Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

Неформальные, то есть не регламентированные государством, экономические отношения, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления между нелегальными субъектами экономической деятельности, оказывают дестабилизирующее воздействие на национальную экономику. Их расширение приводит к экономическим диспропорциям и разрушению связей между государством и личностью. Они вызывают экономические деформации, ухудшают качество государственного регулирования экономики, искажают связи между государством и хозяйствующими субъектами, ухудшают реакцию последних на «сигналы» социально-экономической политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 24.39 Кб (Скачать файл)

Теневая экономика 

 

 Неформальные, то есть не регламентированные государством, экономические отношения, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления между нелегальными субъектами экономической деятельности, оказывают дестабилизирующее воздействие на национальную экономику. Их расширение приводит к экономическим диспропорциям и разрушению связей между государством и личностью. Они вызывают экономические деформации, ухудшают качество государственного регулирования экономики, искажают связи между государством и хозяйствующими субъектами, ухудшают реакцию последних на «сигналы» социально-экономической политики.

  Причиной возникновения неформальной  экономики является иррацио-нальный характер структуры отношений собственности, приводящий к суще-ственному росту трансакционных издержек, связанных с обменом легально за-фиксированными правомочиями.

В результате анализа и синтеза определений  теневой экономики, при-надлежащих различным ученым, было дано следующее авторское определение:

  Существование теневой экономики в Казахстане обусловлено следующими причинами: а) высокий уровень издержек функционирования бизнеса в рамках «подчинения закону» (имеется в виду сложный и дорогостоящий в плане мате-риальных и временных затрат механизм регистрации и оформления предприни-мательской деятельности); б) экономическая нестабильность; в) ограничение регулирующей роли государства; д) несовершенство законодательства; е) высо-кий уровень налогообложения (60-80 % прибыли); ж) неблагоприятный «соци-альный фон»; к) деформация морально-этических ценностей.

По  официальным данным, уровень казахстанской  теневой экономики сос-тавляет 20-25 % ВВП, а согласно оценкам независимых экспертов – 30-40 % ВВП. Каждый третий гражданин Казахстана трудится в теневом секторе эконо-мики. В экономически развитых странах уровень теневой экономики в 3-6 раз ниже, чем в Казахстане: в Германии – 15,5 % ВВП, Франции – 15,2 %, Вели-кобритании – 12,7 %, США – 8,7 %, Швейцарии – 8,6 %.

  В соответствии с международной  практикой, пороговыми индикаторами  те-невой экономики являются: а) превышение оборотом теневого бизнеса 1/3 ВВП; б) вовлечение в теневую экономику, в том числе в качестве наемных ра-ботников, 40 % от числа занятых. В этом случае экономика страны теряет упра-вляемость.

  Между теневой и легальной  экономикой существует тесная  взаимосвязь. Согласно экспертным  оценкам, не менее 66 % дохода, полученного  в теневой экономике, сразу  же расходуется в легальном  секторе экономики, составляя  значительную долю совокупного  спроса и стимулируя тем самым  рост объемов производства в  официальной экономике и поступление  в бюджет косвенных на-логов. Результаты исследований свидетельствуют о том, что 2/3 добавленной стоимости в теневом секторе экономики могли быть произведены только нео-фициально, так что если бы не было теневого производства, то его не было бы и в легальной экономике.

  Результаты проведенного анализа  свидетельствуют о том, что  размеры теневой экономики в  Казахстане близки к критическому  уровню. Это обусло-вливает необходимость разработки и реализации государственной программы, включающей систему мер экономического, правового и социального характера, рассчитанных как на краткосрочный период, так и на длительную перспективу.

  В краткосрочном периоде эффективными могут быть меры принудитель-ного характера, поскольку подпольное производство и обычные типы уклоне-ния от налогов достаточно легко выявляются при комплексном контроле со сто-роны таможенных и налоговых органов, а также органов внутренних дел. Од-нако использование только принудительных мер может привести к быстрому появлению возможностей для функционирования скрытой экономики в новом качестве. В случае перекрытия источников прибылей теневой экономики и об-ращения капитала в пользу государства структуры организованной преступно-сти прекратят существование, но они снова будут создаваться там, где концен-трируется и обращается преступный капитал, где существуют источники, кото-рые его питают.

  В долгосрочном периоде необходимо разработать и реализовать государст-венную Программу, содержащую комплекс мероприятий не карательного, а экономического, социального и правового характера. При этом следует учиты-вать, что многие предприниматели, задавленные налоговым прессом, бесконеч-ными проверками исполнительных органов и часто меняющимися «правилами экономического поведения», зачастую вынужденно переходят в разряд теневи-ков. Их нельзя отождествлять с сугубо криминальными элементами теневой экономики и применять к ним одинаковые с последними меры.

  Сокращению теневого сектора  экономики будет способствовать  следующая система мер: а) амнистия теневых капиталов; б) усиление контроля над эконо-мическими показателями предприятий; в) активизация мероприятий по борьбе с коррупцией в органах государственной власти. 

  Для вывода предпринимательства  из «серой» экономики необходимо  осу-ществлять: а) снижение налогового бремени; б) упрощение системы налогооб-ложения и повышение ее стабильности; в) финансовую поддержку предприятий малого и среднего бизнеса; д) совершенствование финансово-кредитного меха-низма; е) снятие административных барьеров; ж) создание условий для интен-сивного развития производственной и инвестиционной деятельности.

  Кроме того, необходимо постоянно  повышать качество жизни населения  республики, поскольку сложно бороться  с криминализацией экономики  в госу-дарстве, абсолютное большинство населения которого не имеет возможности для удовлетворения потребностей в индивидуальных и общественных благах, обеспечивающих физическое здоровье личности и ее доступ к тем невещест-венным благам, которые, в соответствии с принятыми в нашем обществе крите-риями, необходимы для нормального существования.


Информация о работе Теневая экономика