Теневая экономика и формы ее существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, представляющая собой феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Соответственно, цель исследования это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.

Содержание

Введение
1. Сущность теневой экономики
2. Виды теневой экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контол. Экономика.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Вторая форма, в которой проявляется сохранение чрезмерно большой роли государства в экономике - его чрезмерное и практически бесконтрольное вмешательство в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны осуществлять какие-либо насущные функции (скажем создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять платежи с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Деятельность такого типа компаний - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на деятельность или желая обойтись без "уполномоченных", вынуждены платить. Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников, и дает последним весьма большие возможности для извлечения теневых доходов. Скажем, достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, выдача лицензий аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в каком-либо районе города. Ясно, что для "обхода" этого конкуренты вынуждены платить. И, наконец - прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (скажем, в сфере торговли бензином, в торговле металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В этом случае органы власти производят принудительное распределение рынка, отдавая самые выгодные его сектора "дружественным" фирмам, которые в свою очередь отчисляют в пользу этих органов и\или отдельных чиновников часть сверхприбыли. Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и потери другим. Значит оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (подкупу чиновников или, наоборот, заказным убийствам чиновников, чьи действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятнейшие условия для роста теневой экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за деятельностью ряда секторов экономики, то это создает монополизм, порождающий теневую активность. Скажем, сохранение такого контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служит источником черного рынка торговли золотом, оборот которого - многие десятки, а возможно и сотни килограммов золота в год. Другой источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально Газпром, РАО ЕЭС и т.п. - это негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, в деятельности к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не имеют прежних ограничений, которые касаются государственных ведомств. Это - "квазичастные" фирмы, представляющие собой гибрид между частной компанией и государственным ведомством, которые регулируют многие сектора современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - добычи и продажи топливно-энергетических ресурсов и внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства (РАО ЕЭС, Газпром, ряд нефтяных компаний). Они почти автономны от остального общества и имеют в своем составе набор организаций, позволяющий им реализовывать все функции, которыми традиционно обладало государство и общество - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относится уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми этими компаниями. В то же время существует определенный "социальный договор" между этими "квазичастными" монополиями и правящими группировками. Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность этих монополий, давая им возможность сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, де-факто снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять операции на финансовых рынках сомнительной законности. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и за консервацию нынешнего режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия для существования монополистов. Такой симбиоз между нынешними правящими группировками и крупнейшими квазичастными монополиями предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без такой активности невозможно создание скрытого от общества "фонда стабильности", расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях. Новые формы монополизма - это монополизм "снизу", как надстройка над частной рыночной активностью. Это - система "крыш", которые делят тот или иной рынок. Крыша - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающим проникнуть на этот сегмент множество барьеров, включая силовые, то есть связанные с применением насилия. Экономический смысл деятельности "крыши" - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных на него субъектов (производителей, торговцев, посредников и др.). Поддерживая относительно высокий уровень цен и прибыли, "крыша" часть прибыли забирает у других участников рынка, фактически, взимая с них неформальный налог. В принципе такое монопольное регулирование рынка - не новость и имеет много аналогов в других странах. Но в отличие от большинства стран, в России ему не противостоит антимонопольная деятельность государства, которое в условиях цивилизованного рынка правовыми методами "расчленяет" такие частные монополии на локальных и федеральных рынках. Ясно, что как сама деятельность "крыш", так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность преобразований, вызвавшая рост теневой экономики - это чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, когда по различным оценкам изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. На этапе становления бизнеса в России такие условия, когда большая часть прибыли изымается государством, с неизбежностью сформировали норму уклонения от уплаты налогов и увели значительную долю деловой активности в теневую экономику. В принципе уже одной этой черты было бы достаточно для взрывного роста теневой активности.

Пятая особенность рыночных преобразований в России, вызвавшая бурный рост теневой экономики - это асоциальный характер этих преобразований. Она состояла в том, что рыночные реформы лишили многие миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализованы некоторые другие меры по либерализации экономики, однако механизмы экономического отбора не были запущены. Поэтому в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах были сохранены на многие годы неэффективно работающие предприятия, на которых существовали сотни тысяч рабочих мест с зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернатив экономической активности для работников на таких местах не было. Людям пришлось искать средства к существованию и новые виды занятий вне каких-либо сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты, материального и морального поощрения, должностного продвижения и др. Их пришлось зарабатывать за счет неформальной активности. Государственные и бывшие государственные (приватизированные) предприятия "обросли" множеством т.н. "коммерческих структур", возникло множество независимых фирм, через которые работники пытались заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть активности осуществлялась и осуществляется вне каких-либо организаций, без какой-либо официальной регистрации. Кроме того, происходившие и происходящие экономические перемены были (и есть) непонятны для большого числа людей, которые по-прежнему не уверены, что все это - "всерьез и надолго". Поэтому они и опасаются официальной регистрации своей экономической деятельности.

Шестая особенность - неправовой характер экономических преобразований. Неправовой - не в том смысле, что законов мало или они "не работают", а в том - что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой мере регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы прежде всего не заинтересованы правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и др. органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одним из важнейших субъектов этой активности в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты несвойственной им деятельностью (милиционеры в форме, сыщики и др. работают охранниками в частных фирмах, торгуют в "свободное" от службы время и т.п.); во-вторых - что они коррумпированы. Естественно, что при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики. Ведь они не являются заинтересованной стороной в возникающих конфликтах и не могут быть арбитрами при их разрешении. Тогда возникающие конфликты в сфере экономики разрешаются неформальными структурами. Другое проявление неправового характера преобразований - принятие законодательных актов без учета обратной связи с населением, его интересов и запросов. Законодательные органы в огромном большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, запросы и интересы общества (или локальной общности). Они принимают административные распоряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и "продавливания" нужных им решений (применяя иногда и прямой подкуп законодателей). Люди воспринимают такие законы не как общеполезные нормы, которые выработало общество в лице своих представителей и которым поэтому нужно следовать, а как внешние бюрократические запреты, принимаемые "начальством" для своей пользы, для того, чтобы "выкачивать" из населения побольше денег. Скажем, так воспринимаются населением решения о лицензировании многих видов деятельности и нынешняя налоговая система. Отсюда - восприятие принятых законодательных актов не как незыблемых законов, а как результата "сговора начальства". Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это выгодно. В результате экономическая деятельность уходит "в тень".

В совокупности эти особенности преобразований сформировали благоприятные условия для резкого роста теневой активности. Ведь государство не взяло на себя ответственности за создание рыночных институтов, а сделало основной акцент на либерализационные меры. Вместе с тем, условий для спонтанного формирования цивилизованных рыночных институтов снизу создано тоже не было из-за очень больших налоговых изъятий, распада правоохранительной системы и отсутствия у населения опыта жизни в рыночных условиях. В итоге преобразования привели к формированию "черно-белого" рынка, в котором теневая экономика является устойчивым элементом экономической системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существующее законодательство, регулирующие экономические отношения нередко имеет пробелы и противоречия. Это позволяет использовать его для осуществления теневой экономической деятельности под видом легальной экономики. В настоящее время наиболее ярким примером является противоправное получение средств из государственного бюджета под видом возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, которые фактически являются лжеэкспортными.

Нельзя не видеть и того, что соблюдение всех норм действующего законодательства нередко не позволяет получить достаточных средств для развития бизнеса. Прежде всего, за счет высоких налогов для предприятий, не относящихся к малому бизнесу. Это также побуждает часть экономической деятельности укрывать от официального учета и отчетности.

Теневая экономика приводит и к деформации структуры потребления. Это объясняется тем, что деньги в теневой экономике направляются прежде всего в те сферы, где можно за счет безконтрольности со стороны государства, пробелов в законодательстве, за короткий срок при минимальных затратах получать высокие доходы.

Поскольку теневая экономика, в сущности, является противоправной экономикой, она значительно способствует росту преступности, в том числе организованной, и коррупции в обществе.

Криминальные структуры безнаказанно облагают данью предприятия, осуществляющие теневую экономическую деятельность, зная наверняка, что последние не будут обращаться за защитой в правоохранительные органы, так как и сами не в ладу с законом. Таким образом, теневая экономическая деятельность является одним из источников финансирования преступности, включая такое опасное ее проявление, как терроризм.

В этом смысле теневая экономика очень тесно связана с противоправной деятельностью в сфере экономики и политики.

Кроме того, поскольку теневая экономическая деятельность является противоправной, часть доходов тратится на подкуп государственных служащих, осуществляющих контроль и принимающих решения по соответствующим направлениям. Тем самым теневая экономика является одной их причин и важным фактором коррумпированности общества.

Теневая экономика не только уничтожает тысячи рабочих мест, она также катастрофически влияет на уровень цен. Разорительная ценовая конкуренция со стороны нелегалов вытесняет с рынка, прежде всего, представителей среднего класса. Ежегодно по этой причине до тысячи строительных фирм объявляют о своем банкротстве.

Приведенные выше данные свидетельствуют о необходимости изучения проблем теневой экономики юристами, с целью совершенствования законодательства, регулирующего экономические отношения в обществе, а также обеспечения эффективного применения действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики: критический анализ // Вопр. статистики. - 2003. - N 5.

2. Белкина С.Е. Теневая экономика в структуре хозяйственной деятельности современного российского общества // Деловая жизнь. - 2002. - N 1-2.

3. Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире // Пробл. прогнозирования. - 2001. - N 4. - С.64-73.

4. Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика»/ РЭЖ, № 4, 2004

5. Папава В. Об институциональном анализе теневой экономики и особенностях ее проявления / В.Папава, Н.Хадурн // Общество и экономика. - 2003. - N 6.

6. Теневая экономика и легализация преступных доходов. / Н. Голованов, В. Перекислов, В. Фадеев - СПб: Питер, 2003.

7. Тимченко В.А. Теневая экономика: понятие, причины, социально-экономические последствия, масштабы. – М.: Деньги №12 2004

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Теневая экономика и формы ее существования