Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявление сущности теневой экономики России, ее специфики и трудностей в преодолении.
Для достижения заданной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) выяснить, в чем состоит сущность и механизмы действия теневой экономики;
2) проследить проявление теневой экономики в России на конкретном примере;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ,
МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ
1. 1 Теневая деятельность – особый экономический институт
общества……………………………………………………………….5
1. 2 Особенности теневой экономики в России…………………………8
1. 3 Механизмы и структура «теневой» экономики и последствия
теневой экономики ………………………………………….……….10
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЧЕЧЕНСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
2. 1 Анализ теневой экономики………………………………………..…..21
2. 2 Статистические измерения теневой экономики на региональном
уровне………………………………………………………………..…24
2. 3 Факторы увеличения объема теневой экономики……………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

1. Сокрытие части выручки  оборотов финансово-хозяйственной деятельности. Цель – снижение налогооблагаемой базы, что приводит к уменьшению налоговых платежей. Механизмом сокрытия служит двойная бухгалтерия (официальная и неофициальная) и фирмы – однодневки.

2. Создание теневого  запаса оборотных средств. Руководители и работники крупных производственных предприятий производят его за счет «экономии» с целью получения дополнительного личного денежного дохода. Включает в себя несколько этапов: [8, 245 с.]

- Создается теневой запас за счет повышения нормы расходов на изготовление какого-либо продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации;

- Находится фирма, которая по фиктивным документам отписывает поставку «экономии», но уже в материальном выражении;

- Происходит оплата поставки и «оприходование» сырья или продукции, уже находящейся на предприятии;

- Фирма - поставщик обналичивает оплату и делится с партнерами – работниками предприятия (производит «откат»).

3. Теневое обналичивание  денежных средств. Для проведения теневых платежей предприятию необходимы неофициальные денежные средства. Сложившийся сектор теневой экономики по превращению официальных денежных средств в неофициальные – «обналичка» - делает это следующим образом:

- Предприятие производит предоплату за продукцию или услуги;

- Фирма по «обналичке» выдает наличные деньги и фиктивные документы на товар или услуги, за которые была получена предоплата (товар не отгружается);

- Предприятие приходует «полученный» товар и списывает продукцию на производственно-хозяйственную деятельность.

Предприятие может выйти  напрямую на фирму, занимающуюся обналичиванием, и тогда за услугу платят до 2% (в 2007 году наметилась тенденция увеличения). При данной схеме повышается риск обнаружения теневых операций, так  как предприятие контактирует с фирмой-однодневкой и ее работниками. Так же предприятие может найти фирму-посредника, которая берет на себя прямой контакт с фирмой по «обналичке» при работе с документами и теневыми наличными деньгами. В этом случае процент за услугу составляет до 10%.

4. Теневая деятельности  при проведении тендеров и  конкурсов, внедренных в финансово-хозяйственную  деятельность государственных учреждений  или крупных акционерных обществ  с целью борьбы с коррупцией. По мнению авторов идеи, при  участии в закупках нескольких фирм гарантируется честный и объективный выбор предложений по ставкам. На практике же данный механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий и здесь нашли лазейки, которые позволяют учесть их материальный интерес:

- Государственная организация (акционерное общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или в тендере учувствуют по заранее согласованным условиям фирмы-фавориты;

- Фирма-фаворит «выигрывает» тендер, и происходит выплата «отката» чиновникам. [10, 176 с.]

Итак, предприятия, желающие обойти законные способы получения  прибыли, и вместо того, чтобы заплатить  налоги и жить честно, находят множество  лазеек и способов. Такие фирмы  используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания.

Вообще в сложившихся  условиях общего высокого уровня налогообложения  и его явно неравномерного распределения  для значительной части предпринимателей остаются три алгоритма поведения:

Бросить «дело», свернуть производство, вывести капитал за границу. Предприниматели и промышленники выработали в этой связи следующий афоризм: «Мы патриоты, но не камикадзе».

Пытаться получить те или налоговые  льготы. При этом за получение прямых налоговых льгот чиновникам соответствующих  уровней “надо платить”, так что основа для коррупции налицо, о фактах которой упоминалось выше.

Уклониться от уплаты налогов, применить  наличные расчеты, уйти в “тень”. В  этом случае создается почва для  криминализации экономических отношений: злоупотреблений государственных чиновников, с одной стороны, развития рэкета и бандитизма – с другой.

Что касается механизмов функционирования последнего алгоритма, то его можно  разделить на два больших класса. Речь идет об основных и своего рода вспомогательных (обслуживающих) механизмах. Первый класс предполагает наличие “объекта эксплуатации”, что, кстати, является характерным признаком “агрессивной координации”. При этом в роли “дойных коров” выступают государство или крупное предприятие, соответствующие типичные схемы таковых: [9, 56 с.]

При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (акционерные  общества закрытого типа, частные  и другие предприятия новых организационно-правовых форм), в число учредителей которых  входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ, так, что ресурсы обходятся предприятию дороже, чем при прямых связях, но члены товарищества в результате увеличивают свой личный доход. Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется через подставные предприятия, имеющие и здесь свой процент.

Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отдела сбыта завода, переадресовывающие наиболее выгодные заказы в “параллельное предприятие”.

Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение НИОКР из госбюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на договором и временем выполнения плана НИОКР срока деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы «научные работники».

Отмеченный второй класс  механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения  государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных выше сделок: превращаясь в наличность и валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, переводятся за рубеж. Данный круг сделок наиболее трудно фиксировать и изучать (быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций). [11, 49 с.]

Регистрируемый ныне уровень деловой активности не позволяет  большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять имеющиеся производственные мощности. Попытка включить затраты  на содержание и эксплуатацию последних  в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие производство продукции и услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “поедания” основных фондов.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую деятельность”, обычно включает:

Предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции (одна и та же хозяйственная  деятельность обычно ведется российскими  предпринимателями через несколько  фирм; это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров; кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров);

Банк (позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях);

“Служба безопасности” (имеет разные ипостаси: это и  обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов  управления);

Связи, конституирующие  группировку по тому или иному признаку (обычное родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячество, этническая принадлежность). [14, 19 с.]

Структуры теневой экономики  в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.

Но если сравнивать это с остальными показателями: цен, кризисами и др., - уровень чрезвычайно высок.

 

Последствия теневой экономики. За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, перестали замечать совершенно новую социально-экономическую реальность. Реальность не столько перехода от централизованной к рыночной системе хозяйствования, сколько формирование устойчиво воспроизводящейся системы высококриминализованных экономических отношений, характеризующейся рядом признаков: [1, 332 с.]

огромный вес теневого сектора;

огромная роль неформальных и вне правовых отношений;

Колоссальные проблемы — почти тотальная коррумпированность госаппарата;

низкая роль права  и судебной системы, ее подчиненность  административному аппарату и теневому капиталу.

Одно из следствий формирования соответствующей олигархии, присваивающей  связанные с монополизмом колоссальные доходы, и вместе с тем - обнищание огромной части населения.

Второе следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти  клановые структуры паразитируют, используя  такой главный источник сверхдоходов, как манипулирование с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального сектора экономики, разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейся экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в состоянии банкротов).

Третье следствие — перераспределение  национального дохода в пользу паразитического потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемой элитной группы, включая «подставное» потребление, связанное с развертыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование и т.п.), приходят в упадок. [3, 210 с.]

Четвертое следствие — пресловутая  утечка российских капиталов за границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл.1 .Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии общегосударственных экономико-политических решений и обладают абсолютной конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими хозяйственными субъектами.

О том, что практически вся мощь госаппарата подчиняется интересам  отмеченных кланов, свидетельствует  правительственная денежно-кредитная политика, политика безудержного наращивания государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур.

На полные обороты запущены механизмы  казнокрадства, не только скрытого, но и легального. «Классический» пример тут являет ситуация на рынке государственных обязательств, которые распределяются через обслуживающие бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный процент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто денежную эмиссию.

Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны  общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня не только Правительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структуры исполнительной власти.

Существует несколько  направлений стабилизирующего влияния  теневой экономики на российское общество и его экономку.

Во-первых, с точки  зрения хозяйствующих субъектов, она обеспечивает более эффективные формы экономической деятельности. «Теневая» экономия на налоговых изъятиях позволяет предприятию увеличить чистую прибыль и дает предприятию серьезное конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто работает полностью легально. [8, 33 с.]

Во-вторых, стабилизирующее  воздействие теневой экономики  проявляется в формировании новых  рыночных ниш, а значит, создает условия  для выживания населения в  период спада официальной экономики  и падения уровня жизни. В качестве источника новых рабочих мест и дохода теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, сглаживая чрезмерное неравенство доходов и уровня жизни, уменьшая социальное напряжение в обществе.

В-третьих, она формирует  финансовую базу для негосударственной социальной деятельности. Спонсорство политической активности, финансирование различных лоббистских экономических ассоциаций и союзов, а также благотворительность в сфере искусства (театр, кино и др.) в значительной мере идут за счет наличных денег, поступающих из теневой экономики. В этом своем качестве она выступает как средство формирования гражданского общества в его специфическом российском виде, включающем полукриминальные (а частично – полностью криминальные) формы.

Информация о работе Теневая экономика