Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли.
Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие совершенно различное воздействие на экономику страны и на её экономическую безопасность.

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в  наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.

“Служба безопасности”  имеет разные формы: это и обычные  охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша” государственных  органов управления. Кроме того, большинство группировок так  или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут  быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой  экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение  политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних  лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.

Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.

Это образование в  экономической сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих  “крышу” в виде того или иного  государственного властного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

Другое печальное следствие  формирования кланов - узкой прослойки  людей, присваивающих колоссальные доходы - обнищание огромной части  населения.

Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти  структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня  устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства  связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия  в принятии общегосударственных  экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.

 

 

 

 

 

 

 

         «Теневая экономика» в современной России

 

  О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования (С. Гуриев. Среда наибольшего благоприятствования / Коммерсантъ, 17.07.2006). Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного  места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

1.     Финансово-экономические:

несовершенство налоговой  системы - до сих пор в России взимается  в бюджет и государственные фонды  до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчёты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);

несправедливое первичное  распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности);

продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных  средств (по экспертным оценкам, расхищается  и отмывается через теневую экономику  от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий).

2. Правовые:

существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в  нелегальной деятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности;

отсутствие антикоррупционной  криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов;

слабая и в значительной степени коррумпированная система  правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);

отсутствие государственной программы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере.

3.     Административные:

отсутствие  эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;

запретительное, наказательное  администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;

местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм»  за счет использования должностных  функций в корыстных целях  – своеобразная чиновничья рента.

4.     Общественно-политические:

неуверенность большинства  предпринимателей в стабильности рыночного  экономического курса государства  вследствие отсутствия четкой стратегии  развития и усиления прямого участия  государства в экономике;

недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций).

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Основными в этой системе  мер должны стать следующие решения  и мероприятия:

проведение безусловной  всеобщей уголовной амнистии по налоговым  и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);

компенсация потерь населения от  «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;

введение системы экономического стимулирования выхода юридических  лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);

установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого  налогообложения;

стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;

проведение ясной и последовательной  государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);

введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;

проведение реальной административной реформы (государственный аппарат  должен стать инструментом ускоренного  развития в России частного бизнеса  и конкурентоспособных рынков);

формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;

ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего  в теневом секторе экономики  и кредитно-финансовой сфере;

законодательное установление права  правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных  средств борьбы с коррупцией и  ее профилактики).

В заключение необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.


Информация о работе Теневая экономика