Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:38, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России.
В задачи данной контрольной работы входит:
1. Систематизировать теоретический материал;
2. Определить понятие «таможенный контроль»;
3. Перечислить формы и порядок проведения таможенного контроля;
4. Определить особенности проведения экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля.
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие таможенного контроля и его сущность………………..…5
2. Формы таможенного контроля……………………………………..10
3. Порядок исчисления таможенных платежей…………………..….19
4. Обеспечение уплаты таможенных платежей……………………...22
5. Способы обеспечения платежей…………………………………....23
Заключение…………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………27
Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Необходимо отметить положительную практику проведения таможенных ревизий. Наиболее результативными являются специальные таможенные ревизии, назначенные по результатам осмотра помещений и территорий, в ходе которого возможно закрепление факта нахождения товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства.
В 2009 году по результатам проверок, проведенных подразделениями таможенной инспекции, сумма доначисленных платежей и наложенных штрафов составила 9,1 млрд. руб., что на треть превышает суммарный показатель 2007-2008 годов. Сумма взысканных налогов и штрафов в 2,4 раза превысила показатель 2008 года и составила 2,4 млрд. руб. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях увеличилось по сравнению с 2008 годом в 1,7 раза - до 10 тысяч дел.
Проводилась планомерная работа в области соблюдения запретов и ограничений, что, по утверждению таможни, позволило выявить свыше 6 тысяч поддельных разрешительных документов. Кроме того, в области защиты прав интеллектуальной собственности за прошлый год таможенными органами возбуждено 970 дел об административных правонарушениях по фактам незаконного использования товарного знака, нарушения авторских и смежных прав, выявлено и признано судами контрафактными около 6,2 млн. единиц продукции.
При
сокращении проверок в области валютного
контроля на 3,5%, количество выявленных
нарушений валютного
В ходе правоохранительной
деятельности по борьбе с контрабандой
и иными преступлениями, отнесенными к
компетенции ФТС, в 2009 году возбуждено
более 5,7 тысячи уголовных дел (рост на
15,4%) и более 89 тысяч дел об административных
правонарушениях (рост на 6,4%), по которым
по результатам рассмотрения назначены
административные наказания на сумму
131,8 млрд. руб
В
настоящее время таможенной службой
Российской Федерации проводится целенаправленная
работа по совершенствованию форм и
методов таможенного контроля и усилению
его роли в повышении эффективности государственной
финансового контроля.1
3.
Порядок исчисления
таможенных платежей
Таможенные
платежи в механизме
Регулирующая функция является основным средством реализации внешнеторговой политики Российской Федерации, осуществляя которую наша страна защищает свои экономические интересы в сфере внешнеэкономических отношений. В последнее время таможенные платежи стали одним из наиболее эффективных инструментов реализации охранительного (протекционистского) направления внешнеторговой политики, поскольку представляют собой возможность реализации названной задачи с использованием исключительно экономических рычагов, не прибегая к инструментарию административного воздействия (запретам, эмбарго и т.д.).
Другим
не менее важным направлением применения
таможенных платежей является их фискальная
функция, состоящая в пополнении доходной
части федерального бюджета. В решении
этой задачи таможенные платежи играют
особую роль, о чем можно судить по динамике
их поступлений в доходную часть федерального
бюджета:
Таблица
1. Динамика перечисления таможенных платежей
в федеральный бюджет
Года | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Объем перечислений, млрд. руб. | 358,8 |
539,8 |
588,2 |
757,6 |
1319,5 |
2102,2 |
2864,0 |
3253,8 |
4694,5 |
3519,76 |
% роста к предыдущему году | - |
150,4 |
109,0 |
128,8 |
174,2 |
159,3 |
136,2 |
113,6 |
144,3 |
74,9 |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. | 1131,8 |
1593,98 |
2204,73 |
2586,2 |
3428,9 |
5127,23 |
6276,3 |
7779,1 |
9274,11 |
7336,01 |
Доля таможенных платежей в доходах федерального бюджета, % | 31,7 |
33,9 |
26,7 |
29,3 |
38,5 |
41,0 |
45,6 |
41,8 |
50,6 |
48 |
Определив значимость таможенных платежей, дадим им краткую правовую характеристику.
Таможенные платежи взимаются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с Таможенным кодексом (ст. 318) к ним относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3)
налог на добавленную
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
5) таможенные сборы.
Таможенные
платежи устанавливаются в
В случае возникновения коллизий (столкновений) норм таможенного и налогового законодательства при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей применяется норма ст. 2 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой в отношении таможенных платежей применяются нормы таможенного законодательства, если только иное не установлено самим Налоговым кодексом РФ.
Налоговая база для целей исчисления таможенных платежей устанавливается на законодательном уровне: для таможенной пошлины — в Законе РФ «О таможенном тарифе», а для НДС и акциза — во второй части Налогового кодекса РФ.
Налоговая база представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения (применительно к таможенным платежам — товаров, перемещаемых через таможенную границу).
При обложении таможенной пошлиной налоговая база зависит от вида применяемой ставки.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
— адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
— специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
— комбинированных, сочетающих оба названных вида таможенного обложения.
Таким образом, при обложении таможенной пошлиной по адвалорным ставкам базой обложения будет таможенная стоимость, при обложении по специфическим ставкам — количественные или физические характеристики товара, а при обложении по комбинированным ставкам — одна из двух вышеназванных баз, использование которой даст наибольшую величину таможенной пошлины.
По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются самостоятельно декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей.
Исключениями из этого правила являются следующие случаи:
— таможенные пошлины, НДС, акцизы на товары, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях и в отношении которых не требуется подача отдельной таможенной декларации, исчисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена (п. Зет. 295 ТК РФ);
— при выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисление таможенных пошлин, НДС и акцизов производится таможенным органом (п. 2 ст. 324 ТК РФ).
Исчисление
сумм таможенных пошлин, НДС и акцизов,
подлежащих уплате, производится в валюте
РФ, однако это не означает, что валюта
РФ обязательно является и валютой, в которой
происходит уплата таможенных платежей
(валютой платежа).2
4.
Обеспечение уплаты
таможенных платежей
Статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство.
Кроме того, в качестве еще одного способа обеспечения уплаты таможенных платежей для плательщика предусмотрена возможность использовать договор страхования в случаях, определенных совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такой договор должен заключаться по правилам, установленным гражданским законодательством (п. 1 ст. 347 Таможенного кодекса РФ), и, вероятно, предметом такого договора должно быть страхование риска неуплаты лицом причитающихся с него таможенных платежей.
Перечень
способов обеспечения уплаты таможенных
платежей не является закрытым, правовыми
актами Российской Федерации могут
быть предусмотрены и иные способы
обеспечения (п. 3 ст. 340 ТКРФ). Такими актами
должны быть федеральные законы, указы
Президента РФ или Правительства РФ (по
смыслу ст. 3—5 ТК РФ).
5.
Способы обеспечения
платежей
Плательщик таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (п. 2 ст. 340 ТК РФ), за исключением применения договора страхования, использование которого предполагается специальным порядком. Таким образом, с юридической точки зрения таможенный орган не вправе предъявить плательщику таможенных платежей требование о применении какого-то определенного способа обеспечения их уплаты. Хотя представляется сомнительным, что таможенный орган будет безропотно принимать то обеспечение, которое самостийно предложит плательщик, и не «включит» административный ресурс в том случае, если по каким-то причинам (объективного или субъективного характера) предоставленное обеспечение его не устроит. В крайнем случае, таможенный орган всегда сможет найти способ «перекрыть кислород» даже вполне добросовестному предпринимателю.
Отношения по уплате таможенных платежей носят публично-правовой характер, т.к. одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. Государством для обеспечения исполнения его функций установлены специальные индивидуально безвозмездные платежи в государственную казну, которые лицо в установленных законодательством случаях обязано уплатить. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, имеет место доминирование государственного органа и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъектов, действующих в сфере таких его полномочий.
Пункт 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ допускает в установленных законодательством случаях применение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой. Но представляется, что юридическое оформление хитросплетения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей могло бы быть и более удачным (если вообще в рассматриваемой ситуации стоит смешивать указанные отрасли законодательства).