Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:50, курсовая работа
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
"Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену" Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.-М, 1996..
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНФЛЯЦИЯ
1.1. Причины инфляции
1.2. Инфляция спроса и издержек
1.3. Виды инфляции
1.4. Кривая Филипса
1.5. Последствия инфляции
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Фискальная политика
2.2. Кредитно-денежная политика
2.3. Гипотеза естественного уровня
2.3.1. Теория адаптивных ожиданий
2.3.2. Теория рациональных ожиданий
2.4. Антиинфляционная стратегия
2.5. Антиинфляционная тактика
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА
3.1. Особенности антиинфляционного процесса в России
3.2. Антиинфляционная политика в Венгрии и Казахстане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Для понижения уровня
ликвидности сбережений
3. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов.
3. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1 Особенности инфляционного
Многочисленные концепции инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на однофакторные и многофакторные. В первом случае акцент делается на изучении того фактора, чье влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения мировых денег, валютного курса и т.п.
Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. У нас в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.
"Инфляционный рост
цен в СССР начинался с
спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;
проедание накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;
деградация кредитно-денежной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный.
Для борьбы с инфляцией правительство выбрало либерализацию цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, при ликвидации фиксированных цен “ невидимая рука” установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалось с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от “якоря” фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.
Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота.
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмана гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.
В России уменьшение темпов инфляции в 1995-1996 гг. привело к снижению процентных ставок. Одновременно наблюдался ограниченный рост денежной массы.
Как видно из таблицы 3, в 1990 г. коэффициент монетизации в России был 62%, т.е. на уровне промышленно развитых стран. В результате перехода от “длинных” к “коротким” деньгам коэффициент монетизации 1995 г. снизился до 9,6%, или в 6,5 раз по сравнению с 1990 г. В 1996 г. коэффициент монетизации впервые за последние шесть лет возрос, но это увеличение незначительно по сравнению с сохраняющимся относительным сокращением денежной массы в 5,2 раза (к 1990 г.).Таблица 3
Денежные индикаторы и темпы инфляции в России
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
||
В среднем за год |
||||||||
Темпы прироста М2, % |
11,5 |
153,8 |
561,2 |
416,2 |
166,5 |
125,8 |
25 |
|
Темпы инфляции, % |
6,8 |
168 |
2509 |
844 |
215 |
131 |
16,5 |
|
Денежный агрегат |
||||||||
М2, трлн. руб. |
0,4 |
0,7 |
4 |
21,9 |
65,2 |
159 |
255 |
|
ВВП, трлн. руб. |
0,6 |
1,4 |
1,9 |
171 |
611 |
1659 |
2145 |
|
Коэффициент монетизации, % |
62,4 |
49,4 |
21,2 |
12,8 |
10,7 |
9,6 |
11,9 |
|
Скорость денежного обращения, раз |
1,6 |
2 |
4,7 |
7,8 |
9,4 |
10,4 |
8,4 |
|
Инфляция в 1992 г. составила 2509%, а в 1996 г. - 16,5%. Это означает, что рубль обесценился в 1992 г. в 25 раз, а денег было в обращении лишь в 5,6 раза больше. Следовательно, относительно товарных цен объем денежных средств в 1992 г. снизился в 4,4 раза, а не возрос на 561%, как это было по номиналу. В 1996 г. темпы роста денежной массы обгоняли темпы инфляции, что свидетельствовало о небольшом смягчении, а не ужесточении денежной политики.
Поскольку с 1991 г. по 1995 г. темпы прироста денежной массы отставали от темпов инфляции в значительной степени, есть основание говорить о наличии в России инфляции издержек и отсутствии инфляции спроса, обусловленной избытком платежных средств. Такой вывод можно сделать также из анализа ускорения оборота денег.
По Кейнсу сам факт увеличения скорости обращения денег указывает на переход от стадии умеренной инфляции к подлинной инфляции. Критерии умеренной инфляции: рост цен ниже уровня процентных ставок. Это создает условия для экономического развития. Признак подлинной инфляции - индекс цен обгоняет рост процентных ставок, что означает обесценение ссудных денег и проедание основного капитала.
Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. "В России подобная спираль активно действовала в 1991 - 1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992 -1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы прироста курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2 раза. Это положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг."
Положение в экономике России достаточно очевидно объясняется при сравнении с экономической политикой промышленно развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен - цены труда, процентной ставки - цен инвестиционных ресурсов - рентабельности реального сектора и т.д.
Таким образом, в сложившейся ситуации России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи:
1. повысить покупательную
способность населения путем
выплат задолженности из
2. привести денежную массу
и процентные ставки в
3. сократить, а в перспективе
ликвидировать, диспаритеты цен
по основным ценообразующим
решение названных задач осложняется
наличием в экономике России инфляционно-
Данные об инфляции в России в 2003-2004 гг.( Журнал Вопросы Статистики №12, 2003, №10,2004.)
Уровень инфляции в 2003 году: 12%
январь - 2,4%
февраль - 1,6%
март - 1,1%
апрель - 1%
май - 0,8%
июнь - 0,8%
июль - 0,7%
август - минус 0,4%(дефляция)
сентябрь - 0,3%
октябрь - 1%
ноябрь - 1%
декабрь - 1,1%
Исторические данные:
2002 год - 15,1%
2001 год - 18,6%
2000 год - 20,2%
"В 2004 году Россия выйдет
на уровень инфляции в 10 с небольшим
процентов" Сайт: Бюджетная Система
Российской Федерации http://
3.2 Антиинфляционная политика в Венгрии и Казахстане
"После валютных кризисов
90-х годов наибольшее
В обзоре за 2000 г. показано, что существует отчетливая тенденция к отказу от использования промежуточных целей денежно-кредитной политики, наблюдаемая в странах Восточной Европы. Так же указывалось на то, что Венгрия планировала выход из режима фиксированного курса, а денежная политика Словении строилась не только и не столько на декларируемом режиме таргетирования денежного предложения. Кроме того была подчеркнута растущая популярность такой формы организации денежно-кредитной политики как таргетирование инфляции. В политике двух упомянутых стран произошел в 2001 г. ряд модификаций, которые заслуживают более внимательного рассмотрения.
В 2001 г. в денежно-кредитной политике Венгрии произошли существенные изменения. Первое касается радикальной либерализации системы валютного регулирования и капитального контроля: на заседании Правительства Венгрии было принято решение о снятии всех ограничений на операции с иностранной валютой и об обеспечении полной конвертируемости форинта.
Причиной перехода к новым формам денежного регулирования явилась невозможность достигнуть с помощью политики, основанной на обменном курсе, низких показателей инфляции - с 1999 г. ее уровень (ИПЦ) находился в районе 10%, в апреле по отношению к соответствующему месяцу 2001 г. он составил 10,3%, в мае - 10,8%.
В рамках нового режима установлены как средне-, так и краткосрочные ориентиры по инфляции - в 2005-2006 гг. планируется выйти на уровень 2%, в 2004 г. плановым показателем является уровень инфляции 7%. Допустимые отклонения от намеченного показателя составляют +/- 1%. Следствием перехода к новой политике явилось повышение курса форинта по отношению к евро. Последующий период понижения связывается с проблемами финансовых рынков третьих стран: Аргентина, Турция, Польша.
Информация о работе Теоретические основы антиинфляционной политики государства