Теоретические и практические проблемы инфляции в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

При всем многообразии подходов к проблеме, экономисты и аналитики признают, что инфляция – одна из самых тяжелых экономических болезней ХХ столетия. Ее грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой. Чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы инфляции. 3
1.1.Определения инфляции 3
1.2. Виды инфляции 3
1.3. Причины возникновения инфляции 3
2.Особенности инфляции в РФ 3
2.1 История инфляции в России 3
2.2 Инфляция в современной России. 3
3. Антиинфляционные меры, предпринимаемые в России 3
3.1. Методы борьбы с инфляцией 3
3.2. Прогноз условий экономического развития России в 2013-2015 гг. 3
Заключение 3
Список используемой литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические и практические проблемы инфляции в Российской экономике, курсовая.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

 

2.2  Инфляция  в  современной России.

Экономика современной России пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от централизованной экономики к рыночной.

Первоначальная ориентация преимущественно на монетаристкие методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиинфляционной программы привели к галопирующей инфляции, по уровню которой Россия в начале 90-х годов занимало одно из ведущих мест в мире.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Благодаря введению валютного, коридора и других мер правительства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 15%.

До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. [11, с. 17].

Мрачный прогноз гиперинфляции в России в условиях августовского кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена.

После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали пост потребительских цен в России в 1999 г. не менее чем на 56%.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохраняется значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада, причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий.. В России, несмотря на частичное погашение задолженности по заработной плате и пенсиям, эта проблема сохраняет свою остроту. [16,с.14].

В заключительный период (2001-2005г.г.) целью подобной антиинфляционной политики целью предполагалось достичь сокращения инфляции до социально-безопасного уровня :1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает тогда возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

Инфляция в России в 2008 году может превысить планируемые   10,5%. Инфляция в РФ с начала 2008 года к 14 июля, по данным Росстата, составила 9,1% по сравнению с 6,3% за аналогичный период прошлого года. При этом правительство РФ пока не меняло целевой показатель по инфляции на год, верхняя планка которого составляет 10,5%.

Эксперты пока дают гораздо более пессимистичные оценки роста потребительских цен по итогам года - не менее 14,0%. [12, с.24].

 

3. Антиинфляционные меры, предпринимаемые в России

3.1. Методы борьбы с инфляцией

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы

Косвенные методы включают в себя:

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного  и счетного процесса коммерческих  банков через управление ими   центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование  цен;

3. Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование заработной  платы;

4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса. [17,с.43].

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие  любых   реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует  оказать   государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех  видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

 а) установление   порядка   выдачи   кредитов   сельскозяйственным  предприятиям  под векселя с  погашением их за счет будущего  урожая;

 б) установление государственных  закупочных цен,   а   также  цен   на   потребляемые   в сельскохозяйственном     производстве      ресурсы     на     уровне,     обеспечивающем  рентабельную   работу   товаропроизводителей   и   создания    системы    контрактной торговли промышленными  товарами в обмен на сельскохозяйственную  продукцию.

2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики  становится невозможным.   В   этих целях надо, прежде всего, восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования,   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания  рубля суммы амортизации и  собственных оборотных денежных  средств.

3.  Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между  предприятиями. Хозяйственные связи  предприятий в рыночном режиме  наиболее эффективна в основном  система   крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном  масштабе .

4.  Взамен налога   на   добавленную стоимость,   стимулирующего   в    современных   условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых   инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль,    дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства,   что  будет  нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5.  На время кризиса   необходимо   централизовать банковскую систему России, имея   в   виду обязательное  исполнение    коммерческими   и   инвестиционными   банками директив центрального   банка   по  приоритетности   и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

6.  Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг,  ввести государственные кредиты на аренду     производственных помещений и лизинговый  кредит на аренду  оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

  1. В течение кризисного периода следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах. [11. с. 25]

 

 

3.2. Прогноз условий экономического развития России в 2013-2015 гг.

      Долгосрочный прогноз инфляции от Агентства прогнозирования экономики (АПЭКОН), в соответствии с которым, за исключением отдельных всплесков, темпы инфляции в России в долгосрочном периоде будут снижаться .Согласно прогнозу, в 2012 г. инфляция составит 5,6%, в 2013 г. — 5,5%, а в 2015 г. — всего 4,9%. В 2016 и 2017 гг. произойдет относительное повышение темпов инфляции до 6%, но затем снижение продолжится.  
        Тем не менее, инфляция остается актуальной проблемой российской экономики и монетарной политики. В 201 1 г. глобальный финансовый кризис вошел в новую фазу — бюджетно-долговую, что привело к изменению состава факторов, как замедляющих, так и ускоряющих повышение общего уровня цен, а также к их значимости в этом процессе.       Заметим, что экономическая конъюнктура в России по-прежнему существенно отличается от большинства стран мира — сегодня целый ряд стран балансирует на грани дефляции, а в некоторых странах (Япония, Швейцария) снижение общего уровня цен как результат сжатия совокупного спроса уже стало реальностью. В РФ, несмотря на дезинфляцию (замедление темпов), уровень инфляции остается весьма высоким. Этим объясняется специфика мер денежно-кредитного регулирования экономики в стране и подготовка Банком России перехода в 2014 г. к полному таргетированию инфляции при гибкой курсовой политике. В связи с данными обстоятельствами, а также проти-  
воречивыми прогнозами на вторую половину 2012 г. попытаемся проанализировать текущую ситуацию и, по возможности, сделать некоторые предположения.  
        Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует инфляцию в России в 2012-2013 гг. на уровне 6,3-6,4%, т.е., по сути, ожидает ее неизменной [6]. Эта организация также отмечает, что общий уровень цен в РФ снижается, но инфляция остается высокой. Поэтому монетарная политика должна быть ориентирована на дальнейшее снижение инфляции, поскольку без стабильно низкого данного показателя невозможно мобилизовать внутренние ресурсы и направить их на производительные инвестиции. Анализ МВФ свидетельствует, что оптимальным целевым показателем инфляции в среднесрочной перспективе был бы диапазон в 3-5%. [14. с.16].

 

Заключение

 

           Подведем итоги работы. Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

В России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

У государства есть два эффективных инструмента экономического управления: регулирование развития экономики на основе прямых воздействий, в том числе инвестиционной политики и управления государственной собственностью; создание объективной экономической системы управления, стимулирующей экономический рост и распределение созданного продукта. Это в первую очередь бюджетная, кредитная, налоговая, инвестиционная, и инновационная системы. Они требуют в современных условиях радикальной корректировки.

        С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Народное хозяйство, полностью свободное от инфляции существует лишь только в воображении, но никак не на практике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем много ждать не приходиться. Поэтому, когда правительство обещает гражданам покончить с инфляцией, искоренить ее, оно только верно указывает конечный стратегический ориентир, обозначающий линию горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней.

Отсюда следует, что противодействие инфляции не может выступать в виде политических и социально-экономических программ, рассчитанных на какой – то срок. Это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция.  

Информация о работе Теоретические и практические проблемы инфляции в Российской экономике