Теории деловых циклов и цикличность современной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и проанализировать работы отечественных и западных экономистов по данному вопросу;
2) раскрыть социально-экономическую сущность циклов;
3) рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
4) проанализировать кейнсианский, неокейнсианский и неоклассический подходы к рассмотрению цикличности экономического развития;
5) изучить особенности цикличности экономического развития в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 6
1.1 ЦИКЛИЧНОСТЬ КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ 6
1.2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА 9
1.3 ТЕОРИЯ «ДЛИННЫХ ВОЛН» Н.Д. КОНДРАТЬЕВА 13
2. КЕЙНСИАНСКИЙ, НЕОКЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К МЕХАНИЗМУ ЦИКЛООБРАЗОВАНИЯ 16
2.1 ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИМПУЛЬСЫ И КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ БИЗНЕС-ЦИКЛА 16
2.2 НЕОКЕЙНСИАНСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛА 19
2.3 СВЯЗЬ НЕОКЕЙНСИАНСКОЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ЦИКЛИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ 22
3. ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ 25
3.1 ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЦИКЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 25
3.2 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПО ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

В 70-80-е годы прошлого века командная экономика  продемонстрировала полную неспособность  своевременно и в полном объеме разрешать возникающие проблемы экономического развития. На заключительном этапе ее функционирования социальное торможение выступило как отличительная черта «советской модели хозяйствования», которая с одинаковым результатом культивировалась во многих странах мира.

В СССР из-за низкой эффективности производства отраслевая структура административной экономики деформировалась в пользу низкорентабельного топливно-сырьевого комплекса. Ради получения крайне необходимой валютной выручки экономика огромной страны с богатыми природными ресурсами неизбежно превращалась в сырьевой придаток процветающего Запада. В условиях торможения НТП была сформирована «экономика нулевого цикла», способная выполнять лишь объемные работы (каналы, котлованы, карьеры и т. п.), но весьма далекая от современного технического прогресса и от реальных потребностей современного человека. Административная экономика представляла собой ущербный вариант мутации «производства ради производства», когда промежуточное потребление устойчиво доминирует над конечным продуктом.

Нерациональное  использование экономических ресурсов усиливало их тотальный дефицит. Наращивание объемов выпуска  сырья, материалов, металла, топлива, электроэнергии и т. п. осуществлялось в ущерб  производства потребительским благам. Попытка преодолеть дефицит инвестиционных товаров за счет ограничения потребительского спроса  загоняло командную экономику в макроэкономическую ловушку.

В начальной  фазе переходного периода под  воздействием комплекса внутренних и внешних факторов наблюдается резкий сдвиг кривой совокупного спроса влево, что сопровождается ростом цен и снижением покупательной способности домашних хозяйств.

Безусловно, даже самый содержательный график не в состоянии отразить все проблемы переходной экономики. Значительный рост цен был дополнен кризисным спадом объема национального выпуска. Это означает, что в переходный период унаследованный системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда в первую очередь государственные предприятия слабо реагируют на рыночные сигналы, но стремятся через повышение цен переложить на покупателя возрастающие из-за бесхозяйственности издержки производства.

Активно формирующаяся  теория переходного периода в  качестве особой формы проявления кризиса национального производства рассматривает его продолжительность во времени. Считается, что применительно к малой открытой экономике, подобно Беларуси и ее ближайших соседей, длительная продолжительность кризиса влечет за собой более тяжелые последствия, нежели значительный единовременный спад при меньшей продолжительности самого кризиса. Поэтому на практике важно не допустить трансформации кризиса в состояние затяжной депрессии.

Основными формами  проявления циклов в Республике Беларусь являются инфляция и безработица.

Сегодня в условиях Беларуси безработица выступает как устойчивое социально-экономическое явление. В целом можно ожидать, что в среднесрочной перспективе на ее формирование прямое воздействие могут оказать следующие обстоятельства:

а) кризисный и конъюнктурный спад производства (например, под нарастающим воздействием импорта в легкой, обувной и пищевой промышленности);

б) назревшие структурные сдвиги и необходимость закрытия технологически и экономически неэффективных видов производства;

в) необходимость тотальной рационализации производства и сокращения издержек производства в условиях нарастания конкуренции;

г) сокращение дотаций из бюджета в пользу неэффективных производств, переход от мягкой к жесткой финансовой политике;

д) ярко выраженный дефицит инвестиций и снижение темпов открытия новых и высокооплачиваемых рабочих мест;

е) длительное время сохраняющиеся отрицательные темпы естественного прироста численности населения.

В Беларуси показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,8% в 2009 г. Значимой проблемой является присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда. Так, на протяжении многих лет сохраняются напряженная ситуация с обеспечением занятости населения и повышенный уровень безработицы в населенных пунктах: Ганцевичи, Иваново, Микашевичи Брестской области; Поставы Витебской области; Василевичи, г. п. Октябрьский Гомельской области; г. п. Уручье Минской области и др. [5].

В 2009 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере  занятости. В результате за прошлый год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных в них снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса  резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и  других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность  по платежам, разбалансированность мировых  цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы. Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

На протяжении всего переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочных и краткосрочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции. Обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен.

Выделим наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Беларуси в данной сфере:

1) длительное сохранение, в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;

2) устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;

3) высокие темпы девальвации белорусского рубля (действительно превратившегося в боязливого «зайца»);

4) несоответствие высоких темпов инфляции и девальвации постоянно декларируемым намерениям властей не допускать роста цен и «обуздать инфляцию»

Длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценения рубля протекает под воздействием комплекса факторов:

1) длительное время проводимую Нацбанком страны проинфляционную денежно-кредитную политику, которая возведена в ранг государственной доктрины;

2) хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;

3) слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации национальной экономики;

4) сохранение системного и структурного кризиса, унаследованного от административной экономики вместе с низкой мотивацией к высокопроизводительному труду.

На протекание инфляционных процессов в Беларуси скрытое воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:

а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со стороны населения;

б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);

в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Нацбанка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции. Превышение индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен каждый раз неизбежно оборачивается новой и еще более высокой инфляционной волной. Такое стабильное превышение инвестиционных цен над потребительскими объясняется разными причинами. Так, на рынке средств производства традиционно выше степень монополизации и мягче сбросовые ограничения по цене. К тому же прямое воздействие на более ускоренный рост цен на средства производства оказывают неплатежи между хозяйствующими субъектами.

Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.

В условиях Беларуси высокие инфляционные ожидания обнаруживаются во всей своей красе. С одной стороны, их можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, а с другой — как одно из проявлений общих инфляционных тенденций.

На полюсе покупателей высокие инфляционные ожидания обнаруживаются через высокую скорость движения денег, низкую степень доверия домашних хозяйств к банковской системе, а также долларизацию экономики и т. д. [3, с.25]. Под воздействием инфляционных ожиданий хозяйствующие субъекты уже давно освободились от так называемых «ценовых иллюзий» и достаточно быстро реагируют на изменяющиеся условия хозяйствования.

В условиях сохранения высокого удельного веса убыточных и малорентабельных государственных предприятий формально есть основание заявлять, что в условиях Беларуси инфляция прибыли как компонент общей инфляции издержек производства не имеет особого значения. На самом же деле такой компонент инфляции присутствует в белорусской экономике. Доказательством тому выступают монополистическое поведение крупных хозяйствующих субъектов, стремление хозяйствующих субъектов заложить в контрактные цены скрытый резерв прибыли с учетом ожидаемых темпов инфляции. Свой вклад в инфляцию издержек производства привносит и принятый порядок налогообложения, и прежде всего косвенные налоги на бизнес. При этом в качестве особого и постоянного источника инфляции следует выделить налог на добавленную стоимость. В перспективе его сокращение, а затем и отмена заметно стабилизировали бы процесс ценообразования.

Следует признать, что в условиях переходной экономики в качестве своеобразного ограничителя инфляции издержек производства выступают мировые цены и мировой уровень качества продукции, разворачивание конкуренции на рынке продавца.

В целом следует подчеркнуть, что в белорусских условиях инфляция издержек производства во многом обусловлена накопившейся бесхозяйственностью, а также теми деформациями институционального и структурного характера, которые унаследованы от административной экономики.

В январе 2009 г. произошло ускорение инфляции на потребительском рынке до 1,8%, в то время как в декабре 2008 г. цены возросли всего линь на 0,8%, а в январе 2008 г. — на 1,3%. В результате за последние 3 месяца инфляция составила 4,5%: а за последние 12 месяцев — 7,1%. Наибольший рост цен (тарифов) произошел по следующим позициям: газо- и электроснабжение (+20%), отопление (+14,3%), горячее водоснабжение (+12,3%), бензин (+4,8%). Кроме того, сезонно увеличились цены на плодоовощную продукцию. В то же время стоит подчеркнуть, что базовая (монетарная) инфляция, при расчете которой Министерство статистики и анализа исключает административно регулируемые и сезонные позиции, составила всего лишь 0,5% (против 0,7% а декабре 2008г. и 0,6% в январе 2008 г.). С другой стороны, важно обратить внимание на рекордный за последние 8 лет рост цен производителей промышленной продукции в январе 2009 г. — на 12,6% [5].

Внезапный рост цен в промышленном секторе был обусловлен действием ряда факторов. Во-первых, это значительное повышение цен на импортируемые из России энергоносители. В частности, природный газ подорожал более чем в 2,1 раза, что закономерно привело к увеличению: тарифов на электрическую (на 20,8%) и тепловую (на 18,9%) энергию. Сюда же можно отнести и  рост цен в цементной промышленности (на 5,9% а также в некоторых других отраслях. Во-вторых, новые правила в сфере нефтепереработки также привели к росту цен. В частности речь идет о повышении стоимости поставляемой в Беларусь российской нефти и последовавшем за этим снижении акцизных ставок на нефтепродукт в результате цены в нефтеперерабатывающей промышленности возросли на 49,4%. Отрицательную роль сыграли и так называемые сезонные факторы.

Таким образом, основная сложность ситуации переходного периода состоит в том, что причины кризисного спада имеют комплексный характер. Именно устранение всех причин такого характера, а не простое восстановление под административным давлением докризисного объема производства, будет означать реальное преодоление кризиса.

Стабильный  выход из кризиса означает, что  в национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста - в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующих высокие технологии. В роли «локомотива» переходной экономики может выступить лишь новый и прогрессивный сектор национального производства, приходящий на смену рутинным видам производства.

3.2 Процесс формирования экономической модели по выходу из кризиса Республики Беларусь

Государственная политика занятости населения.

В отношении безработицы  государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных  и бюджетно-налоговых мер для  сокращения безработицы [3, с. 24].

Политика в сфере  занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих  мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств  госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Информация о работе Теории деловых циклов и цикличность современной экономики