Теоретический проблемы выбора национальной модели экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Проблемам экономического роста во всех странах мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, которая пытается осуществить наиболее полно свои широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного валютного фонда, для получения очередного кредита. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов, но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес. Цели данной работы понять, что такое национальная экономика

Содержание

Введение 3
1. Общественное воспроизводство как основа существования национальной экономики и система национальных счетов 5
1.1 Система национальных счетов 7
1.2. Национальная экономика 9
1.3. Модели рыночной экономики 11
2. Экономический рост, факторы его роста 19
2.1. Цикличность 20
2.2. Типы и теории экономического роста 21
2.3. Двухфакторная модель экономического роста 28
2.4. Факторы экономического роста 29
Заключение 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретический проблемы выбора национальной модели экономического развития 1.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Для характеристики дохода, который население может  тратить по своему усмотрению, используется такой показатель, как располагаемый доход. Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населению.

Для измерения  итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования  используется такой показатель, как  национальное богатство (НБ). НБ – это та совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на данный момент времени. НБ пополняется и обновляется ежегодно, за счет произведенного продукта. Вместе с тем оно может и уменьшаться в определенные периоды времени, если выбывающие элементы НБ меньше их прироста. К составным элементам НБ относятся: имеющиеся в обществе средства производства, функционирующие как в материальном, так и в духовном производстве, имущество населения, материальные и культурные ценности, являющиеся общественным достоянием (музейные экспонаты, все недра, леса и водоемы), а также нематериальные духовные ценности (человеческий капитал, достижения научно-технической мысли, информационные ресурсы, духовное наследство нации). Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно-технической революции, сопровождается не только увеличением НБ, но и повышением доли нематериального богатства в его общем составе.

1.3. Модели рыночной экономики

Экономическая модель каждой страны – это результат  длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

 При всей  своей устойчивости каждая национальная  экономика имеет свой жизненный  цикл. Достаточно длительные (обычно  не менее 10 лет) периоды стабильного  и динамического роста той  или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом».

Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать  элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.). 

Например, модель с минимальным участием государства  в регулировании экономики. В  ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (или либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной  функцией является регулирование внешних  эффектов, которые представляют собой  побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства – управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению  товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.

Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели   черты:

- абсолютное  преобладание частной собственности;

- законодательное  обеспечение максимальной свободы  субъектов рынка;

- ограничение  сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

- относительно  небольшая доля государственного  бюджета в ВВП и удельного  веса госинвестиций и  выплат  по линии социального обеспечения  в структуре государственных  расходов.

Германская  модель – это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству  отведена регулирующая функция. При  этом действует принцип: «как можно  меньше государства, насколько это  возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники  и работодатели выступают как  социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда.

Одновременно  действует разветвленная система  социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять.

Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются  в социальном равенстве граждан  – равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

– смешанная  экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

 – осуществляется  государственное регулирование  не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

– направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

 – регулирование  занятости населения с ориентацией  на минимизацию безработицы;

 – большой  удельный вес госбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистических стран по этому показателю);

– регулирование  экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская модель в ее классическом виде – это  социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения  и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая  принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов  достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические  черты шведской модели:

-низкая безработица;

-профсоюзная  политика солидарности в области  зарплаты;

-централизованные  переговоры по зарплате;

-значительный  государственный сектор;

-тяжелое налоговое  бремя.

Социал-демократическая  модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна  роль госсектора, в структуре  которого преобладают объекты социального назначения;

-доля госбюджета  в ВВП превышает 50%, в расходной  части бюджета доминируют статьи, по которым финансируется социальная  сфера;

-регулирование  трудовых отношений не на уровне  предприятий и отраслей, а на  национальном уровне;

-государственная  социальная политика включает  средства, минимизирующие уровень  безработицы и дифференциацию  населения по уровню доходов;

-развитая система  производственной демократии.

Такая модель присуща  экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Эта экономическая система известна как шведская модель.

Японская модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Информация о работе Теоретический проблемы выбора национальной модели экономического развития