Теоретические основы государственного регулирования труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. Занятость и безработица в стране представляют собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Проблема безработицы и занятости была и остается чрезвычайно актуальной для России с ее нестабильной экономикой. Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования труда
1.1 Теории государственного вмешательства в экономику
1.2 Эволюция теорий безработицы и ее причин
2 Современное состояние проблем занятости и безработицы в РФ
2.1 Динамика данных по безработице в России в 2009-2012 гг.
2.2 Анализ занятости и безработицы в Республике Башкортостан в 2011-2012 гг.
3 Рекомендации по дальнейшему регулированию государством занятости в РФ 34
3.1 Меры по сокращению безработицы в РФ 34
3.2 Службы занятости как средство оказания помощи безработным в Республике Башкортостан 7
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике 2013.doc

— 7.39 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                           

3

1 Теоретические основы государственного регулирования труда

7

   1.1 Теории государственного вмешательства в экономику

7

   1.2 Эволюция теорий безработицы и ее причин

14

2 Современное состояние проблем занятости и безработицы в РФ

22

   2.1 Динамика данных по безработице в России в 2009-2012 гг.

22

   2.2 Анализ занятости и безработицы в Республике Башкортостан в 2011-2012 гг.

25

3 Рекомендации по дальнейшему регулированию государством занятости в РФ                                                                       

34

3.1 Меры по сокращению безработицы в РФ

34

3.2 Службы занятости как средство оказания помощи безработным в Республике Башкортостан                                                

37

Заключение                                                                                                                                                                                                                                                                               

48

Список использованных источников и  литературы                                                                               

51


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы. Занятость и безработица в стране представляют собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Проблема безработицы и занятости была и остается чрезвычайно актуальной для России с ее нестабильной экономикой. Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании.

Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях переходной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране рынок труда только формируется. Поэтому ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, регулирование в условиях перехода к рынку, региональные аспекты безработицы и другие - остаются, в настоящее время, мало изученными.

Переход к рынку, вызывая структурные сдвиги, спад производства и бюджетный кризис, приводит к увеличению безработицы, а, следовательно: к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.

Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих как широкий комплекс проблем занятости населения в условиях рыночного хозяйства, так и вопросы ее государственного регулирования в тесной взаимосвязи с макроэкономическими процессами.

В исследовании проблем занятости, безработицы и функционирования российского рынка труда важное место принадлежит таким ученым, как А.И.Амосов, Т.С.Бандюкова, Б.Д.Бреев, В.С.Буланов, Н.Т. Вишневская, Н.А.Волгин, В.Е.Гимпельсон, Е.Н.Жильцов, Р.И.Капелюжников, Е.И.Капустин, Е.Д.Катульский, В.Г.Костаков, Л.А.Костин, Р.П.Колосова, В.В.Куликов, И.Д. Мацкуляк, Ю.Г.Одегов, А.А.Никифорова, Г.Э.Слезингер, Л.С.Чижова и др.

В разработке проблем регулирования рынка труда и занятости значительный вклад внесли И.Е.Заславский, Т.Ф.Золотарева, В.Н.Иванова, Ю.П.Кокин, И.Е.Маслова, Л.И.Старовойтова, В.И.Трунин, Д.Г. Щипанова, В.Н. Якимов и др.

Несмотря на то, что проблемы государственного регулирования занятости и рынка труда стали предметом исследования многих отечественных экономистов в качестве самостоятельного объекта анализа или как части комплексной проблемы государственного регулирования рыночной экономики, ключевые вопросы трансформации государственного воздействия на занятость и рынок труда, возрастающие требования к регулированию занятости остаются в числе проблем, требующих всестороннего рассмотрения и исследования.

Цель работы - ознакомиться с процессом регулирования рынка труда государством.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теоретические вопросы государственного регулирования рынка труда.

2. Выявить способы регулирования государством рынка труда.

3. Проанализировать процесс регулирования занятости в РФ.

В практической части работы предполагается рассмотрение проблем безработицы в динамике в России в период с 2009 по 2012 гг.

В рекомендательной части работы рассмотрим направления и меры по сокращению безработицы на примере РФ в целом и на примере Республики Башкортостан в частности.

Объект исследования - безработица в России и ее эволюция в 2011-2012 годах, предмет исследования - современное состояние и проблематика безработицы в РФ.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения зарубежной и отечественной экономической науки в сфере занятости и рынка труда, обосновывающие сущность и механизмы государственного воздействия на занятость; научные разработки в сфере занятости, трудовых ресурсов и человеческого потенциала, а также лежащие в основе занятости экономические отношения.

Информационной базой исследования послужили официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, ведомственная отчетность Федеральной службы по труду и занятости, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других министерств и ведомств, а также федеральные законодательные и нормативные акты по занятости населения и другие, относящиеся к занятости и ее регулированию документы.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики и состоит в разработке механизма совершенствования политики занятости в Российской Федерации на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан).

Результаты проведенного исследования могут быть использованы:

- органами исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющими переданные полномочия в сфере занятости населения, при разработке региональных программ содействия занятости населения;

- при разработке отдельных тем дисциплин «Экономика труда», «Рынок труда и его государственное регулирование», «Политика занятости в Российской Федерации» и дисциплин специализации в ВУЗах.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, пяти рисунков и семи таблиц.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

 

1.1 Теории государственного вмешательства в экономику

 

Известны два основных способа регулирования экономики. Децентрализованный (экономические средства) - при помощи механизма рынка, товарно-денежных отношений, цен и т.д. и централизованный (административные средства) - административный, директивный.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно - кредитной и бюджетной политики 1. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические средства - это:

1) Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение 2.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в последнее время несколько ослабела.

Административные средства.

При втором способе такие ограничения, как спрос на продукцию или финансовые возможности предприятия не существуют. Предприятие ориентировано на постоянный рост производства как самоцель. На это его подталкивают не только план, но и престижные соображения руководителей. Для них увеличение объема производства - главная цель. Главным критерием при таком административном регулировании обычно служит количественный рост. Необходимые для производства средства (как текущие, так и капитальные вложения) предприятие получает от государства, и потому у него нет собственных внутренних ограничений. Задача руководителя - «выбивать» у вышестоящих инстанций все новые и новые средства3.

В этих условиях нельзя представить директора, который добровольно отказался бы от дополнительных капиталовложений; ведь они дармовые, ничего предприятию не стоят, никак не связаны с его финансовым положением. Предприятие не может оказаться в положении банкрота: любые убытки покрывает государство, которое выступает как всеобщая страховая компания.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия ограничивается в основном охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений4.

В то же время экономические и административные средства противоположны.

Экономические средства не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства прилечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.

Напротив, административные средства существенно сужают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно - командную систему.

Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданы, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и всего рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму 5.

Для того чтобы централизация оправдывала возлагаемые на нее функции, необходимо выделить формы и методы вмешательства государства в экономику.

Информация о работе Теоретические основы государственного регулирования труда