Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и проанализировать работы отечественных и западных экономистов по данному вопросу;
2) раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
3) рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
4) проанализировать кейнсианский, неокейнсианский и неоклассический подходы к рассмотрению цикличности экономического развития;
5) изучить особенности цикличности экономического развития в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 6
1.1 ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ 6
1.2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 9
1.3 ТЕОРИЯ «ДЛИННЫХ ВОЛН» Н.Д. КОНДРАТЬЕВА 13
2. КЕЙНСИАНСКИЙ, НЕОКЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К МЕХАНИЗМУ ЦИКЛООБРАЗОВАНИЯ 16
2.1 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИМПУЛЬСЫ И КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ БИЗНЕС-ЦИКЛА 16
2.2 НЕОКЕЙНСИАНСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛА 19
2.3 СВЯЗЬ НЕОКЕЙНСИАНСКОЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ЦИКЛИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 25
3.1 ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЦИКЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 25
3.2 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПО ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
В 70-80-е годы прошлого века командная экономика продемонстрировала полную неспособность своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.
В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток процветающего Запада. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но весьма далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей современного человека. Административная экономика представляла собой ущербный вариант мутации «производства ради производства», когда промежуточное потребление устойчиво доминирует над конечным продуктом.
Нерациональное
использование экономических
В начальной фазе переходного периода под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдается резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождается ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.
Безусловно, даже самый содержательный график не в состоянии отразить все проблемы переходной экономики. Значительный рост цен был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска. Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.
Активно формирующаяся теория переходного периода в качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. Поэтому на практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжной депрессии.
Основными формами проявления циклов в Республике Беларусь являются инфляция и безработица.
Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:
а) кризисный и конъюнктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности);
б) назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;
в) необходимость тотальной рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции;
г) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;
д) ярко выраженный дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;
е) длительное время сохраняющиеся отрицательные темпы естественного прироста численности населения.
В Беларуси показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8% в 2009 г. Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г. п. Октябрьский Гомельской области; г. п. Уручье Минской области и др. [5].
В 2009 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы. Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.
На протяжении всего переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочных и краткосрочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции. Обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен.
Выделим наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Беларуси в данной сфере:
1) длительное сохранение, в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;
2) устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
3) высокие темпы девальвации белорусского рубля (действительно превратившегося в боязливого «зайца»);
4) несоответствие высоких темпов инфляции и девальвации постоянно декларируемым намерениям властей не допускать роста цен и «обуздать инфляцию»
Длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценения рубля протекает под воздействием комплекса факторов:
1) длительное время проводимую Нацбанком страны проинфляционную денежно-кредитную политику, которая возведена в ранг государственной доктрины;
2) хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;
3) слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации национальной экономики;
4) сохранение системного и структурного кризиса, унаследованного от административной экономики вместе с низкой мотивацией к высокопроизводительному труду.
На протекание инфляционных процессов в Беларуси скрытое воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:
а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со стороны населения;
б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);
в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Нацбанка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции. Превышение индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен каждый раз неизбежно оборачивается новой и еще более высокой инфляционной волной. Такое стабильное превышение инвестиционных цен над потребительскими объясняется разными причинами. Так, на рынке средств производства традиционно выше степень монополизации и мягче сбросовые ограничения по цене. К тому же прямое воздействие на более ускоренный рост цен на средства производства оказывают неплатежи между хозяйствующими субъектами.
Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.
В условиях Беларуси высокие инфляционные ожидания обнаруживаются во всей своей красе. С одной стороны, их можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, а с другой — как одно из проявлений общих инфляционных тенденций.
На полюсе покупателей высокие инфляционные ожидания обнаруживаются через высокую скорость движения денег, низкую степень доверия домашних хозяйств к банковской системе, а также долларизацию экономики и т. д. [3, с.25]. Под воздействием инфляционных ожиданий хозяйствующие субъекты уже давно освободились от так называемых «ценовых иллюзий» и достаточно быстро реагируют на изменяющиеся условия хозяйствования.
В условиях сохранения высокого удельного веса убыточных и малорентабельных государственных предприятий формально есть основание заявлять, что в условиях Беларуси инфляция прибыли как компонент общей инфляции издержек производства не имеет особого значения. На самом же деле такой компонент инфляции присутствует в белорусской экономике. Доказательством тому выступают монополистическое поведение крупных хозяйствующих субъектов, стремление хозяйствующих субъектов заложить в контрактные цены скрытый резерв прибыли с учетом ожидаемых темпов инфляции. Свой вклад в инфляцию издержек производства привносит и принятый порядок налогообложения, и прежде всего косвенные налоги на бизнес. При этом в качестве особого и постоянного источника инфляции следует выделить налог на добавленную стоимость. В перспективе его сокращение, а затем и отмена заметно стабилизировали бы процесс ценообразования.
Следует признать, что в условиях переходной экономики в качестве своеобразного ограничителя инфляции издержек производства выступают мировые цены и мировой уровень качества продукции, разворачивание конкуренции на рынке продавца.
В целом следует подчеркнуть, что в белорусских условиях инфляция издержек производства во многом обусловлена накопившейся бесхозяйственностью, а также теми деформациями институционального и структурного характера, которые унаследованы от административной экономики.
В январе 2009 г. произошло ускорение инфляции на потребительском рынке до 1,8%, в то время как в декабре 2008 г. цены возросли всего линь на 0,8%, а в январе 2008 г. — на 1,3%. В результате за последние 3 месяца инфляция составила 4,5%: а за последние 12 месяцев — 7,1%. Наибольший рост цен (тарифов) произошел по следующим позициям: газо- и электроснабжение (+20%), отопление (+14,3%), горячее водоснабжение (+12,3%), бензин (+4,8%). Кроме того, сезонно увеличились цены на плодоовощную продукцию. В то же время стоит подчеркнуть, что базовая (монетарная) инфляция, при расчете которой Министерство статистики и анализа исключает административно регулируемые и сезонные позиции, составила всего лишь 0,5% (против 0,7% а декабре 2008г. и 0,6% в январе 2008 г.). С другой стороны, важно обратить внимание на рекордный за последние 8 лет рост цен производителей промышленной продукции в январе 2009 г. — на 12,6% [5].
Внезапный рост цен в промышленном секторе был обусловлен действием ряда факторов. Во-первых, это значительное повышение цен на импортируемые из России энергоносители. В частности, природный газ подорожал более чем в 2,1 раза, что закономерно привело к увеличению: тарифов на электрическую (на 20,8%) и тепловую (на 18,9%) энергию. Сюда же можно отнести и рост цен в цементной промышленности (на 5,9% а также в некоторых других отраслях. Во-вторых, новые правила в сфере нефтепереработки также привели к росту цен. В частности речь идет о повышении стоимости поставляемой в Беларусь российской нефти и последовавшем за этим снижении акцизных ставок на нефтепродукт в результате цены в нефтеперерабатывающей промышленности возросли на 49,4%. Отрицательную роль сыграли и так называемые сезонные факторы.
Таким образом, основная сложность ситуации переходного периода состоит в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства, будет означать реальное преодоление кризиса.
Стабильный выход из кризиса означает, что в национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста - в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии. В роли «локомотива» переходной экономики может выступить лишь новый и прогрессивный сектор национального производства, приходящий на смену рутинным видам производства.
Государственная политика занятости населения.
В отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика
предполагает использование денежно-
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Информация о работе Теории деловых циклов и цикличность современной экономики