Теоретические основы регулирования юридической ответственности за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

Экономический вред включает в себя следующие элементы:

а) неиспользованные затраты, вложенные ранее в природные объекты, например, такими затратами могут быть суммы, затраченные на охрану государственного природного заповедника;

б) затраты на восстановление прежнего состояния природного объекта, например, денежные средства на рекультивацию земель;

в) неполученные доходы, выразившиеся в не получении природного сырья, например, стоимость уничтоженной товарной древесины.

Вред может проявляться в одном их трех указанных элементов либо в их сочетании. Так, например, третий элемент может иметь место, если только природный объект используется в хозяйственной деятельности.

Исчисление всех указанных элементов представляет собой чрезвычайно сложный процесс и не укладывается в рамки гражданско-правовых норм по следующим причинам:

Во-первых, не все убытки, причиненные природным объектам, проявляются сразу, многие из них носят потенциальный характер. При этом если нормы гражданского законодательства предусматривают при возмещении вреда взыскание убытков, которые уже понес потерпевший на день предъявления иска, то при возмещении вреда, причиненного природным объектам, взысканию подлежат в основном будущие расходы. Кроме того, проведение восстановительных работ по времени может значительно не совпадать с причинением вреда: на день предъявления исковых требований не всегда можно определить, будут иметь место предстоящие расходы или нет.

Во-вторых, цепочка вредных последствий обусловлена взаимосвязью элементов природного комплекса, поэтому при предъявлении исковых требований не всегда можно точно определить характер и объем всех причиненных вредных последствий. В-третьих, как уже отмечалось, одним из элементов состава убытков являются неполученные доходы. Доказать же стоимость, например, древесины, которая могла бы иметь место, если бы лес достигзрелости, достоверными данными не представляется возможным. Как правило, они относятся к недоказуемой упущенной выгоде.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.20

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. 

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.21

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.22

Вред, причиненный окружающей природной среде, возмещается в соответствии с основными принципами гражданского права.23 Эти принципы можно отнести ко всем компенсационным отношениям. В то же время они имеют применительно к окружающей природной среде свои характерные особенности, обусловленные спецификой объекта экологического правонарушения, своеобразием условий возникновения вреда и наличием существенных особенностей его содержания. С учетом общего и особенного эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

1.Всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред. Она выражается в первую очередь в существовании правила, по которому привлечение к уголовной, административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред.

2.Полное возмещение причиненного  вреда. Для гражданских правоотношений подобное требование означает24 взыскание реального ущерба и упущенной выгоды. Для экологических правоотношений применение такого принципа означает взыскание как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления.

3.Ответственность юридического  лица или гражданина за вред, причиненный его работником. Названный принцип 25 полностью распространяется и на эколого-правовые отношения и служит надежной гарантией возмещения причиненного ущерба.

4. Солидарная ответственность при  совместном причинении вреда. При  солидарной ответственности кредитор  вправе привлечь к ответственности  любого из должников как в полном объеме, так и в любой ее части Применение данного принципа в области охраны окружающей природной среды дает возможность усилить гарантии компенсации вреда, поскольку принцип солидарной ответственности позволяет взыскать весь причиненный вред с одного из должников, который имеет для этого необходимое имущество или денежные средства.

5. Вред, причиненный источником  повышенной опасности, подлежит  возмещению независимо от вины  причинителя по факту причинения вреда. Это общее правило гражданско-правовой ответственности располагает широкими потенциальными возможностями в экологической сфере. Следует отметить, что источником повышенной опасности должна признаваться любая деятельность, отвечающая двум признакам – повышенная вероятность причинения вреда и невозможность полного контроля за ней со стороны человека. Кроме того, вопрос о признании ответчика источником повышенной опасности должен решаться судом в каждом конкретном случае.

 

1 ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

2 ст. 1079 ГК РФ

3 ст. 1083 ГК РФ

4 ст. 1079 ГК РФ

5 ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ

6 ст. 2.3 КоАП РФ

7 ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ

8 ст. 7.2 КоАП РФ

9 ч.1 ст. 8.13 КоАП РФ

10ч .4 ст. 8.13 КоАП РФ

11 ст. 8.1 КоАП РФ

12 ст. 7.9 КоАП РФ

13 ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ

14 ст. 4.5 КоАП РФ

15 ст. 8.17 КоАП РФ

16 гл. 26 УК РФ

17 Ст. 358 УК РФ

18 Гл.59 ГК РФ

19 Ст.77-79 ФЗ «Об охране окружающей среды»

20 Ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды»

21 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды»

22 ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей среды»

23 гл. 59 ГК РФ

24 ст.15 ГК РФ

25 ст. 1068 ГК РФ


Информация о работе Теоретические основы регулирования юридической ответственности за экологические правонарушения