Теневая экономика: сущность, причины и особенности проявления в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
Выявить формы теневых операций.
Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание

Введение______________________________________________________стр.3

Глава 1. Определение теневой экономики__________________________стр.5
Причины теневой экономики________________________________стр.8

Глава 2. Различные формы проявления теневой экономики в мире______стр.11
2.1. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в Польше ___стр.11
2.2. Экономическая преступность в ЮАР_________________________стр.12
2.3. Фальшивомонетничество в Германии_________________________стр.13
2.4. Проституция______________________________________________стр.14

Глава 3. Особенности проявления теневой экономики в современной России_______________________________________________________стр.16
3.1. Нарушения условий работы с денежной наличностью____________стр.18
3.2. Челноки как российский феномен____________________________стр.18
3.3. Реимпорт и реэкспорт в России______________________________стр.19
3.4. Производство и реализация спиртных напитков_________________стр.20
3.5. Теневая экономика в Страховом деле__________________________стр.21

Глава 4. Причины ухода малых предприятий России в тень___________стр.22

Глава 5. Пути выхода из теневой экономики_______________________стр.25

Заключение___________________________________________________стр.28
Список использованной литературы______________________________стр.30

Вложенные файлы: 1 файл

tenevaya_ekonomika_v_rossii.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Характерной формой проявления теневой  экономики во внешнеэкономической  сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых "челноков".

На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских "челноков". Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.

3.3.  Реимпорт и реэкспорт  в России.

Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.

Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые "толлинговые" операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.

Масштабный характер приобрели  операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

3.4. Производство и  реализация спиртных напитков.

Состояние отечественного рынка крепких  спиртных напитков характеризуется  сокращением объемов собственного производства ликеро-водочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды.

По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или "теневая" часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.

Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.

Массовый контроль за поступлением и реализацией крупных партий алкогольной продукции, создание специальных  постов и другие подобные меры носят  в большей степени профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий отражать в бухгалтерской отчетности сделки, попадающие в поле зрения налоговой полиции. Правонарушения выявляются, как правило, при оперативном сопровождении подобных мероприятий.

В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.

В то же время на рынке  получило обращение большое количество поддельных марок, что сводит на нет  усилия по контролю за количеством  выпускаемой алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и Санкт-Петербурге.

3.5. Теневая экономика  в Страховом деле.

Правонарушения затронули и  такую сравнительно новую для  России сферу деятельности, как страховое  дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся осуществление нелицензированной деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой выплаты. Особо опасными являются такие правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.

Особое место в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее время приобретают махинации, связанные с деятельностью совместных предприятий или брокерских страховых компаний. По имеющимся данным лишь за текущий год через страховые и брокерские фирмы из России в иностранные банки переведено более 300 млн долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом.

 

 

 

 

Глава 4. Причины ухода малых предприятий России в тень.

Сегодняшняя экономическая  политика по отношению к предпринимателю  выражена очень просто: "Мы тебя будем  давить, а ты выживай как хочешь". Поэтому предприниматель оказывается  перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).

Субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономике, могут быть разделены на три группы:

    • 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас теневой экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.
    • 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.
    • 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода "солдаты" теневой экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

Ситуация с материальным положением основной массы населения  в России складывается совершенно по-иному, чем диктуется правилами рыночного  хозяйствования. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни: по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к 1991 году. Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по перераспределению доходов.

Вопрос о бедности - это и вопрос о минимальной  заработной плате, соотношении последней  с прожиточным минимумом. Если в 1990 году она составляла 80 руб., в полтора  раза превышая его, то с 1992 года она  в четыре-пять раз меньше прожиточного минимума. Это означает, что минимальная заработная плата утратила роль важнейшей социальной гарантии.  
Бедность усугубляется задержками с выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Неплатежи как массовое явление - нонсенс для рыночной экономики, и для решения этой проблемы нужны, конечно, экстренные меры правового и административного характера (о чем в последнее время настойчиво говорят высшие должностные лица). Но дело не только в этом. Нельзя всю вину за неплатежи валить на умышленных и неумышленных неплательщиков, хотя таковых и немало. Корни проблемы гораздо глубже: само государство - неплательщик, прибегающий к неплатежам как к средству подавления инфляции. К тому же большинство предприятий "лежит" (в том числе из-за неоплаты государством своих заказов), и у них просто нет средств для выплаты заработной платы и осуществления других платежей. И если их заставить погасить задолженность, они просто лишатся остатков оборотных средств и... остановятся окончательно.

Отсюда следуют два  важных вывода. Во-первых, государство раз и навсегда должно отказаться от задержек с оплатой своих долгов как средства борьбы с инфляцией. Во-вторых, проблема неплатежей в народном хозяйстве не будет решена до тех пор, пока политика подавления отечественного производства не сменится политикой его стимулирования. Резюме анализа причин расширенного воспроизводства "теневого" хозяйствования в России: в облике российской экономики все явственнее проступают черты, характерные для так называемой латиноамериканской модели. Последняя предполагает наличие одного мощного финансового или связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; формирование из тех, кто причастен к данному источнику, узкого слоя сверхбогатой элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней; удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности. Следствием всего этого и является особая роль "теневой" экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Пути  выхода из теневой экономики.

В настоящее время  трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении теневой экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических исследований "Перспективные технологии" В. О. Исправников в своей статье "Как вывести капиталы из "тени"" предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, - считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры". Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?

Во-вторых, в теневой  экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. [Вопросы статистики-1999 №12] Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.

Формируя концептуальную основу линии в отношении теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а  с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

В целях создания и  поддержания благоприятной хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего это относится к налоговому режиму.

Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.

Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.

Информация о работе Теневая экономика: сущность, причины и особенности проявления в современной России