Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:35, курсовая работа
Предметом исследования курсовой работы является теневая экономика, представляющая собой феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.
Соответственно, цель исследования это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Введение
1. Сущность теневой экономики
2. Виды теневой экономики, связанные с особенностями экономической либерализации в России
Заключение
Список использованной литературы
Вторая форма, в которой проявляется сохранение чрезмерно большой роли государства в экономике - его чрезмерное и практически бесконтрольное вмешательство в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны осуществлять какие-либо насущные функции (скажем создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять платежи с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Деятельность такого типа компаний - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на деятельность или желая обойтись без "уполномоченных", вынуждены платить. Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников, и дает последним весьма большие возможности для извлечения теневых доходов. Скажем, достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, выдача лицензий аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в каком-либо районе города. Ясно, что для "обхода" этого конкуренты вынуждены платить. И, наконец - прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (скажем, в сфере торговли бензином, в торговле металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В этом случае органы власти производят принудительное распределение рынка, отдавая самые выгодные его сектора "дружественным" фирмам, которые в свою очередь отчисляют в пользу этих органов и\или отдельных чиновников часть сверхприбыли. Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и потери другим. Значит оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (подкупу чиновников или, наоборот, заказным убийствам чиновников, чьи действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятнейшие условия для роста теневой экономики.
Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за деятельностью ряда секторов экономики, то это создает монополизм, порождающий теневую активность. Скажем, сохранение такого контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служит источником черного рынка торговли золотом, оборот которого - многие десятки, а возможно и сотни килограммов золота в год. Другой источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально Газпром, РАО ЕЭС и т.п. - это негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, в деятельности к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не имеют прежних ограничений, которые касаются государственных ведомств. Это - "квазичастные" фирмы, представляющие собой гибрид между частной компанией и государственным ведомством, которые регулируют многие сектора современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - добычи и продажи топливно-энергетических ресурсов и внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства (РАО ЕЭС, Газпром, ряд нефтяных компаний). Они почти автономны от остального общества и имеют в своем составе набор организаций, позволяющий им реализовывать все функции, которыми традиционно обладало государство и общество - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относится уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми этими компаниями. В то же время существует определенный "социальный договор" между этими "квазичастными" монополиями и правящими группировками. Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность этих монополий, давая им возможность сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, де-факто снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять операции на финансовых рынках сомнительной законности. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и за консервацию нынешнего режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия для существования монополистов. Такой симбиоз между нынешними правящими группировками и крупнейшими квазичастными монополиями предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без такой активности невозможно создание скрытого от общества "фонда стабильности", расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях. Новые формы монополизма - это монополизм "снизу", как надстройка над частной рыночной активностью. Это - система "крыш", которые делят тот или иной рынок. Крыша - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающим проникнуть на этот сегмент множество барьеров, включая силовые, то есть связанные с применением насилия. Экономический смысл деятельности "крыши" - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных на него субъектов (производителей, торговцев, посредников и др.). Поддерживая относительно высокий уровень цен и прибыли, "крыша" часть прибыли забирает у других участников рынка, фактически, взимая с них неформальный налог. В принципе такое монопольное регулирование рынка - не новость и имеет много аналогов в других странах. Но в отличие от большинства стран, в России ему не противостоит антимонопольная деятельность государства, которое в условиях цивилизованного рынка правовыми методами "расчленяет" такие частные монополии на локальных и федеральных рынках. Ясно, что как сама деятельность "крыш", так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.
Четвертая особенность преобразований, вызвавшая рост теневой экономики - это чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, когда по различным оценкам изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. На этапе становления бизнеса в России такие условия, когда большая часть прибыли изымается государством, с неизбежностью сформировали норму уклонения от уплаты налогов и увели значительную долю деловой активности в теневую экономику. В принципе уже одной этой черты было бы достаточно для взрывного роста теневой активности.
Пятая особенность рыночных преобразований в России, вызвавшая бурный рост теневой экономики - это асоциальный характер этих преобразований. Она состояла в том, что рыночные реформы лишили многие миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализованы некоторые другие меры по либерализации экономики, однако механизмы экономического отбора не были запущены. Поэтому в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах были сохранены на многие годы неэффективно работающие предприятия, на которых существовали сотни тысяч рабочих мест с зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернатив экономической активности для работников на таких местах не было. Людям пришлось искать средства к существованию и новые виды занятий вне каких-либо сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты, материального и морального поощрения, должностного продвижения и др. Их пришлось зарабатывать за счет неформальной активности. Государственные и бывшие государственные (приватизированные) предприятия "обросли" множеством т.н. "коммерческих структур", возникло множество независимых фирм, через которые работники пытались заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть активности осуществлялась и осуществляется вне каких-либо организаций, без какой-либо официальной регистрации. Кроме того, происходившие и происходящие экономические перемены были (и есть) непонятны для большого числа людей, которые по-прежнему не уверены, что все это - "всерьез и надолго". Поэтому они и опасаются официальной регистрации своей экономической деятельности.
Шестая особенность - неправовой характер экономических преобразований. Неправовой - не в том смысле, что законов мало или они "не работают", а в том - что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой мере регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы прежде всего не заинтересованы правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и др. органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одним из важнейших субъектов этой активности в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты несвойственной им деятельностью (милиционеры в форме, сыщики и др. работают охранниками в частных фирмах, торгуют в "свободное" от службы время и т.п.); во-вторых - что они коррумпированы. Естественно, что при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики. Ведь они не являются заинтересованной стороной в возникающих конфликтах и не могут быть арбитрами при их разрешении. Тогда возникающие конфликты в сфере экономики разрешаются неформальными структурами. Другое проявление неправового характера преобразований - принятие законодательных актов без учета обратной связи с населением, его интересов и запросов. Законодательные органы в огромном большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, запросы и интересы общества (или локальной общности). Они принимают административные распоряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и "продавливания" нужных им решений (применяя иногда и прямой подкуп законодателей). Люди воспринимают такие законы не как общеполезные нормы, которые выработало общество в лице своих представителей и которым поэтому нужно следовать, а как внешние бюрократические запреты, принимаемые "начальством" для своей пользы, для того, чтобы "выкачивать" из населения побольше денег. Скажем, так воспринимаются населением решения о лицензировании многих видов деятельности и нынешняя налоговая система. Отсюда - восприятие принятых законодательных актов не как незыблемых законов, а как результата "сговора начальства". Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это выгодно. В результате экономическая деятельность уходит "в тень".
В совокупности эти особенности преобразований сформировали благоприятные условия для резкого роста теневой активности. Ведь государство не взяло на себя ответственности за создание рыночных институтов, а сделало основной акцент на либерализационные меры. Вместе с тем, условий для спонтанного формирования цивилизованных рыночных институтов снизу создано тоже не было из-за очень больших налоговых изъятий, распада правоохранительной системы и отсутствия у населения опыта жизни в рыночных условиях. В итоге преобразования привели к формированию "черно-белого" рынка, в котором теневая экономика является устойчивым элементом экономической системы.
Заключение
Существующее законодательство, регулирующие экономические отношения нередко имеет пробелы и противоречия. Это позволяет использовать его для осуществления теневой экономической деятельности под видом легальной экономики. В настоящее время наиболее ярким примером является противоправное получение средств из государственного бюджета под видом возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, которые фактически являются лжеэкспортными.
Нельзя не видеть и того, что соблюдение всех норм действующего законодательства нередко не позволяет получить достаточных средств для развития бизнеса. Прежде всего, за счет высоких налогов для предприятий, не относящихся к малому бизнесу. Это также побуждает часть экономической деятельности укрывать от официального учета и отчетности.
Теневая экономика приводит и к деформации структуры потребления. Это объясняется тем, что деньги в теневой экономике направляются прежде всего в те сферы, где можно за счет безконтрольности со стороны государства, пробелов в законодательстве, за короткий срок при минимальных затратах получать высокие доходы.
Поскольку теневая экономика, в сущности, является противоправной экономикой, она значительно способствует росту преступности, в том числе организованной, и коррупции в обществе.
Криминальные структуры безнаказанно облагают данью предприятия, осуществляющие теневую экономическую деятельность, зная наверняка, что последние не будут обращаться за защитой в правоохранительные органы, так как и сами не в ладу с законом. Таким образом, теневая экономическая деятельность является одним из источников финансирования преступности, включая такое опасное ее проявление, как терроризм.
В этом смысле теневая экономика очень тесно связана с противоправной деятельностью в сфере экономики и политики.
Кроме того, поскольку теневая экономическая деятельность является противоправной, часть доходов тратится на подкуп государственных служащих, осуществляющих контроль и принимающих решения по соответствующим направлениям. Тем самым теневая экономика является одной их причин и важным фактором коррумпированности общества.
Теневая экономика не только уничтожает тысячи рабочих мест, она также катастрофически влияет на уровень цен. Разорительная ценовая конкуренция со стороны нелегалов вытесняет с рынка, прежде всего, представителей среднего класса. Ежегодно по этой причине до тысячи строительных фирм объявляют о своем банкротстве.
Приведенные выше данные свидетельствуют о необходимости изучения проблем теневой экономики юристами, с целью совершенствования законодательства, регулирующего экономические отношения в обществе, а также обеспечения эффективного применения действующего законодательства.
Список использованной литературы
1. Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики: критический анализ // Вопр. статистики. - 2003. - N 5.
2. Белкина С.Е. Теневая экономика в структуре хозяйственной деятельности современного российского общества // Деловая жизнь. - 2002. - N 1-2.
3. Глинкина С.П. Теневая экономика в глобализирующемся мире // Пробл. прогнозирования. - 2001. - N 4. - С.64-73.
4. Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика»/ РЭЖ, № 4, 2004
5. Папава В. Об институциональном анализе теневой экономики и особенностях ее проявления / В.Папава, Н.Хадурн // Общество и экономика. - 2003. - N 6.
6. Теневая экономика и легализация преступных доходов. / Н. Голованов, В. Перекислов, В. Фадеев - СПб: Питер, 2003.
7. Тимченко В.А. Теневая экономика: понятие, причины, социально-экономические последствия, масштабы. – М.: Деньги №12 2004
2
Информация о работе Теневая экономика и формы ее существования