Теория А. Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Международная торговля – основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами. Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений – предметом обсуждений в одном из наиболее влиятельных международных организаций - Всемирной торговой организации. Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары.

Содержание

Международная торговля: теория абсолютных преимуществ А. Смита и теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо…………………..…………2-6

Решение задач…………………………………………………………….……7-11

Список использованной литературы……………………………...……………12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Международная торговля: теория абсолютных преимуществ А. Смита  и   теория сравнительных преимуществ  Д. Рикардо…………………..…………2-6

 

Решение задач…………………………………………………………….……7-11

 

Список использованной литературы……………………………...……………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международная торговля: теория абсолютных преимуществ А. Смита  и   теория сравнительных преимуществ  Д. Рикардо.

 

Международная торговля –  основная форма международных экономических  отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами. Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой  экономике, а либерализация торговых отношений – предметом обсуждений в одном из наиболее влиятельных  международных организаций  - Всемирной  торговой организации. Региональные интеграционные процессы также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной  торговле, импортируя необходимые материалы  и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует  в международной торговле, покупая  импортные товары.

Теория международной  торговли Д. Риккардо, а ранее А. Смита, была призвана доказать в противовес меркантилистам необходимость и  целесообразность свободной внешней  торговли. А. Смит объяснял существование  международной торговли и ее выгодность различием в абсолютных издержках  производства товаров в разных странах. Международное разделение труда  и специализация считались целесообразными, поскольку в каждой стране существовали особые условия и ресурсы, обеспечивавшие ей преимущества по сравнению с другими  странами: возможность производить  определенные товары  с меньшими издержками.

 В теории абсолютного  преимущества А. Смита принципы  разумного поведения хозяйствующего  субъекта переносятся на сферу  международной торговли:

  • А. Смит утверждал, что богатство народов – это массы товаров, создаваемые как промышленным, так  и сельскохозяйственным трудом. При этом источником богатства страны является производительный труд.
  • Труд, основа богатства общества, является неотъемлемым свойством человеческого существования, ибо  в форме труда реализуется естественное стремление к благополучию, желанию добиться более высокого положения в обществе.
  • Гармония общественных и личных интересов выражается при этом через общественное разделение труда. Именно развитие разделения труда, его усложнение и совершенствование может служить важным критерием исторического прогресса.
  • Общественное разделение труда позволяет запустить в действие сложны механизм взаимного обменом труда, который выступает как обмен произведенными товарами. Этот механизм Смит определял понятием рыночной экономики полагая, что она наилучшим образом отвечает целям согласования и общественных и личных интересов.
  • Другим преимуществом рыночной экономики по убеждению Смита, было то, что она обладает способностью к саморазвитию и саморегуляции.
  • Рыночная экономика развивается, по мнению Смита, в соответствии с определенными законами, важнейшим из которых является закон стоимости, согласно которому, товары на рынке обмениваются по их стоимости, т. е. по труду, вложенному в их производство, при этом цены, выражающие стоимость  в денежной форме, стихийно колеблются вокруг стоимости. Колебание цен товара зависит от соотношения спроса и предложения, и соотношения индивидуальных и средних затрат труда на его производство. Закон стоимости, поэтому выполняет две основные функции: регулирует производство и стимулирует технические усовершенствования.
  • А. Смит выдвигал три основных условия процветания государства: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
  • Смит предложил также и собственный анализ социальной структуры общества, разделив его на наемных рабочих, капиталистов и землевладельцев. Первые живут за счет заработной платы, вторые – прибыли, третьи – доходов с земли (ренты).

Д. Рикардо сделал следующий  шаг в теории  международной  торговли, доказав ее целесообразность и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом  в производстве каких – либо товаров. Он показал, что всегда, когда в  отсутствии торговли сохраняются различия между странами в соотношении  издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать  сравнительным производством: у  нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных, при  существующем соотношении издержек в разных странах. Другие словами, отношение  издержек производства этого товара к издержкам производства остальных  товаров в данной стране будет  ниже, чем аналогичное соотношение  в других странах. Именно на производстве такого товара должна специализироваться и экспортировать его в обмен  на другие товары.

Теория Д. Рикардо основывалась на различиях в издержках производства товаров между странами, а также  на предположении о постоянстве  издержек замещения в каждой стране. На практике предпосылка о постоянстве издержек замещения оказалась несостоятельной. Во многих отраслях рост производства сопровождался увеличением предельных издержек, а следовательно, выпуск каждой дополнительной единицы товара требовал отказа от производства все большего количества товаров. К тому же перемещение производства из одной отрасли в другую приводило к росту издержек замещения, и потому что для выпуска разных видов товара требовались сочетания ресурсов, разная технология и т. д.  Предпосылка о постоянстве издержек замещения имела следствием тот факт, что максимальный выигрыш от внешней торговли достигался при полной специализации стран на товарах, в производстве которых они обладали сравнительным преимуществом. Но реальная структура внешней торговли не подтверждала этот вывод: примеров полной специализации  в мире практически не существовало.

Все это привело к замене данной предпосылки на более приемлемую – о возрастающих издержках замещения (выпуклая кривая производственных возможностей  - Рис. 1.). Это означало, что при расширении одной отрасли за счет других выпуск каждой дополнительной единицы товара сопровождался отказом от производства все большего объема продукции в других отраслях. Рис.1.

 

Пусть в закрытой экономике, при имеющихся ресурсах, в год  может быть произведено 50 единиц товара Ү и 40 единиц товара X. Соотношение  цен на внутреннем рынке устанавливалось  на уровне 2Ү=1X, или 1Ү=0,5X  (точка S1 на Рис. 1.) Страна имеет сравнительные преимущества в производстве товара Ү. Для этого ей придется перевести ресурсы из отрасли X в отрасль Ү. Но если раньше мы исходили из того, что издержки замещения постоянны независимо от сочетания объемов выпускаемых товаров, а значит, и при полной специализации на выпуске одного товара они остаются теми же, то теперь ресурсы уже не полностью взаимозаменяемы. Это значит, что при увеличении производства товара Ү соотношение издержек будет меняться, например, от 1Ү=0,5X к 1Ү= 0,6X, 1Ү= 0,8X и т.д., что соответствует предположению о росте издержек замещения. Специализация на выпуске товара Ү будет выгодной до тех пор, пока соотношение издержек в стране не сравняется с соотношением цен мирового рынка, то есть не достигнет уровня 1Ү=1X (точка S2 на Рис. 1.). дальнейшее увеличение производства товара Ү будет сопровождаться ростом предельных издержек и , следовательно, издержек замещения, которые превысят цены мирового рынка и сделают экспорт товара Ү не выгодным.

Таким образом, растущие издержки замещения ставят границы специализации, и максимальная выгода от внешней  торговли достигается при частичной  специализации. Страна производит не только товар Ү, но и некоторое количество товара X, поэтому на практике нередко  возникает конкуренция между  импортом ( товаром X из других стран) и  импортозамещающей продукцией, выпускаемой  отечественными производителями  (оставшееся производство товара X).

 Тем не менее, при  той и другой предпосылке теорий  сравнительных преимуществ показывает, что возможности потребления  в стране могут быть расширены  за счет совершенствования   или наращивания внутренних факторов (что раздвигает границы производственных  возможностей), но и за счет  международной торговли и специализации  в рамках международного разделения  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 1

Предположим, что спрос  и предложение на рынке мобильных  телефонов в США имеет следующую  динамику

Цена (долл.)

Объем спроса (млн. шт.)

Объем предложения (млн. шт.)

4

10

5

8

8

6

12

6

7

16

4

10


 

Спрос и предложение на рынке мобильных телефонов в  Японии имеет следующую динамику.

 

Цена (долл.)

Объем спроса (млн. шт.)

Объем предложения (млн. шт.)

4

8

3

8

7

4

12

6

5

16

5

7


 

  1. Предположим, что между двумя странами осуществляется свободная взаимная торговля. Какова будет равновесная цена на мобильный телефон?
  2. Какая страна будет экспортировать мобильные телефоны, какая страна импортировать их?
  3. Каков будет объем экспорта и импорта?
  4. Предположим, что Япония вводит импортную пошлину в размере 4 долл. за каждый мобильный телефон, что произойдет с объемами экспорта и импорта?

РЕШЕНИЕ

1. Мировая равновесная  цена устанавливается при равенстве  объема импорта объему экспорта.

Рассчитаем импорт и экспорт  при каждой цене на мобильные телефоны:

 

США

Япония

P

D

S

Расчет (И ли Э в млн. шт.)

P

D

S

Расчет (И ли Э в млн. шт.)

4

10

5

И = 10-5 = 5

4

8

3

И = 8 - 3 = 5

8

8

6

И = 8 - 6 =2

8

7

4

И = 7 - 4 = 3

12

6

7

Э = 7 - 6 = 1

12

6

5

И = 6 - 5 = 1

16

4

10

Э = 10 - 4 = 6

16

5

7

Э = 7 - 5 = 2


Расчет в таблице произведен следующим образом:

 

И = D - S, когда D >S

Э = S - D, когда S > D

 

Мировая цена = 12 долл., т.к. объем  импорта равен объему экспорта (1 млн. шт.).

Экспортировать мобильные  телефоны будут США, т.к. предложение  больше, чем спрос, а импортировать  будет Япония.

Объем экспорта составит 1 млн. шт.: Э = S - D = 7 - 6 = 1 млн. шт.

Если Япония вводит импортную  пошлину в размере 4 долл. За каждый телефон, то объемы экспорта и импорта  снизятся.

ЗАДАЧА 2

Используя единицу ресурсов, страна А может производить 6 тыс. штук радиоприемников или 6 тыс. штук телевизоров. Страна В может производить 2 тыс. штук радиоприемников или 10 тыс. штук телевизоров, используя также  единицу ресурсов.

  1. Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?
  2. Какое преимущество иллюстрирует данный пример - абсолютное или сравнительное?
  3. Как будет выглядеть линия производственных возможностей страны А, если максимальное количество радиоприемников, которое может быть произведено в этой стране, составляет 20 тыс. штук?
  4. Начертите линию торговых возможностей страны А, предполагая, что страна А производит только радиоприемники и продает их в страну В в обмен на телевизоры (цена одного радиоприемника равна 2 телевизорам).
  5. Как будет выглядеть линия производственных возможностей страны В, если максимальное количество телевизоров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 10тыс. штук?
  6. Начертите линию торговых возможностей страны В, предполагая, что страна В производит только телевизоры и продает их в страну А в обмен на радиоприемники (цена одного телевизора равна 0.5 радиоприемника).

РЕШЕНИЕ

Для упрощения условия  задачи обозначим радиоприемники как  X, а телевизоры - Y.

Страна А: 6X или 6Y

Страна В: 2X или 10Y

 Да, специализация каждой  страны приведет к увеличению  суммарного производства, т.к. приводит  к изменению структуры производства  и увеличению суммарного производства.

Данный пример иллюстрирует относительное преимущество, т.к. с  помощью альтернативных издержек определяется преимущество в каждом товаре.

3.6X = 6Y

X =? Y, тогда (6 х 20): 6 = 20Y

Линия производственных возможностей страны А (ЛПВ) при максимально произведенном  количестве радиоприемников в 20 тыс. шт. представлена на рисунке 1 (с.23).

 

4.1X = 2Y

X =? Y, тогда (20 х 2): 1 = 40Y

 

Линия торговых возможностей страны А (ЛТВ) представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1

Линии производственных и торговых возможностей страны А

 

 Линия производственных  возможностей страны В (ЛПВ)  при максимально произведенном  количестве радиоприемников в  10 тыс. шт. представлена на рисунке  2 (с.24). Расчеты, произведенные для  ее построения:

 

X = 10Y

? X = 10Y, тогда (10 х 2): 10 = 2X

. Расчет для построения  линии торговых возможностей  страны В:

 

,5X = 1Y, ? X = 10Y, тогда (10 х 0,5): 1 = 5Х

 

Рисунок 2

Линии производственных и торговых возможностей страны В

 

Список использованной литературы.

  1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник/ под общей редакцией А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001г.Гл.12-14
  2.   Годин О. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России. // Международная экономика и международные отношения.2006.-№2-с.61-72.
  3. Косолапов Н. Исследования международных отношений: логика идей, интересов, политики. // Международная экономика и международные отношения. 2006.-№4-с.64-80.
  4. Кузык Б. Н., Ю. В. Яковцев.  Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. Гл. 8.
  5. Мау В. Экономическая политика 2006 года. //  Вопросы экономики. 2007.- №2 .
  6. Фомичев В. И. Международная торговля. М.: Высшая школа. 2000г
  7. Федотов С. Торгово-промышленные палаты в международной торговле.  // Международная экономика и международные отношения. 2005-№5-с.139-152.

 

 


Информация о работе Теория А. Смита