ТНК в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение деятельности ТНК на современном этапе и освещение проблем связанных деятельностью ТНК.
Задачами курсовой работы является - рассмотрение теоретических основ транснациональных корпораций, исследование транснациональных корпораций в России и за рубежом и определение роли и места ТНК в мировой1экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава1. ТНК - основные субъекты международных экономических отношений на современном этапе……………………….....................................6
История ТНК…………………………………………………………….….6
Понятие ТНК. Негативные и позитивные стороны……………………...9
Эволюция организационных форм……………………………………....12
Глава 2. Развитие ТНК в РФ…………………………………………………….20
Деятельность ТНК в России……………………………………………...20
Российские ТНК……………………………………………………………22
Глава 3. Анализ деятельности транснациональной корпорации «Nestle»…..27
Характеристика “Nestle”………………………………………………….27
Деятельность компании "Nestle " в Российской Федерации…………...28
Движущие силы и мотивы зарубежных инвестиций в ТНК…………..29
Поддержка российской культуры………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ ТНК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ1.docx

— 77.49 Кб (Скачать файл)

Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют  согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в  основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и  японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.

К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического комплекса  наибольший интерес проявляют американские и японские ТНК. Примером плодотворного  сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить  российско-американское предприятие "Полярное сияние" на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района. Оно создано американской ТНК "Коноко" и российским геологоразведочным предприятием "Архангельскгеология". Подсчитано, что в виде налогов в бюджет РФ за время работы "Полярного сияния" на Ардалинском месторождении будет перечислено около 1 млрд. долл.

Первой иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений  нефти по проекту "Сахалин-2" на основе соглашения о разделе продукции, стала международная корпорация "Сахалин энерджи", крупнейшими акционерами которой являются американские ТНК "Маратон", "Мак Дермотт" и японские ТНК "Мицуи" и "Мицубиси". Капитальные вложения на стадии разработки проекта оцениваются в 10 млрд. долл., окупаемость затрат - в 7-8 лет; общая стоимость добытой продукции составит около 40 млрд. долл.

В течение последних лет  с топливно-энергетическим комплексом соперничает пищевая промышленность по привлекательности для иностранных  ТНК. Например, крупнейшая корпорация в сфере пищевой промышленности "Нестле" (Швейцария) использует в  своей стратегии на российском рынке  ускоренную скупку контрольных пакетов  акций у находящихся в тяжелом  финансовом положении кондитерских фабрик. В 1995 г. она приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики "Россия" и вложила в ее техническое переоснащение около 40 млн. долл. В 1996 г. корпорация "Нестле" купила еще один контрольный пакет акций там же, в Самаре, - у фабрики "Кондитер", а в 1998 г., расширив географическое направление своей деятельности, - у фабрик "Алтай" (Барнаул) и "Камская" (Пермь).

Некоторые ТНК в сфере  пищевой промышленности идут по другому  пути. Вместо скупки акций действующих  предприятий и их коренной реконструкции  они строят новые, оборудованные  по последнему слову техники кондитерские фабрики. Тщательно изучив особенности  спроса на российском рынке, эти компании наряду со своей традиционной продукцией приступают к выпуску изделий, отвечающих вкусам россиян, изготовленных по русским  рецептам и с русскими названиями. Так поступила английская компания "Кэдбери Швепс груп", построив в 1996-1997 гг. в г. Чудово (Новгородская область) кондитерскую фабрику по выпуску наряду со своей традиционной продукцией - батончиков молочного шоколада - плиточного горького шоколада "Новгород" и "Ростов". 9

 

2.2. Российские ТНК

 

В России ТНК пока еще  в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое  число компаний, аналогичных современным  транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это "Ингосстрах", "Аэрофлот" и многие внешнеэкономические  объединения. Так, современный "Ингосстрах" с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик представляет собой российскую ТНК в финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские отношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса" и др.

Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Примером является Гигантская организационно-хозяйственная структура  РАО "Газпром" - 100%-й монополист в добыче и экспорте газа, контролирующий 34% мировых разведанных запасов  природного газа и обеспечивающий около 20% западноевропейских потребностей в  этом сырье. "Газпром" является самым  крупным в России источником поступления  конвертируемой валюты, экспортируя  ежегодно газа на сумму от 6 до 7 млрд. долл. Деятельность этой компании простирается далеко за пределы национальных границ. "Газпром" имеет фирмы со своим  участием в 12 странах, закупающих российский газ. Главным центром зарубежной инвестиционной деятельности "Газпрома" стала Германия. Ценность германского  рынка заключается в том, что  через эту страну проходят все  основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии. "Газпром" через совместное предприятие с дочерней компанией концерна "БАСФ" контролирует на германском рынке газа 12% продаж. В стратегию "Газпрома" входит активное участие в приватизационных процессах в Чехии, Словакии, Венгрии, Австрии, Литве и Эстонии.

Успешная деятельность российского  газового гиганта на мировых рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного  успеха в рыночной экономике. Несколько  десятков крупных транснациональных  корпораций, несомненно, укрепили бы позиции  России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером  является крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл", в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием "ЛУКойл" образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве. В 1998 г. "ЛУКойл" и американская корпорация "Коноко" подписали меморандум о совместном освоении месторождений нефти в российском Тимано-Печорском нефтегазоносном районе.10

К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести  акционерную компанию "Алроса". В 1992 г. она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южно-африканский концерн "Де Бирс" и ряд других западных компаний. Совместно с ангольской государственной компанией "Эндиама" и бразильской "Одебрехтмайнинг сервис" она участвовала там в строительстве горно-обогатительного комбината производительностью 1,6 млн т руды в год. Первая очередь комбината в Катоке была введена в эксплуатацию осенью 1997 г. В 1998 г. компания "Алроса" приступила к разработке месторождений алмазов в другой африканской стране - Намибии.

В наши дни базой создания российских ТНК становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). В любой стране крупные  корпорации - основа научно-технического прогресса и ускоренного развития экономики.

Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся  под юрисдикцией государств - членов СНГ, регистрируются как транснациональные  ФПГ (ТФПГ).

Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными  предприятиями, которые не имели  средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги - банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК. Примером может служить ТФПГ "Интеррос", сложившаяся вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В структурах группы "Интеррос" занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.

В последние годы заметно  усилилась интеграционная активность в металлургическом комплексе России и стран - членов СНГ. При этом одним  из важнейших компонентов интеграционного  взаимодействия стран Содружества  в сфере металлургии, возможно, станут транснациональные корпорации. Они  создаются, чтобы противостоять  на мировых рынках иностранным ТНК. В этом отношении показателен  пример мирового рынка алюминия, где  семь-восемь транснациональных компаний, интегрированных по вертикальному  технологическому принципу, контролируют более 70% мирового производства алюминия. В этом аспекте, несомненно, заслуживает  внимания созданная в 1996 г. транснациональная  компания "Сибирский алюминий" с уставным капиталом в сумме 5 млрд. руб. В ее состав входят металлургические заводы и финансовые институты из России, стран - членов СНГ и дальнего зарубежья: Залогбанк (крупнейшая доля уставного капитала - 22,5%), Братский, Саянский (Россия) и Павлодарский (Казахстан) алюминиевые заводы, английская компания "Транс УорлдАлюминиум", Самарская металлургическая компания "Самеко", Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы.

Эта вертикально интегрированная  структура создана с целью  сформировать внутренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ "Сибирский алюминий" достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК "Рейнольде" для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия.

По примеру иностранных  автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать  сборочные предприятия в некоторых  импортирующих странах, приобретая черты транснациональных корпораций. Так, используя более низкие пошлины  на ввоз комплектующих деталей по сравнению с пошлинами на ввоз готовых автомобилей, Горьковский  автозавод организовал совместное российско-украинское предприятие "КременчугавтоГАЗ", на котором предусмотрено осуществлять сборку малотоннажных грузовых автомобилей "ГАЗ-3302" - "Газель". АвтоВАЗ организовал сборку автомобилей "Евро-Лада" (ВАЗ-2109) в Финляндии на основе соглашения с фирмой "Валмет". Заводы "Валмет", где собираются машины всемирно известных фирм "Опель", "Сааб", "Дженерал моторе", считаются одним из самых технологически гибких производств в Европе.

Можно надеяться, что на трудном  пути интеграции страны в мировую  экономику российские международные  компании будут играть роль катализаторов  преодоления внутреннего экономического кризиса и реализации реформ во внешнеэкономической  сфере. 11

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ  «NESTLE»

 

3.1. Характеристика  “Нестле”

 

Нестле" - крупнейшая в мире компаний-производителей продуктов питания. Кредо "Нестле" - делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты. История "Нестле" уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел FarineLactee - первую в мире молочную смесь для грудных детей - и приступил к ее производству. С тех пор ассортимент продукции "Нестле" постоянно расширяется, и в настоящее время насчитывает 8500 торговых марок продуктов питания, которые знают потребители на всех пяти континентах. Среди производителей продуктов питания "Нестле" отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки. Такое внимание к НИОКР отражает стремление "Нестле" производить продукцию, которая не только обладает хорошими вкусовыми качествами и красиво оформлена, но и полезна для здоровья. Основное направление деятельности "Нестле" связано с производством продуктов питания. Кроме этого, компания "Нестле" владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности. Сегодня "Нестле" является крупнейшим производителем продуктов питания в мире,8-ой по счету крупнейшей компанией в Европе, а также 31-ой по счету крупнейшей компанией в мире. В группе "Нестле" работают 224.541 человек, "Нестле" принадлежат 479 фабрик и промышленных предприятий в 81 стране мира.

В 2000 году общий объем  продаж группы "Нестле" достиг 81,42 миллиардов

швейцарских франков.

 

 

3.2. Деятельность компании "Нестле" в Российской Федерации

 

Отношения "Нестле" с  Россией имеют давнюю историю. Компания поставляла свою продукцию в Россию уже в конце 19-го века, когда

петербургский торговец Александр  Венцель подписал эксклюзивный контракт с Генри Нестле на поставку молочной продукции на территории Российской Империи. Новый этап наступил в начале 90-х годов 20-го века, когда "Нестле" создала сеть импортеров и дистрибьюторов, которые стали активно развивать продажи основных торговых марок "Нестле", включая Nescafe и Nesquik.В апреле 1995 года "Societepourl 'Exportationdes Produits Nestle S.A." открыло свое представительство в Москве. Год спустя ООО "Нестле Фуд" стала полноценной российской компанией, организовав сеть собственных складов и наладив систему сбыта и маркетинга для продвижения продукции на рынке. Сегодня, "Нестле" является лидером российского рынка кофе, рынка шоколадных изделий и рынка мороженого. "Нестле" является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех "Нестле" на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, "Нестле" укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта.

Две торговые марки "Нестле", Нескафе (в 1998 и 2000 годах) и Магги  в 1999

году, были удостоены почетной награды "Народная Марка", что  стало

свидетельством необычайно высокой популярности этих продуктов  у российскихпотребителей. Также в 2000 году торговая марка "Савинов" получила Гран-при конкурса "Брэнд Года", национальной профессиональной награды в области эффективного маркетинга и рекламы; звания "Брэнд года" была удостоена и "Россия" за эффективный вклад в долгосрочную стратегию развития торговой марки.

Деятельность "Нестле" в России была также высоко оценена  ведущими

представителями индустрии  и экспертами. В 1998 году Американская Торговая Палата в России объявила "Нестле" "Компанией года" за ее приверженность российскому рынку, производственный рост и узнаваемость продукции. В подтверждение продолжающегося успеха компании, в декабре 1999 года, независимая группа экспертов, созванная деловым еженедельником "Компания", наградила "Нестле" национальной премией в области бизнеса как "Лучшую российскую компанию в производстве товаров массового спроса".

Информация о работе ТНК в мировой экономике