнической и электронной промышленности, станкостроению, промышленности средств связи и др.), загружены у нас по мощности всего на 15-20%.

Российская экономика  вступает в новый, 2013 год в состоянии  худшем, чем год назад на пороге 2012-го. Согласно последней оценке Минэкономразвития, по итогам года ВВП РФ вырастет на 3,5% (в 2011 году ВВП вырос на 4,3%). Точно  так же ухудшается ситуация с инфляцией (рост цен ускоряется). В промышленности независимые экономисты констатируют стагнацию. Вызывают тревогу и инвестиции в основной капитал, которые до сих  пор не достигли предкризисного уровня.

Как следует из Мониторинга  социально-экономического развития РФ, который был обнародован на официальном  сайте МЭР в пятницу, инфляция составила в 2012 году 6,5%. По итогам 2011 года инфляция в РФ была 6,1%, что стало  лучшим показателем за последние 20 лет, напоминает. Власти говорили о  победе над стремительным ростом цен. Однако закрепить эту победу правительству не удалось, рост цен  начал ускоряться.

Судя по опубликованной сводке Росстата, за январь-ноябрь 2012 года промпроизводство выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,7%. Для сравнения: в январе-ноябре 2011-го промпроизводство в РФ выросло на 5% год к году.

Независимые экономисты приводят собственные данные, свидетельствующие  о том, что Россия еще не преодолела кризисный провал. Центр макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования  сообщил, что в ноябре, во-первых, продолжается стагнация в промышленности, а во-вторых, наблюдается восстановление инвестиций в основной капитал, правда, очень медленное.

Явного спада промышленности удалось избежать благодаря нескольким отраслям, которые демонстрировали  приемлемый рост, - это нефтепереработка, металлургия, производство пищевых  продуктов и табака.

Но большинство отраслей негативно повлияли на общую ситуацию в промышленности. Снизился выпуск продукции в лесопромышленном комплексе, машиностроительных отраслях, производстве значительной части непродовольственных  потребительских товаров.

Наиболее неблагоприятная  ситуация сложилась в ноябре в  таких сферах, как добыча полезных ископаемых, химическое производство и производство стройматериалов.

Другими словами, не успев  преодолеть последствия первой волны  кризиса 2008 года, российская экономика  снова начинает замедляться, сказано  в обзоре сайта.

Согласно данным PwC, наиболее значительный рост в 2013 году покажут развивающиеся страны. Темпы экономического роста в России составят 4%, пишут. Эксперт Института энергетической стратегии Кирилл Бушуев называет наиболее близким к истине показатель в 3,5%, который будет обеспечен благодаря действиям властей США.

"На последнем заседании  ФРС стало ясно, что они не  собираются сворачивать программы  по стимулированию экономики, - поясняет  аналитик. - И все сразу вздохнули с облегчением, поскольку это позволяет просчитать ситуацию на ближайшие пару лет. Соответственно с учетом этого сырьевой рынок останется примерно на том же уровне, что и сейчас. Никаких резких скачков не будет".

Заключение

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

1. Экономический рост  можно определить как рост  реального ВНП или рост реального  ВНП на душу населения. Он  обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних  и международных социально-экономических  проблем.

2. Экономический рост  определяется следующими факторами:  природные ресурсы, трудовые ресурсы,  капитал, технологии.

3. При экстенсивном экономическом  росте достигается сокращение  уровня безработицы, достижения  полной занятости, которая позволяет  увеличить темпы роста. Но это  явление временно, т. к. состояние  полной занятости не может  восполняться ежегодно и на  следующий год темп роста будет  такой же.

4. Интенсивный тип экономического  роста является более сложным.  Главное отличие этого типа  экономического роста от экстенсивного  в том, что повышение эффективности  производственных факторов осуществляется  на базе технического прогресса.

5. Государство может играть  значительную роль в экономическом  росте при правильной налоговой  политике и политике инвестирования.

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы

1. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов,  И.П. Николаева, В.В. Клочков  и др.; Под Ред. И.П. Николаевой / Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т - М.: Финстатинформ, 1997

2. Экономическая теория: Николаева Л.А., Черная И.П., 2005 год

3. «Экономическая теория»,  Е.Ф. Борисов, М., 1993

4. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2003

5. Ломакин В.К. Мировая  экономика. Учебник. М.: ЮНИТИ. 2000

6. Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001 г.

7. Базылев Н.И., Гурко С.П.  Экономическая теория, - М., БГЭУ, 1997

Статьи из журналов

8. "Независимая газета"

9. Заголовки .ру

10."Новые Известия"





Информация о работе Сущность экономического роста, его типы и показатели