Теоретические основы экономической безопасности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Обеспечение безопасности предприятия имеет целью защиту его интересов. Безопасность - это такое состояние, при котором устраняются или нейтрализуются угрозы интересам, самому существованию предприятия. В системе безопасности предприятия первостепенное значение имеет экономическая безопасность — нейтрализация факторов, подрывающих устойчивость функционирования экономического механизма. Особенно актуальны проблемы обеспечения безопасности для предприятия с высоким уровнем зависимости от внешних источников материальных ресурсов и рынков сбыта продукции.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы экономической безопасности организаций
1.1Понятие экономической безопасности и деятельность организации по ее обеспечению. 3
1.2 Функциональная структура экономической безопасности. 9
1.3 Показатели финансовой безопасности организации. 12
1.4 Понятие и классификация хозяйственных рисков. 15
2. Направления обеспечения экономической безопасности
2.1 Методы обеспечения экономической безопасности и их составляющие. 17
2.2 Методы снижения хозяйственных рисков. 24
2.3 Анализ проблем экономической безопасности организаций. 29
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.76 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение методов  защиты безопасности фирмы от внутренних и формирования договорных отношений  с деловыми партнерами.                                     Риски, с которыми предприниматель сталкивается в процессе осуществления договорных отношений, имеют общие признаки: 

наличие в тексте договора положений, противоречащих действующему законодательству с возможностью последующего признания сделки ничтожной; подписание сделки лицом, полномочия которого не подтверждены;                                                          риск возникновения неоправданно высоких экономических потерь в случае выполнения жестких условий договора; неисполнение или ненадлежащее исполнение партнером условий договора; возникновение споров и конфликтов, урегулирование которых приводит к дополнительным затратам и издержкам;                                                                                                                        отказ от внесения в текст договора пунктов, защищающих фирму, ссылки партнера на устные договоренности [6, с.45]. Отдельно следует сказать о составлении договора с партнерами по бизнесу на поставку товаров, оказание услуг; выполнение работ. Нежелание партнера идти на внесение изменений и дополнений в договор может быть одним из признаков скрытой угрозы безопасности фирме. Договор должен быть заключен в письменной форме и в случаях, предусмотренных законодательством, зарегистрирован.

В процессе реализации договора важно документально подтверждать все основные действия (переход права, уступка прав требования, перевод  долга, факт оказания услуги, факт оплаты, претензии, возможность использования  неденежных форм расчетов, если имеются гарантии продажи товара последующим контрагентам, являющимся потенциальными покупателями или использования в собственном производстве, форс-мажор и т.д.); требовать у лица, подписывающего договор, документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица, прав партнера на предоставляемый им товар и на осуществление соответствующих видов деятельности (лицензии), учредительные документы (учредительный договор, устав) и т.д.

Для минимизации рисков, связанных с договорными отношениями, иногда возникает необходимость  проверки деловых партнеров, клиентов. В зависимости от потребностей и  возможностей фирмы проверки проводятся с целью установления: личности партнера, клиента, его деловой репутации;                                                           устойчивости финансового положения потенциального партнера, клиента;                       структуры и состава капитала, видов и стоимости активов партнера;                          состояния, сегментов и места анализируемого партнера на рынке.

Необходимую информацию можно  получить в источниках официальных (средства массовой информации, органы государственной регистрации) и  неофициальных (Интернет, иные глобальные и корпоративные сети, правоохранительные, контролирующие, фискальные органы, деловые  связи и др.). Реклама не может  являться достоверным источником информации.

Сомнительными партнерами могут  быть будущие контрагенты, нарушающие действующее законодательство и, как  следствие, попадающие в «поле зрения»  правоохранительных и контролирующих органов. При выявлении фактов нарушений ставятся под угрозу надлежащее исполнение договорных обязательств и существование самой фирмы.

Для обеспечения безопасности необходимо учитывать особенности  законодательства стран, на территории которых осуществляется хозяйственная  деятельность предприятия или с  резидентами которых отечественными субъектами заключаются j внешнеторговые контракты. В противном случае велика вероятность простоев, уплаты штрафов, дополнительных сборов за проезд, конфискации товаров, которая также представляет угрозу безопасности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы снижения хозяйственных рисков

 В основе предпринимательской  активности лежит ожидание получить  доход, превышающий обычный, средний  сложившийся. Эти ожидания достаточно  неопределенны – могут сбыться  или нет, поэтому всегда предпринимательство  ассоциируется с риском. Процесс принятия решений в экономике на всех уровнях управления, и особенно в сфере инновационного предпринимательства, происходит в условиях постоянно присутствующей неопределенности. В экономике под неопределенностью следует понимать неясную, точно не известную обстановку, неполноту или не точность информации об условиях инновационной деятельности, которые обуславливают частичную или полную неопределенность конечных результатов этой деятельности и связанных с ней затрат.

Причинами неопределенности инновационного предпринимательства  или процесса нововведений при наиболее общем подходе являются три основных группы факторов: незнание, случайность  и противодействие. Первая группа – незнание, т.е. неполнота, недостаточность наших знаний, информации, сведений о внешней экономической и окружающей среде, связанная с ее нестабильностью, и, как следствие, о будущем событии или предполагаемом результате предпринимаемых действий, необходимых для принятия решений. Вторая группа – случайность, т.е. то будущее событие, что в сходных условиях происходит не одинаково. Выход нового оборудования из строя, сбои при использовании «ноу-хау» или новой технологии, изменение в спросе на нововведения (продукцию инновационного типа), неожиданный срыв по их сбыту, прекращение снабжения и т.п. – все это относится к случайной причине. Противоположностью случайности является достоверное событие, которое всегда происходит. Третья группа – противодействие, т.е. это может быть неопределенность спроса на нововведения (продукцию инновационного типа) и трудности ее сбыта, обусловленные действиями конкурентов, конфликты между подрядчиком и заказчиком, нарушение договорных обязательств поставщиками, трудовые конфликты в коллективе, недобросовестная конкуренция и др. Неопределенность носит как объективный, так и субъективный характер. К конкретным типам неопределенности, имеющим объективный характер, относятся: техническая неопределенность, неопределенность социально-политической обстановки, неопределенность экономических оценок затрат на будущие мероприятия, неопределенность вследствие неоднозначности поведения людей, статическая неопределенность и т.д. Субъективные факторы связаны с недостаточным уровнем развития общественных наук, несовершенством методов прогнозирования, с отсутствием времени и средств для проведения конкретных исследований и т.д.                                                                          Проблема управления рисками стара как мир. Риск – это шансы нанесения ущерба или убытков вследствие занятия предпринимательской деятельностью. Риск окружает нас во времени и пространстве, является сложной неразрешимой и неизбежной частью нашей жизни. Особенно эта проблема актуальна сегодня, когда российские предприятия вне зависимости от формы организации (ОАО, ЗАО, ООО и др.) и собственности (государственная, частная и др.) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности подвержены рискам, присущим странам с рыночной экономикой. Если еще в недалеком прошлом (в советский период) государство практически принимало на себя все риски предприятий и организации, то в рыночной России ситуация в корне изменилась – хозяйствующий субъект вынужден самостоятельно принимать меры по разрешению или снижению степени влияния предпринимательских и финансовых рисков.

Средствами разрешения рисков являются: избежание их, удержание, передача.                                                                                                                   Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.                                                                                                        

Удержание риска – это  оставление риска за инвестором, т. е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее  уверен, что он может за счет собственных  средств покрыть возможную потерю венчурного капитала. Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании. В данном случае передача риска произошла путем страхования риска.                                                             Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь.      Для снижения степени риска применяются различные методы.                                                                     Наиболее распространенными являются: 

1) диверсификация;

2) приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;  

 3)лимитирование;

4)самострахование;                                                                                                           5) страхование;

6) хеджирование.

Диверсификация представляет собой процесс распределение  капитала между различными объектами  вложения, которые непосредственно  не связаны между собой. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода и соответственно снижает степень риска.

 Диверсификация –  это рассеивание инвестиционного  риска. Однако она не может  свести инвестиционный риск до  нуля. Это связано с тем, что  на предпринимательство и инвестиционную  деятельность хозяйствующего субъекта  оказывают влияние внешние факторы,  которые не связаны с выбором  конкретных объектов вложения  капитала, и, следовательно, на  них не влияет диверсификация. Приобретение информации о выборе и результатах. Информация играет важную роль при снижении степени риска. Предпринимателю часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск.

Лимитирование – это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т. п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование  представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и  страховых (резервных) фондов непосредственно  в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Основная задача самострахования  заключается в оперативном преодолении  временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования  создаются различные резервные  и страховые фонды. Эти фонды  в зависимости от цели назначения могут создаваться в денежной или натуральной форме.

 Так, фермеры и другие  субъекты сельского хозяйства  создают, прежде всего, натуральные  страховые фонды: семенной, фуражный и др. их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

 Резервные денежные  фонды создаются, прежде всего,  на случай покрытия непредвиденных  расходов, кредиторской задолженности,  расходов по ликвидации хозяйствующего  субъекта. Создание их является  обязательным для акционерных  обществ.

 Акционерные общества  и предприятия с участием иностранного  капитала обязаны в законодательном  порядке создавать резервный  фонд в размере не менее  15% и не более 25% от уставного  капитала.

 Резервный фонд акционерного  общества используется для финансирования  непредвиденных расходов, в том  числе также на выплату процентов  по облигациям и дивидендов  по привилегированным акциям  в случае недостаточности прибыли  для этих целей.

 Хозяйствующие субъекты  и граждане для страховой защиты  своих имущественных интересов  могут создавать общества взаимного  страхования.

 Наиболее важным и  самым распространенным приемом  снижения степени риска является  страхование риска.

 Сущность страхования  – инвестор готов отказаться  от части своих доходов, чтобы  избежать риска, т.е. он готов  заплатить за снижение степени  риска до нуля.

 В настоящее время  появились новые виды страхования  (титула, предпринимательского риска  и др.).

 Титул – законное  право собственности на недвижимость, имеющее документальную юридическую  сторону. Страхование титула –  это страхование от событий,  произошедших в прошлом, последствия  которых могут отразиться в  будущем. Оно позволяет покупателям  недвижимости рассчитывать на  возмещение понесенных убытков  в случае расторжения судом договора купли-продажи недвижимости. Предпринимательский риск – это риск неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу, т.е. нельзя заключить такой договор в пользу третьего лица. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость предпринимательского риска. Страховой стоимостью предпринимательского риска является сумма убытков от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

 По договору имущественного  страхования может быть застрахован  риск убытков от предпринимательской  деятельности из-за нарушения  своих обязательств контрагентами  предпринимателя или изменения  условий этой деятельности, по  независящим от предпринимателя  обстоятельствам, в том числе  риск неполучения ожидаемых доходов.

Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных  методов страхования валютных рисков. «Хеджирование – система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая  вероятностные в будущем изменения  обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений».

 В отечественной литературе  термин «хеджирование» стал применяться  в более широком смысле как  страхование рисков от неблагоприятных  изменений цен на любые товарно-материальные  ценности по контрактам и коммерческим  операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих  периодах.

 Контракт, который служит  для страховки от рисков изменения  курсов (цен), носит название «хедж». Хозяйствующий субъект, осуществляющий  хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой. Представляет собой биржевую операцию по покупке  срочных контрактов или опционов. Применятся тогда, когда необходимо застраховаться от возможного повышения  цен (курсов) в будущем. Он позволяет  установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.

Информация о работе Теоретические основы экономической безопасности организаций