Теории прибыли в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Прибыль является оборотной стороной издержек производства, он количественно зависит от затрат и является результатом хозяйственной деятельности, ее целью.
Природа прибыли, механизм его создания и распределения всегда привлекали внимание ведущих ученых разных эпох. С развитием экономической науки определение понятия "прибыль" постоянно усложнялось.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Прибыль как экономическая категория………………………………………4
2. Экономический подход в классификации прибыли…………………………7
3. Теории прибыли. Рентабельность..……………………………………………9
Заключение....…………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 35.93 Кб (Скачать файл)

Другие характеризуют  прибыль как монопольный доход  в условиях естественного или  умышленного дефицита ресурсов. К. Макконнелл и С. Брю считают плату за выполнение предприятием своих функций нормальной прибылью, а если общий доход превышает всю сумму издержек (нормальная прибыль включается в издержки), то разница, по их мнению, будет называться чистой, или экономической, прибылью. Другие экономисты определяют прибыль как вознаграждение за удачное использование факторов производства или же, как плату за риск.

Прибыль является основной формой доходов и источником расширенного воспроизводства, главным резервом инвестирования капитала. Для многих предпринимателей этот внутренний источник финансирования предпочтительнее роста  внешней задолженности или выпуска  акций.

Если в какой-либо сфере  экономики разница между общим  доходом и издержками достаточно высока, в эту отрасль устремляются капиталы. Каждое предприятие старается  на равные издержки получить равную среднюю  прибыль, продавая товары или по рыночным ценам, или по ценам производства независимо от сферы приложения ресурсов.

В России итоговым показателем  деятельности предприятия является валовая прибыль, представляющая собой  сумму прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества  предприятия и доходом от нереализованных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница  между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Доходы (расходы) нереализуемых операций включают доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам и другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции.

Рентабельность. Эффективность применения инвестированного капитала, авансированных затрат проявляется в сопоставлении прибыли как главного показателя жизнедеятельности предприятия с затратами, издержками, себестоимостью. Такое сопоставление выражается относительным показателем — рентабельностью, характеризующей прибыльность, доходность использования капитала. Росту рентабельности способствуют снижение себестоимости продукции, и рост прибыли, а одним из противодействующих факторов является увеличение акционерного капитала (наряду с удешевлением элементов постоянного капитала и т.д.). Норма прибыли, как писал К. Маркс, имеет тенденцию к понижению (т.е. противодействующие, замедляющие, искажающие факторы). Это связано с ростом органического строения капитала (производства), т.е. ростом фондовооруженности, а также с периодическим обновлением основного капитала и продукции, имеющей цикл жизнедеятельности. Сказывается также противоречие между прибылью (ограниченной целью) и потенциально безграничными возможностями производства на базе НТП.

Различают рентабельность расчетную, текущую, нормативную, отраслевую и  народно-хозяйственную.

Показатели рентабельности. Существует определенная последовательность для исчисления показателя рентабельности. Сначала определяют чистый доход, затем стоимость производственных фондов и после этого — норму рентабельности, как отношение чистого дохода к стоимости производственных фондов. Показатель рентабельности производства является основным показателем результативности деятельности предприятия. В рыночной экономике предпринимателю важно знать, за счет каких производственных составляющих достигается эффективность производства. Поэтому широко применяются следующие показатели рентабельности производства и продукции.

1. Рентабельность продаж. Рост рентабельности продаж означает: а) рост цен при неизменном уровне издержек; б) снижение издержек мри неизменных ценах. Снижение спроса способствует снижению рентабельности продукции. Это связано, во-первых, со снижением цен при неизменных издержках; во-вторых, с ростом издержек при неизменных ценах; в-третьих, с ростом издержек и снижением цен.

2. Рентабельность активов. Для предприятия активы представляют мин баланса на конец отчетного периода, включая стоимость имущества предприятия, средства и запасы для уплаты задолженности (материальная собственность, инвестиции, «цена фирмы», патенты, торговая марка, наличные деньги, ценные, т.е. неинвестированные, бумаги, материально-производственные запасы). Рентабельность активов отражает эффективность использования всего имущества фирмы.

3. Рентабельность основного капитала. Основной капитал определяется как разница между использованным основным капиталом и его амортизацией на конец отчетного периода. Рентабельность основного капитала показывает эффективность использования основных фондов (фондоотдачу).

4. Рентабельность собственного капитала. Риск выражает эффективность использования капитала, инвестированного фирмой за счет собственных источников финансирования. Его динамика влияет на уровень котировки акций на фондовой бирже.

Все эти показатели в комплексе  отражают действительную картину доходности (убыточности) фирмы, показывая затраты  — объем производства — прибыль. В частности, рост рентабельности основного  капитала при уменьшении рентабельности активов мог бы отражать увеличение оборотных средств, что привело бы к затовариванию готовой продукции, наличию излишков запасов сырья, материалов, росту наличности. Пофакторный анализ динамики рентабельности отражает реальную картину доходности и конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики.

Исторически сложились две  укрупненные трактовки прибыли: прибыль как доход собственника специфического фактора - предпринимательского таланта - и прибыль как некая  остаточная величина, остающаяся после  вменения каждому фактору своего дохода. Назовем их условно объективными и субъективными теориями.

Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории (прибыль как результат рыночного неравновесия). В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. Здесь нет места ни прибыли, ни убытку. Однако в результате каких-то внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например, произошло повышение спроса на некий товар. Это привело к росту его цены. Следовательно, выручка фирмы (TR = pq) возросла. Однако цены факторов производства (и, следовательно, затраты фирмы) не изменились (они, как правило, закреплены более или менее долгосрочными договорами), их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего, и, следовательно, у фирмы остается некая часть дохода, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль фирмы. И, наоборот, при падении спроса возникает убыток (отрицательная прибыль).

Так, можно дать достаточно простое объяснение появления прибыли или убытка в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры. А эта конъюнктура может изменяться из-за самых неожиданных причин.

Субъективные  теории предполагают наличие четвертого фактора производства, - "предпринимательского таланта" и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) - предпринимательской прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории и  занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение  ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах.

Получение прибыли - непременное  условие и цель предпринимательства  любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается  эффективность хозяйствования, прибыль - главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием  выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Таким образом, прибыль (и  ее относительная модификация - рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в  новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим  развитием. Это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Васильева Е.В., Душенькина Е.А. Экономическая теорияМ.: Эксмо, 2008.-160 с.

2. А.С. Булатов. ЭКОНОМИКА, Москва,2003.-463 с.

3. Милль Дж. С. Основы политической экономии. Т. 2. С. 130.

4. Железнов В. Я. Очерки  политической экономии. М., 1912. С. 1067-1068.

5. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. С. 58.

6. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М., 1982. С. 281.

 


Информация о работе Теории прибыли в экономической науке