2.2 Инфляция
в современной России.
Экономика современной России
пережила гиперинфляцию в самом начале
экономической трансформации от централизованной
экономики к рыночной.
Первоначальная ориентация преимущественно
на монетаристкие методы экономической
трансформации, резкая либерализация
цен в России, отсутствие антиинфляционной
программы привели к галопирующей инфляции,
по уровню которой Россия в начале 90-х
годов занимало одно из ведущих мест в
мире.
Пик инфляции в России пришелся
на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем
на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские
товары увеличились в годовом исчислении
на 884%, и по этому показателю в мире Россия
уступала лишь Бразилии (2830%).
Гиперинфляция потребовала денежные
знаки более высокого достоинства для
обеспечения роста цен денежной массой.
В 1993 г. в оборот были введены новые купюры
достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и
1995 годах продолжался стремительный рост
потребительских цен, который в годовом
исчислении составил соответственно 215,0%
и 131,3%.
Благодаря введению валютного,
коридора и других мер правительства по
укреплению национальной валюты в 1996 г.
уровень инфляции удалось снизить до 21,9%
и в 1997 г. — до 15%.
До финансового
кризиса правительство планировало снизить
уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к
1999 г. и до 6,6% к 2000 г. [11, с. 17].
Мрачный прогноз гиперинфляции в России
в условиях августовского кризиса 1998 г.
не сбылся. После взлета потребительских
цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился
более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена.
После финансового кризиса
в бюджете Российской Федерации на 1999
г. годовая инфляция прогнозировалась
на уровне 30%. В свою очередь специалисты
Международного валютного фонда прогнозировали
пост потребительских цен в России в 1999
г. не менее чем на 56%.
Потребительские цены в 1999 г.
возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции
необходимо учитывать рост цен производимой
промышленной продукции (67,3%), по инвестициям
в основной капитал (46,0%), а также на реализованную
сельскохозяйственную продукцию (91,4%).
Сохраняется значительный инфляционный
потенциал, который при малейшем толчке
может вновь проявиться в росте потребительских
цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые
в мировой практике искусственно сдержала
темп инфляции, применив дефляционную
политику в условиях продолжавшегося
в течение 10 лет экономического спада,
причем путем невыплаты заработной платы,
пенсий и пособий.. В России, несмотря на
частичное погашение задолженности по
заработной плате и пенсиям, эта проблема
сохраняет свою остроту. [16,с.14].
В заключительный период (2001-2005г.г.)
целью подобной антиинфляционной политики
целью предполагалось достичь сокращения
инфляции до социально-безопасного уровня
:1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо
проведение радикального сокращения инфляционного
потенциала экономики, изменение ценовых
пропорций, структурных сдвигов и пользу
отраслей инвестиционного и потребительского
комплексов. Стабилизация динамики производства
и инвестиций делает тогда возможным усиление
дефляционной монетарной политики, ориентированной
на реальный сектор и повышение качества
жизни населения.
Инфляция в России в 2008 году
может превысить планируемые 10,5%.
Инфляция в РФ с начала 2008 года к 14 июля,
по данным Росстата, составила 9,1% по сравнению с 6,3% за аналогичный
период прошлого года. При этом правительство
РФ пока не меняло целевой показатель
по инфляции на год, верхняя планка которого
составляет 10,5%.
Эксперты пока дают гораздо
более пессимистичные оценки роста потребительских
цен по итогам года - не менее 14,0%. [12, с.24].
3. Антиинфляционные меры, предпринимаемые
в России
3.1. Методы
борьбы с инфляцией
Правительство каждой страны,
находящейся в кризисе, должно проводить
антиинфляционную политику. Методы борьбы
с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы
Косвенные методы включают
в себя:
1. Регулирование
общей массы денег через управление ими
центральным банком;
2. Регулирование ссудного
и счетного процесса коммерческих
банков через управление ими
центральным банком;
3. Обязательные
резервы коммерческих банков, операции
центрального банка на открытом рынке
ценных бумаг.
Прямые методы
Прямые методы регулирования
покупательной способности денежной единицы,
то есть борьбы с инфляцией, включают в
себя:
1. Прямое и непосредственное
регулирование государством кредитов
и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование
цен;
3. Государственное (по соглашению
с профсоюзами) регулирование заработной
платы;
4. Государственное регулирование
внешней торговли, ввоза и вывоза
капитала и валютного курса. [17,с.43].
Сбивать темпы инфляции - значит
сокращать разницу между денежной и товарной
массой в хозяйстве. Для этого подходят
все те методы, которые ведут экономику
к равновесию, К первоочередным мерам
относятся следующие:
1. Обеспечение
страны в достатке
продовольствием. Это первейшее
условие любых реформаторских
усилий. Для налаживания
продовольственного дела в стране
следует оказать государственную
финансовую помощь сельскохозяйственным
предприятиям всех видов собственности
и провести мягкую реформу колхозов и
совхозов.
а) установление порядка
выдачи кредитов сельскозяйственным
предприятиям под векселя с
погашением их за счет будущего
урожая;
б) установление государственных
закупочных цен, а также
цен на потребляемые
в сельскохозяйственном
производстве ресурсы
на уровне, обеспечивающем
рентабельную работу товаропроизводителей
и создания системы
контрактной торговли промышленными
товарами в обмен на сельскохозяйственную
продукцию.
2. Воссоздание разрушенного
инвестиционного поля народного
хозяйства, без
чего функционирование экономики
становится невозможным. В
этих целях надо, прежде всего,
восстановить на банковских
счетах предприятий путем индексирования,
утраченные из-за резкого
роста цен и обесценивания
рубля суммы амортизации и
собственных оборотных денежных
средств.
3. Налаживание
снабженческо-сбытовых связей между
предприятиями. Хозяйственные связи
предприятий в рыночном режиме
наиболее эффективна в основном
система крупных оптовых купцов-синдикатов.
Эти структуры могут функционировать
в рамках отдельных регионов,
в общероссийском и межгосударственном
масштабе .
4. Взамен налога
на добавленную стоимость,
стимулирующего в современных
условиях хозяйствования в России,
рост инфляции и крайне трудно
поддающегося контролю налоговых
инспекций, определить основным платежом
в бюджет налог на прибыль, дифференцировав
его ставки в зависимости от роста рентабельности
и роста объемов производства, что
будет нацеливать производителей на рост
массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса
необходимо централизовать банковскую
систему России, имея в виду
обязательное исполнение коммерческими
и инвестиционными банками
директив центрального банка
по приоритетности и льготности
кредитования регионов, отраслей, предприятий,
соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации
потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования
развития мелкого бизнеса в сфере производства
и услуг, ввести государственные кредиты
на аренду производственных
помещений и лизинговый кредит на аренду
оборудования (с возможностью последовательного
выкупа), а также ввести обязательное страхование
малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности,
когда риск разорения особенно значителен;
б) создать условия для повсеместного
распространения параллельно с существующей
системой торговли потребительских кооперативов
на предприятиях, в учреждениях и по месту
жительства для закупки и реализации продовольственных
и промышленных товаров членам кооператива
(по наличному и безналичному расчету)
по бесприбыльным розничным ценам. Такого
рода кооперативное движение широко развито
во многих индустриальных странах. Без
него немыслимо представить их экономики.
Потребкооперация будет способствовать
нормализации цен и вне кооперативного
сектора.
В течение кризисного периода
следует также проводить рациональною
государственную политику защиты внутреннего
рынка и строгого контроля частной экспортной
деятельности. Все экспортные операции
должны осуществляться через немногие
крупные фирмы и синдикаты, контролируемые
государством и выполняющие экспортные
операции на комиссионных налогах. [11. с. 25]
3.2. Прогноз
условий экономического развития России
в 2013-2015 гг.
Долгосрочный
прогноз инфляции от Агентства прогнозирования
экономики (АПЭКОН), в соответствии с которым,
за исключением отдельных всплесков, темпы
инфляции в России в долгосрочном периоде
будут снижаться .Согласно прогнозу, в
2012 г. инфляция составит 5,6%, в 2013 г. — 5,5%,
а в 2015 г. — всего 4,9%. В 2016 и 2017 гг. произойдет
относительное повышение темпов инфляции
до 6%, но затем снижение продолжится.
Тем не менее, инфляция
остается актуальной проблемой российской
экономики и монетарной политики. В 201
1 г. глобальный финансовый кризис вошел
в новую фазу — бюджетно-долговую, что
привело к изменению состава факторов,
как замедляющих, так и ускоряющих повышение
общего уровня цен, а также к их значимости
в этом процессе. Заметим,
что экономическая конъюнктура в России
по-прежнему существенно отличается от
большинства стран мира — сегодня целый
ряд стран балансирует на грани дефляции,
а в некоторых странах (Япония, Швейцария)
снижение общего уровня цен как результат
сжатия совокупного спроса уже стало реальностью.
В РФ, несмотря на дезинфляцию (замедление
темпов), уровень инфляции остается весьма
высоким. Этим объясняется специфика мер
денежно-кредитного регулирования экономики
в стране и подготовка Банком России перехода
в 2014 г. к полному таргетированию инфляции
при гибкой курсовой политике. В связи
с данными обстоятельствами, а также проти-
воречивыми прогнозами на вторую половину
2012 г. попытаемся проанализировать текущую
ситуацию и, по возможности, сделать некоторые
предположения.
Международный
валютный фонд (МВФ) прогнозирует инфляцию
в России в 2012-2013 гг. на уровне 6,3-6,4%, т.е.,
по сути, ожидает ее неизменной [6]. Эта
организация также отмечает, что общий
уровень цен в РФ снижается, но инфляция
остается высокой. Поэтому монетарная
политика должна быть ориентирована на
дальнейшее снижение инфляции, поскольку
без стабильно низкого данного показателя
невозможно мобилизовать внутренние ресурсы
и направить их на производительные инвестиции.
Анализ МВФ свидетельствует, что оптимальным
целевым показателем инфляции в среднесрочной
перспективе был бы диапазон в 3-5%. [14. с.16].
Заключение
Подведем итоги работы. Инфляция
представляет собой сложное многофакторное
явление, обусловленное нарушением воспроизводственных
процессов, непропорциональным развитием
народного хозяйства, политикой государства,
политикой эмиссионных и коммерческих
банков.
В настоящее время инфляция
- один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не
только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
В России, осуществляющей преобразование
хозяйственного механизма, инфляционный
процесс развертывается, как правило,
в возрастающих темпах. Это весьма необычный,
специфический тип инфляции, плохо поддающийся
сдерживанию и регулированию. Инфляцию
поддерживают инфляционные ожидания,
нарушения народнохозяйственной сбалансированности
(дефицит госбюджета, отрицательное сальдо
внешнеторгового баланса, растущая внешняя
задолженность, излишняя денежная масса
в обращении).
Управление инфляцией представляет
важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный, многофакторный
характер инфляции. В ее основе лежат не
только монетарные, но и другие факторы.
При всей значимости сокращения государственных
расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них - стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры,
повышение ответственности предприятий
за результаты хозяйственной деятельности,
изменение обменного курса рубля, проведение
определенных мер по регулированию цен
и доходов.
Нормализация денежного обращения
и противодействие инфляции требуют выверенных,
гибких решений, настойчиво и целеустремленно
проводимых в жизнь.
У государства есть два эффективных
инструмента экономического управления:
регулирование развития экономики на
основе прямых воздействий, в том числе
инвестиционной политики и управления
государственной собственностью; создание
объективной экономической системы управления,
стимулирующей экономический рост и распределение
созданного продукта. Это в первую очередь
бюджетная, кредитная, налоговая, инвестиционная,
и инновационная системы. Они требуют
в современных условиях радикальной корректировки.
С проблемой
высокой инфляции сталкивались практически
все страны мира, и каждая из них в решении
этой проблемы шла своим путем, хотя в
действиях, направленных на снижение инфляции,
имелось и много общего. Народное хозяйство,
полностью свободное от инфляции существует
лишь только в воображении, но никак не
на практике. Современная экономика инфляционна
по своему внутреннему устройству, и в
обозримом будущем много ждать не приходиться.
Поэтому, когда правительство обещает
гражданам покончить с инфляцией, искоренить
ее, оно только верно указывает конечный
стратегический ориентир, обозначающий
линию горизонта, которая удаляется по
мере приближения к ней.
Отсюда следует, что противодействие
инфляции не может выступать в виде политических
и социально-экономических программ, рассчитанных
на какой – то срок. Это бессрочная, повседневная
обязанность государства, его постоянная
функция.