Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.
В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

С

 

 

1. Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы

1.1. Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике

Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.

Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:

  • размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
  • покупательной способности национальной валюты;
  • демографических тенденций;
  • традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;
  • доли теневой экономики в ВВП.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:

  • установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
  • единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
  • утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
  • упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
  • индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

  • эмиссию денег;
  • контроль над инфляцией и валютным курсом;
  • налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
  • налоговые льготы малому предпринимательству;
  • тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.

В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.

1.2. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы

Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.

Рыночное регулирование доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.

Государственное регулирование доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они составляют основной механизм перераспределения доходов.

Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны граждан как получателей доходов и собственников имущества. Важнейшим налогом с физических лиц является подоходный налог. В России подоходный налог равен 13%.

     Социальный трансферт — это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.

Государство также оказывает влияние на доходы населения с помощью льготных цен и тарифов, например на электроэнергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае социальные трансферты могут приобретать форму натуральных доходов.

Политика доходов и заработной платы строится с учетом издержек перераспределения доходов, включающих затраты на осуществление самого перераспределения и его влияние на эффективность производства. Издержки перераспределения доходов должны быть минимизированы, чтобы повышение уровня и качества жизни одних граждан не наносило ущерба другим.

Механизм политики доходов и заработной платы должен обеспечивать защиту доходов и сбережений граждан от убытков в ходе рыночных реформ: работников неплатежеспособных предприятий, вкладчиков рухнувших банков и т.д., установить ответственность за нанесение убытков и порядок их компенсации за счет виновной стороны. Во многих странах это осуществляется в соответствии с законом о защите вкладов населения и другими нормативно-правовыми актами.

1.3. Результативность политики доходов

О результативности действующей политики доходов и заработной платы можно судить по макроэкономическим показателям — благосостоянию, уровню и качеству жизни, производству ВВП на душу населения, уровню доходов на душу населения, сокращению их дифференциации, уровню реальной заработной платы, уровню занятости и т.д. Конечно, на эти показатели влияет не только политика доходов и заработной платы, но также политика занятости, научно-техническая политика и т.д. Но главным источником экономического роста является человеческий капитал, интеллектуальная собственность, реализация трудовых и предпринимательских способностей каждого человека.

Известно, что снижение предельных ставок налогообложения доходов стимулирует трудовую и предпринимательскую деятельность. При сокращении ставок налогов увеличивается база налогообложения, о чем свидетельствует кривая Лаффера (рисунок 1).

Важным результатом политики доходов и заработной платы является изменение доли граждан, живущих за чертой бедности. Если она растет, это означает, что государство проводит неэффективную политику доходов и заработной платы, если она сокращается — политика эффективна.

О результатах политики доходов и заработной платы можно судить по удельному весу среднего класса. Если он превышает половину населения, доходы в обществе распределены достаточно равномерно и созданы условия для роста благосостояния. В развитых странах удельный вес среднего класса достигает 70%.

Результаты политики доходов и заработной платы отражаются в динамике социальной напряженности — участии в забастовках, акциях протеста и т.п. Их снижение свидетельствует об эффективности политики доходов и заработной платы. Для ее оценки важен также показатель соотношения легальных и нелегальных доходов, доли теневой экономики в ВВП.

1.4. Валовой внутренний  продукт

ВВП характеризует уровень экономического развития страны. Он отражает объем продукции и услуг, создаваемый в ходе производственной деятельности, и является показателем производства.

Более полно характеризуют потребительские возможности страны валовой и чистый располагаемый национальный доход, учитывающий, кроме сальдо полученных из-за границы и переданных за рубеж первичных доходов, также полученные и переданные данной страной трансферты в денежной и натуральной форме.

Чистый национальный доход распределяется на образованные в процессе производства первичные доходы — оплату труда наемных работников, доходы от собственности и предпринимательский доход. Как первичные доходы рассматриваются также государственные налоги на производство и импорт, в основном соответствующие косвенным налогам.

Первичные доходы сектора домашних хозяйств с исключением сумм уплаченных налогов и добавлением текущих денежных выплат (пенсий, пособий и т.п.) образуют располагаемый доход. Вместе с тем домашние хозяйства получают значительный объем товаров и услуг в виде социальных трансфертов в натуральной форме. С учетом этих трансфертов формируется скорректированный располагаемый доход, наиболее полно отражающий доходы населения. В итоге образуются два подхода к пониманию конечных доходов и конечного потребления населения — концепция денежных доходов и расходов и концепция фактических конечных доходов и потребления.

Непосредственно по своему усмотрению домашние хозяйства могут расходовать не весь располагаемый доход, а лишь так называемый личный располагаемый доход, в который не входят уплачиваемые государству прямые налоги. С учетом того, что часть прибыли предприятий расходуется на уплату налогов, а другая часть — на развитие производства, в личный располагаемый доход из прибыли включаются лишь дивиденды Кроме того, в личный располагаемый доход входят в порядке перераспределения первичных доходов государственные социальные трансферты (пенсии и др.), а также проценты по государственным займам.

 

2. Уровень и качество жизни населения как одна из целей политики доходов и заработной платы

2.1. Уровень и качество  жизни

Повышение уровня и качества жизни является социально приоритетной целью политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Повышение уровня и качества жизни — результат экономического роста и его условие. Для современного производства требуются не только принципиально новая техника и технология, но и высококвалифицированные работники, собственники человеческого капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, больше тратится средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку. Уровень и качество жизни у них должны быть гораздо выше, чем у людей, просто обеспечивающих свое выживание.

2.2. Доходы населения  в рыночной экономике

Доходы населения в рыночной экономике представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления.

Различают денежные и натуральные доходы. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. — алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме.

Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регионального (республиканского, краевого) и местного (муниципального) бюджетов и социальных фондов предприятий. Структура совокупных доходов населения представлена на рисунке 2.

Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые. Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства. Располагаемые доходы населения — результат перераспределительных процессов. Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане располагают, т.е. могут использовать по собственному усмотрению.

Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.

К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения — это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход — сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.

Информация о работе Теоретические аспекты политики доходов и заработной платы