Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:15, доклад

Краткое описание

Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли. Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

В то же время на рынке  получило обращение большое количество поддельных марок, что сводит на нет  усилия по контролю за количеством выпускаемой алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и Санкт-Петербурге.

Криминальная  деятельность в приватизации

Также весьма сильно криминализированным  оказался процесс приватизации. Этому  способствовали следующие факторы:

поспешность и неподготовленность большинства залоговых и других аукционов;

необеспеченность при  проведении ряда аукционов необходимой  конкурент-ности, в результате чего аукционы превращались в заранее обусловленный передел собственности;

занижение стоимости пакетов  акций.

По некоторым данным большинство  экономических преступлений в этой области совершается с участием коррумпированных должностных лиц  органов государственной власти и управления.

Прежде всего, к такого рода экономическим преступлениям  относятся: злоупотребление служебным  положением и предоставленными полномочиями со стороны должностных лиц, умышленное занижение стоимости приватизируемых  объектов, хищение финансовых средств, вырученных от продажи акций, укрытие полученных доходов от государственного налогообложения, должностные подлоги в ходе умышленного искажения фактических результатов, взяточничество в процессе приватизации жилого фонда и др.

Имеют место правонарушения и со стороны покупателей акций. Это, прежде всего, невыполнение инвестиционных обязательств, представление фиктивных  документов и др.

В ходе реализации законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений  и распоряжений Правительства РФ по земельной реформе произошло  расширение компетенции руководства  районного и поселкового звена  в вопросах землевладения, права  собственности на землю и др. должностные  лица в ряде случаев используют эти  полномочия в своих корыстных  интересах. Основными видами преступлений в вопросах землевладения, землепользования и распоряжения являются злоупотребление  служебным положением и дача-получение  взятки.

К перечню условий и  предметов преступных действий по земельным  вопросам относятся:

получение юридическими и  физическими лицами права на выделение  земельного участка;

получение свидетельства  на право собственности на землю, его регистрация;

получение права на пожизненно наследуемое владение или бессрочное пользование, аренду и выкуп участков в собственность;

расширение границ участков, наделов сверх предельных норм;

решение о выделении участков Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству вне компетенции  своих ведомств, границ;

решение вопроса об изъятии  земельного участка в соответствии с законодательством и другие.

Все указанные решения, получение  соответствующих документов, практические действия должностных лиц районов  и поселков сопряжены с возможностью получения взяток как за неправомерное решение, так и за ускорение решения.

Страховое дело

Правонарушения затронули  и такую сравнительно новую для  России сферу деятельности, как страховое  дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь  относятся осуществление нелицензированной  деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой  выплаты.

Особо опасными являются такие  правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.

Особое место в перечне  правонарушений на страховом рынке  в последнее время приобретают  махинации, связанные с деятельностью  совместных предприятий или брокерских страховых компаний. По имеющимся  данным лишь за текущий год через  страховые и брокерские фирмы  из России в иностранные банки  переведено более 300 млн долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом.

Теневая экономика  является питательной средой для  развития коррупции

Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных  лиц управленческих структур, формирующих  экономическую политику и располагающих  возможностью ее корректировки. Нередко  важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования  бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели.

Коррупция тесно связана  с организованной преступностью, целенаправленно  стимулируется и провоцируется  ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное  имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты  и субсидии, занижая реальную стоимость  государственной собственности  в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц  осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических  решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой  экономики, поскольку только она  может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.

Учитывая это, коррупционную  связь следует рассматривать  как одну из основных форм влияния  организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.

По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры  тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти  средства также наполняют капиталы теневой экономики.

При непосредственном участии  коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование  средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты  коррупции, связанные с деятельностью  государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

Остро стоит проблема коррупции  в правоохранительных органах и  вооруженных силах. Имеют место  многочисленные факты злоупотребления  служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных  дел, сращивание с криминальными  структурами, противоправное участие  в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном  бизнесе и контрабандных сделках.

В 1995-1997 годах освобождены  от занимаемых должностей ряд ответственных  работников Генпрокуратуры, ФСНП, МВД, ГТК, Госналогслужбы, Минздрава, МВЭС, Минсотрудничества, Центробанка, бывших Минздравмедпрома и Роскомдрагмета, некоторых других ведомств. Всего за этот период возбуждены уголовные дела в отношении 1442 коррумпированных лиц, осуждено 474. По признакам коррупции проверялось в 1995 году 1948 лиц, возбуждено 766 уголовных дел, осуждено - 211; в 1996 году проверялось 2291 лицо, возбуждено 767 уголовных дел, осуждено - 263.

Статистика. данные о теневой экономике по Госкомстату

По поводу обьема российской теневой экономики ходят легенды. По некоторым оценкам, от 40 до 60% производства товаров и услуг давно ушли "в тень". Госкомстат, однако, не отрицая ни самой болезни, ни ее развития, склонен более сдержанно оценивать ее масштабы.

По утверждению государственной  статистики, доля теневой, или, точнее, скрытой, экономики составила в 1996 году около 22% валового внутреннего  продукта (ВВП) страны. И хотя за рубежом  такого рода показатели, как правило, не публикуются, по словам замначальника управления национальных счетов и платежного баланса комитета Алексея Пономаренко, речь там может идти о трех, четырех, от силы пяти процентах ВВП. В этом смысле наши авангардные позиции неоспоримы.

С другой стороны, в понятие "теневая экономика", по методологии  Госкомстата, не входят производство и  распространение наркотиков, проституция, контрабанда. Не учитываются преступления против личности и имущества (например, взятки и грабежи), а также национализация и приватизация, поскольку такие  акции сказываются лишь на стоимости  активов и никак не отражаются на добавленной стоимости и ВВП. В этом, собственно, и состоят  самые большие расхождения в  оценке теневой экономики Госкомстатом и МВД, "сидящим" на криминале  и определяющим "тень" более  чем в 60% от ВВП. "У нас с ними просто разный подход", - подчеркивает Пономаренко.

В советские времена наша экономика просвечивалась сплошным наблюдением, как прожектором. Все, до последнего болта, учитывалось и  попадало в отчет. За умышленное искажение "цифири" можно было угодить  в тюрьму. Хотя и тогда существовала и нелегальная (незаконная), и неформальная (не учитываемая официальной статистикой) экономика. Пример последней - личные подсобные  сельские хозяйства, ее вес во многом определялся косвенными методами.

С либерализацией торговли ее значение возросло - пересчитать  по головам всех торгующих, цены, товар  стало попросту невозможно. С 1993 года Госкомстат стал действовать иначе. Подготовленный счетчик, зная на рынке  количество торговых мест, обходя их в  разные дни, прицениваясь к товарам  и визуально определяя объёмы продаж, стал рассчитывать товарооборот и другие показатели торговли. Какие-то отклонения при таком подходе, естественно, неизбежны. Но они куда меньше, полагают в Госкомстате, чем если бы статистик попытался собирать отчеты с торговцев или проигнорировал товарные и продуктовые рынки вовсе.

К слову, в отраслевом разрезе  удельный вес скрытой экономики  особенно велик в торговле, включая  внешнюю (63% товарооборота), и в сельском хозяйстве (46% производства). В промышленности, строительстве, транспорте и связи он несколько меньше (в пределах 8 - 11%). Отраслевые данные с досчетом (т.е. увеличением объемов за счет скрытого сегмента) закладываются в специальную программу для определения ВВП. Так что в тех официальных сводках, которые представляет нам Госкомстат, уже учтен теневой сектор. Кроме того, они регулярно уточняются, пересчитываются - так делается во всем мире.

Заключение

В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут  определяющими для выбора пути дальнейшего  развития отечественной экономики  и общества: либо российская экономика  твердо встанет на путь закона, что  позволит реализовать огромный потенциал  роста, стать эффективной, как в  развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными  гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино-американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету.


Информация о работе Теневая экономика