Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Содержание

1.Теории международной торговли.
1.1.Теории сравнительного преимущества…………………..3
2.Теория абсолютного преимущества………………………..4
3.Теория международной торговли Хекшера — Олина…….9
4.Теория международной торговли Леонтьева……………..11
5.Альтернативные теории международной торговли………12

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика и политика в современном мире.docx

— 31.66 Кб (Скачать файл)

государственная внешнеторговая политика, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции  тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

5.Альтернативные теории международной торговли

В последние десятилетия  в направлениях и структуре мировой  торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к  дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины  следующие: 1) превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле, 2) всевозрастающий  удельный вес в торговле встречных  поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами  производства, и 3) резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю. Рассмотрим альтернативные теории.

Суть теории жизненного цикла  продукта такова: развитие мировой  торговли готовыми изделиями зависит  от этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и  обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в  ответ на возникшую потребность  внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный  характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в  стране нововведения (обычно это промышленно  развитая страна), а производитель  занимает почти монопольное положение  и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос  на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой  фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентные преимуществ. Начинается перемещение  производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может  быть эффективно использована в стандартизованных  производственных процессах.

По мере того как жизненный  цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и  рынки сбыта концентрируются  преимущественно в развивающихся  странах, а страна нововведения становится частым импортером.

Теория жизненного цикла  продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций  развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают  быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным  преимуществом по другим факторам производства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров (с  коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих  значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных  потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

Суть теории эффекта заключается  в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой  продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно  развитые) обеспечены основными факторами  производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно  торговать между собой при  специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет  расширить объемы производства и  производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более  низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был  реализован, необходим достаточно емкий  рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку  позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет  сформировать единый интегрированный  рынок, более емкий, чем рынок  любой отдельно взятой страны. В  результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет  к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией  производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура  рынков. Они становятся либо олигополистическими  с преобладанием межотраслевой  торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

 


Информация о работе Теории международной торговли