Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:56, дипломная работа
Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
• показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли;
• выявить многообразие и эволюцию функций таможенного тарифа, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы;
Для общей характеристики и сопоставления таможенных тарифов используют обобщенные показатели уровня ставок таможенного тарифа. Для характеристики таможенного тарифа в целом, а также для анализа положения в области обложения пошлинами крупных товарных групп, подгрупп, разделов используются показатели среднего уровня тарифных ставок. Существуют и другие показатели, которые касаются не только уровня обложения, но и структуры тарифа. Такими показателями являются, например, максимальный уровень ставок тарифа (пиковые ставки тарифа), удельный вес товаров, пользующихся режимом беспошлинного ввоза и др.
Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам".
Таким образом, таможенный тариф
устанавливает соотношение
Использование таможенного
тарифа, содержащего оптимальные
ставки таможенных пошлин, обладает рядом
достоинств. Так, если страна может
оказывать влияние на мировые
цены, оптимальный уровень ставки
таможенной пошлины может принести
ей существенный выигрыш. Известный
экономист П.Х. Линдерт отмечает,
что таможенный тариф "всегда выгоден
производителям товаров, конкурирующих
с импортом, даже если совокупное благосостояние
нации при этом снижается". В
любом случае введение тарифа - всегда
лучший вариант по сравнению с
экономической пассивностью.[
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).
Функциями современного таможенного тарифа могут быть регулирующая и фискальная.
Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Регулирующее воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего производства до уровня цены импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин.
Таким образом, импортные пошлины воздействуют на рынки промышленных товаров, сельского хозяйства и, что немаловажно, на рынки рабочей силы, поскольку достаточная защита от наплыва иностранных товаров предохраняет внутренний рынок от резкого падения цен и вызванного этим сокращения производства и числа рабочих мест.[16]
Регулирующая функция содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, участие России в международных торговых, таможенных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции таможенных пошлин тесно взаимосвязаны между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и изменении тарифа.
Исследование показывает,
что в настоящее время
В России действуют:
Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.
Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и от торгового режима, предоставленного той или иной страной. Внешнеторговые режимы устанавливаются на основе двусторонних торговых договоров и соглашений. Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие режимы наибольшего благоприятствования. Россия предоставляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере.
Вывозные (экспортные) таможенные пошлины.
При взимании вывозных пошлин
преобладают специфические
· Пополнением доходной части бюджета;
· Защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.
Вывозные пошлины
Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:
а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и
обеспечивает государственно-
б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
в) поступления от таможенных
пошлин не могут предназначаться
для покрытия конкретных государственных
расходов (принцип запрета
С помощью тарифов можно
воздействовать на формирование активного
сальдо внешнеторгового баланса, на
увеличение притока валюты, а также
на развитие отдельных регионов страны.
Функции тарифного
Таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса. В условиях дефицитной экономики таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами нетарифного характера. Следует отметить, что в российском таможенном тарифе не встречаются так называемые мегатарифы, т.е. тарифы, ставки которых превышают 100%.
А между тем это эффективная
мера защиты внутреннего рынка страны.
Так, в таможенном тарифе США количество
используемых мегатарифов на агропродовольственном
рынке равно 19, что составляет примерно
2% от общего количества таможенно-тарифных
позиций для
1.3 Мировая практика
таможенно-тарифного
Таможенно-тарифная политика иностранных государств в условиях кризиса (2008-2009гг.) характеризуется в основном повышением ставок ввозных таможенных пошлин и снижением ставок вывозных таможенных пошлин.[18]
Повышение ставок ввозных таможенных пошлин осуществляется в отношении товаров, импорт которых является существенным для экономики. Это делается в первую очередь в целях повышения уровня защиты собственных производителей от дешевого импорта аналогичных товаров, усиливающегося благодаря эффекту от девальвации национальной валюты; а также в целях пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта в условиях падения мировых цен ослабевает.
Белоруссия. С 31 марта до 1 июля 2009 г. введены сезонные таможенные пошлины на картофельный крахмал. Пошлины утверждены в размере 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг.
Киргизия. Министерство экономического развития и торговли Киргизской республики в апреле 2009 года проводило разбирательство в отношении импорта пшеничной муки. По результатам разбирательства принято заключение о необходимости введения защитных мер посредством установления специальных защитных пошлин на импорт муки из пшеницы твердых и мягких сортов и спельты в размере 3 сома за килограмм. Указанные защитные меры введены с 10 ноября 2009 г. сроком на 1 год. Данные меры приняты в целях создания равных конкурентных условий на внутреннем рынке, стабилизации экономической ситуации и поддержки отечественных производителей.
США. В июне 2009 г. Комиссия США по международной торговле вынесла решение о том, что импортируемые из Китая шины для легковых машин и малых грузовиков поставляются в США в таких количествах, что это угрожает интересам местных производителей. В сентябре 2009 г. Президент США определил таможенные пошлины на данную продукцию (дополнительно к уже существующей 4-процентной) в следующих размерах: на первый год – 35%, на второй - 30%, на третий - 25%.
Узбекистан. С сентября 2009
г. Узбекистан ввел новые ставки таможенных
пошлин на ввоз автомобилей в страну,
которые окончательно закроют рынок
для иномарок. До этого при ввозе
новых и подержанных
Украина после специальных расследований ввела на три года специальную пошлину на импорт спичек в размере 11,3% независимо от страны происхождения или импорта, а также антидемпинговую пошлину в размере 31,25% на импорт листового стекла термически полированного (флоат-стекла) неармированного, прозрачного, бесцветного толщиной более 3,5 мм, но не больше 4,5 мм, независимо от страны.
Поддержка отечественных товаропроизводителей со стороны государства проявилась и в снижении/отмене ставок ввозных пошлин на отдельные виды товаров - как правило, сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства импортозамещающей продукции.
Азербайджан. В целях либерализации
внешней торговли принято решение
о переходе от многоступенчатой системы
взимания таможенных пошлин на упрощенную
трехступенчатую систему, что является
одним из требований ВТО. Суть заключается
в следующем: с 2001 г. и по настоящее
время в стране действуют ставки
таможенных пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%.
В результате изменения классификации
будут сохранены только три позиции
– 0%, 5% и 15%. Часть товаров
Египет. В целях стимулирования
национального промышленного
Индия. Отменена импортная пошлина на нафту, закупаемую для использования в качестве топлива на теплоэлектростанциях.
Малайзия. В целях стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины на цемент.
Таиланд. В соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января 2010 года обнулены импортные тарифы на более чем 54 тыс. товарных категорий во взаимной торговле таких участников соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней.
Украина. Правительство Украины
в сентябре 2009 г. расширило перечень
ввозимых без уплаты ввозной таможенной
пошлины энергосберегающих
Снижая или обнуляя
ставки вывозных таможенных пошлин, государства
снижают уровень налоговой
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России