Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теневой экономки и проблемы ее учета. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
• дать понятия и формы теневой экономики;
• рассмотреть способы преодоление теневой экономики;
• рассмотреть экономические последствия теневой экономики в мировом опыте;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические принципы теневой экономики 3
1.1 Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления 3
1.2 Причины и последствия развития теневой экономики 5
Глава 2. Теневая экономика в России и за рубежом . Методы борьбы с теневой экономикой и корупцией………………………………………………..8
2.1 Функции и масштабы теневой экономики с учетом мирового опыта 8
2.2 Теневая экономика в современной России 10
2.3. Методы борьбы с теневой экономикой и корупцией……………..………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - теневая экономика.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Изменения в показателях  теневой экономики в странах  ЕС произошли впервые после 15-летнего  спада активности на "черном рынке" в то время, когда официальная экономика ЕС сокращается на 2%. Также возросла преступная активность.

Размеры теневой экономики  варьируются в зависимости от региона. На севере Европы и в Скандинавии  она находится в пределах 10-18% от реального ВВП, в странах Средиземноморья: Португалии и Италии – от 20% до 25%.

Многие бывшие советские  страны имеют теневой сектор на уровне стран Средиземноморья. Но в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии цифры  достигают от 36 до 39% .

В Белоруссии и  Молдавии теневая экономика составляет половину от экономической деятельности, на Украине - около 57%, в Грузии – 68%, утверждается в исследовании.

Кризис не благоприятно действует на экономику, он помогает развиваться теневому сектору и создает для него благоприятную среду.

2.2 Теневая экономика в современной России

Основными сферами  теневой экономики в России являются: чисто криминальная (нарко-, порнобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, контрабанда, проституция, выбивание  долгов, заказные убийства, рэкет, похищение людей с целью выкупа и др.); финансово-кредитная; внешнеэкономическая; фондовый рынок; естественные монополии; автомобилестроение; потребительский рынок, в частности, незаконное производство и продажа алкогольной продукции; незаконное производство интеллектуальной продукции.

Теневой сектор в российских регионах достигает 20 - 25%, и из-за кризиса цифра будет  только расти, ожидают, что через  два три года теневой рискует  оказаться уже треть национальной экономики. Вклад теневой экономики в валовой региональный продукт оценивают в 20 - 25%.

Данные цифры Росстата, получены путем изучения двух из трех видов экономических отношений, которые не поддаются оценке прямыми методами. К ним относятся преступные виды деятельности (проституция, торговля наркотиками и оружием), скрытое производство (предприятие изготавливает товар законно, однако скрывает его объемы и полученные доходы, чтобы не платить налоги), а также производство товаров и услуг гражданами, не зарегистрированными как предприниматели.

Вместе с  тем данные об объеме теневого сектора в российской экономике предоставляет и другое ведомство - МВД. Согласно данным министерства, в тени находится около 40%. Подсчитывая ущерб государству, милиция анализирует собственные данные, то есть учитывает все нелегальные финансовые потоки, включая коррупцию.

Способов анализировать  нелегальный сектор у статистиков  много, один из них - простое сравнение  произведенных ресурсов с их потреблением.

Постепенно  уменьшается доля прямого обналичивания  средств, когда предприниматели просто кладут деньги в карман, уводя их от налогов. В то же время сильно выросли операции со скрытыми платежами, когда клиент благодарит делового партнера или чиновника, оплачивая за него ряд услуг.

В первой половине 2008 года МВД раскрыло почти 150 тыс. экономических преступлений, ущерб от которых составил свыше 24,5 млрд рублей. В первой половине 2009 года количество преступлений выросло незначительно - до 155 тыс., однако объем ущерба увеличился почти вдвое, до 44,5 млрд рублей.

А связанно это  с тем, что начинающие бизнесмены предпочитают не проходить сложные административные процедуры, а работать без соответствующих лицензий и документов. Так трудятся частные извозчики, нянечки, репетиторы.

Таким образом, теневая экономика как общественное явление, объективна, искоренить ее полностью не представляется возможным. В современной России она воспроизводится устойчиво и расширенно. Теневой капитал неуклонно и ускоренно набирает вес, проникая во все сферы общественной жизни.

Поэтому необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой, - осуществлять специальную программу интеграции здоровой части теневой и легальной экономики. Необходим, конкретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

2.3. Методы борьбы с теневой экономикой и корупцией.

Борьба с  теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

- является питательной  средой для возникновения и  развития организованной преступности;

- препятствует  эффективному развитию открытой рыночной экономики;

- формирует  коррупционные отношения во всех  без исключения сферах своего  присутствия;

- разрушает  государственную систему справедливого  распределения национального богатства  (если, конечно, такая система  сформирована);

- не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального  спора во власти и обществе - все  согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции.

О росте теневой  экономики и коррупции в современной  России говорят многочисленные отечественные  и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию  роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "тене-вой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: критические масштабы, отмеченные выше, "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция  на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.

В качестве одной  из попыток реализации репрессивного  подхода можно рассматривать  принятие в России Государственной  Думой в первом чтении представленного  Минфином РФ законопроекта "О государственном  контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить

доходные действительные параметры состоятельных групп  населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные  налоги.

Однако для  достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

В настоящее  время применяются такие меры как:

• реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

• ужесточение борьбы с коррупцией;

• меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

• выявляются подпольные производства и пресекается их деятельность;

• усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а  с другой - осуществлять специальную  программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономической  науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, как масштабы экономического явления теневой экономики. Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить.

Одно из характерных явлений рыночной системы - развитие теневой экономики. Это - неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами социальными группами. Теневая экономика существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться.

Основным фактором, влияющим на образование теневой  экономики и питающим ее, выступает  несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения.

В России теневая  экономическая деятельность пустила глубокие корни. Особенно активно она проявляется на рынке ценных бумаг. Здесь имеет место некий симбиоз различных видов криминального менеджмента: мошенничество, фальсификация документов, заключение незаконных сделок с ценными бумагами, хищение финансовых средств. Наиболее масштабно представители теневой экономики ведут себя в процессе приватизации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Буров В. Ю. Теневая деятельность малых и средних предприятий / В. Ю. Бурова  // ЭКО. 2008. № 4. С.67-74.
  2. Есаян А. К. Криминализация и тенизация хозяйственной деятельности как угроза экономической безопасности государств Евразии / А. К. Есаян  // Междунар. публ. и частное право. 2009. № 4. С.45-47.
  3. Колтович С. М. Методология борьбы с отмыванием денег / С. М. Колтович / ЭКО. 2009. №12. С.97-109.
  4. Крюкова С. Как изменится теневая экономика / С. Крюкова //  Комментарии. 2009. №9. 32с.
  5. Латов Ю. В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики / Ю. В. Латов // М.: МОНФ. 2001. 281с.
  6. Морозова Н. О. Метод измерения размера теневой экономики, образованной в результате введения налогов и субсидий: применение концепции излишков / Н. О. Морозова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. № 1. С. 58-66.
  7. Неустроева Н. Н. Теневая деятельность - особый экономический институт общества / Н. Н. Неустроева  // ЭКО. 2008. № 9. С.150-167.
  8. Подольный Н. Взаимосвязь организованной преступности и теневой экономики в развитии регионов / Н. Подольный, Н. Подольная // Уголовное право. 2009. № 2. 179с.
  9. Титов В. Н. Неформальная экономика в России: исторические традиции / В. Н. Титов // Обществ. науки и современность. 2008. № 5. C. 159.
  10. Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный подход / Д. Фролов // Экономист. 2008. № 9. С.150.
  11. Эриашвили Н. Д. Теневая экономика / Н. Д. Эриашвили, Н. В. Артемьев // М.: Юнити. 2008. 448 с.

 

Федеральное агентство  связи Российской Федерации

Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Экономика»

тема: «Теневая экономика»

 

 

 

 

                                                           Работу выполнил:

                                                                          студент 4-го курса

Информация о работе Теневая экономика