Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение деятельности ТНК на современном этапе и освещение проблем связанных деятельностью ТНК.
Задачами курсовой работы является - рассмотрение теоретических основ транснациональных корпораций, исследование транснациональных корпораций в России и за рубежом и определение роли и места ТНК в мировой1экономике.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава1. ТНК - основные субъекты международных экономических отношений на современном этапе……………………….....................................6
История ТНК…………………………………………………………….….6
Понятие ТНК. Негативные и позитивные стороны……………………...9
Эволюция организационных форм……………………………………....12
Глава 2. Развитие ТНК в РФ…………………………………………………….20
Деятельность ТНК в России……………………………………………...20
Российские ТНК……………………………………………………………22
Глава 3. Анализ деятельности транснациональной корпорации «Nestle»…..27
Характеристика “Nestle”………………………………………………….27
Деятельность компании "Nestle " в Российской Федерации…………...28
Движущие силы и мотивы зарубежных инвестиций в ТНК…………..29
Поддержка российской культуры………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………...35
Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои капиталы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.
К российским добывающим предприятиям
топливно-энергетического
Первой иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений нефти по проекту "Сахалин-2" на основе соглашения о разделе продукции, стала международная корпорация "Сахалин энерджи", крупнейшими акционерами которой являются американские ТНК "Маратон", "Мак Дермотт" и японские ТНК "Мицуи" и "Мицубиси". Капитальные вложения на стадии разработки проекта оцениваются в 10 млрд. долл., окупаемость затрат - в 7-8 лет; общая стоимость добытой продукции составит около 40 млрд. долл.
В течение последних лет
с топливно-энергетическим комплексом
соперничает пищевая
Некоторые ТНК в сфере пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций действующих предприятий и их коренной реконструкции они строят новые, оборудованные по последнему слову техники кондитерские фабрики. Тщательно изучив особенности спроса на российском рынке, эти компании наряду со своей традиционной продукцией приступают к выпуску изделий, отвечающих вкусам россиян, изготовленных по русским рецептам и с русскими названиями. Так поступила английская компания "Кэдбери Швепс груп", построив в 1996-1997 гг. в г. Чудово (Новгородская область) кондитерскую фабрику по выпуску наряду со своей традиционной продукцией - батончиков молочного шоколада - плиточного горького шоколада "Новгород" и "Ростов". 9
2.2. Российские ТНК
В России ТНК пока еще в стадии формирования и укрепления своих позиций. Правда, небольшое число компаний, аналогичных современным транснациональным корпорациям, сформировалось еще в Советском Союзе. Это "Ингосстрах", "Аэрофлот" и многие внешнеэкономические объединения. Так, современный "Ингосстрах" с его дочерними фирмами и ассоциированными компаниями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Турции и ряде бывших советских республик представляет собой российскую ТНК в финансовой сфере. Он активно расширяет свои партнерские отношения с российскими и зарубежными предприятиями, создав вместе с ними транснациональную страховую группу. Транснациональными стали и некоторые наиболее крупные компании России, такие как "Газпром", "ЛУКойл", "Алроса" и др.
Наиболее мощные российские
ТНК функционируют в топливно-
Успешная деятельность российского газового гиганта на мировых рынках показывает, что мощная корпорация может достичь значительного успеха в рыночной экономике. Несколько десятков крупных транснациональных корпораций, несомненно, укрепили бы позиции России в мировом хозяйстве. Так, в нефтяной промышленности лидером является крупнейшая в России нефтяная компания "ЛУКойл", в которой 45% акций принадлежит государству. На предприятиях этой компании принята вертикальная интеграция производства: часть добытой нефти перерабатывается на бензин, дизельное топливо, мазут, смазочные масла, нефтяной кокс и авиационный керосин. Совместные предприятия и акционерные компании с участием "ЛУКойл" образованы в Чехии, Ирландии, Израиле, Аргентине, на Кипре, а также в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, на Украине, в Литве. В 1998 г. "ЛУКойл" и американская корпорация "Коноко" подписали меморандум о совместном освоении месторождений нефти в российском Тимано-Печорском нефтегазоносном районе.10
К российским ТНК в добывающей промышленности следует отнести акционерную компанию "Алроса". В 1992 г. она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, опередив южно-африканский концерн "Де Бирс" и ряд других западных компаний. Совместно с ангольской государственной компанией "Эндиама" и бразильской "Одебрехтмайнинг сервис" она участвовала там в строительстве горно-обогатительного комбината производительностью 1,6 млн т руды в год. Первая очередь комбината в Катоке была введена в эксплуатацию осенью 1997 г. В 1998 г. компания "Алроса" приступила к разработке месторождений алмазов в другой африканской стране - Намибии.
В наши дни базой создания
российских ТНК становятся финансово-промышленные
группы (ФПГ). В любой стране крупные
корпорации - основа научно-технического
прогресса и ускоренного
Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ).
Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги - банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК. Примером может служить ТФПГ "Интеррос", сложившаяся вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В структурах группы "Интеррос" занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.
В последние годы заметно
усилилась интеграционная активность
в металлургическом комплексе России
и стран - членов СНГ. При этом одним
из важнейших компонентов
Эта вертикально интегрированная структура создана с целью сформировать внутренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ "Сибирский алюминий" достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК "Рейнольде" для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия.
По примеру иностранных
автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные
заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать
сборочные предприятия в
Можно надеяться, что на трудном
пути интеграции страны в мировую
экономику российские международные
компании будут играть роль катализаторов
преодоления внутреннего
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ «NESTLE»
3.1. Характеристика “Нестле”
Нестле" - крупнейшая в мире компаний-производителей продуктов питания. Кредо "Нестле" - делать жизнь лучше, предлагая потребителям только качественные и полноценные продукты. История "Нестле" уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел FarineLactee - первую в мире молочную смесь для грудных детей - и приступил к ее производству. С тех пор ассортимент продукции "Нестле" постоянно расширяется, и в настоящее время насчитывает 8500 торговых марок продуктов питания, которые знают потребители на всех пяти континентах. Среди производителей продуктов питания "Нестле" отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки. Такое внимание к НИОКР отражает стремление "Нестле" производить продукцию, которая не только обладает хорошими вкусовыми качествами и красиво оформлена, но и полезна для здоровья. Основное направление деятельности "Нестле" связано с производством продуктов питания. Кроме этого, компания "Нестле" владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности. Сегодня "Нестле" является крупнейшим производителем продуктов питания в мире,8-ой по счету крупнейшей компанией в Европе, а также 31-ой по счету крупнейшей компанией в мире. В группе "Нестле" работают 224.541 человек, "Нестле" принадлежат 479 фабрик и промышленных предприятий в 81 стране мира.
В 2000 году общий объем продаж группы "Нестле" достиг 81,42 миллиардов
швейцарских франков.
3.2. Деятельность компании "Нестле" в Российской Федерации
Отношения "Нестле" с Россией имеют давнюю историю. Компания поставляла свою продукцию в Россию уже в конце 19-го века, когда
петербургский торговец Александр Венцель подписал эксклюзивный контракт с Генри Нестле на поставку молочной продукции на территории Российской Империи. Новый этап наступил в начале 90-х годов 20-го века, когда "Нестле" создала сеть импортеров и дистрибьюторов, которые стали активно развивать продажи основных торговых марок "Нестле", включая Nescafe и Nesquik.В апреле 1995 года "Societepourl 'Exportationdes Produits Nestle S.A." открыло свое представительство в Москве. Год спустя ООО "Нестле Фуд" стала полноценной российской компанией, организовав сеть собственных складов и наладив систему сбыта и маркетинга для продвижения продукции на рынке. Сегодня, "Нестле" является лидером российского рынка кофе, рынка шоколадных изделий и рынка мороженого. "Нестле" является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех "Нестле" на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, "Нестле" укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта.
Две торговые марки "Нестле", Нескафе (в 1998 и 2000 годах) и Магги в 1999
году, были удостоены почетной награды "Народная Марка", что стало
свидетельством необычайно высокой популярности этих продуктов у российскихпотребителей. Также в 2000 году торговая марка "Савинов" получила Гран-при конкурса "Брэнд Года", национальной профессиональной награды в области эффективного маркетинга и рекламы; звания "Брэнд года" была удостоена и "Россия" за эффективный вклад в долгосрочную стратегию развития торговой марки.
Деятельность "Нестле" в России была также высоко оценена ведущими
представителями индустрии и экспертами. В 1998 году Американская Торговая Палата в России объявила "Нестле" "Компанией года" за ее приверженность российскому рынку, производственный рост и узнаваемость продукции. В подтверждение продолжающегося успеха компании, в декабре 1999 года, независимая группа экспертов, созванная деловым еженедельником "Компания", наградила "Нестле" национальной премией в области бизнеса как "Лучшую российскую компанию в производстве товаров массового спроса".