Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:42, контрольная работа
Теория игр сформулировала язык моделей новой институциональной экономики. Теория игр стороится на допущении, что: а) может существовать несколько точек равновесия; б) точки равновесия необязательно совпадают с точками оптимума по Парето; в) равновесие может не существовать вообще. В институциональной экономике формальные модели строятся с помощью теории игр, развитие которой берет отсчет с момента появления книги Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (1944).
Во-первых, теория игр занимается анализом ситуаций, в которых поведение индивидов взаимообусловлено: решение каждого из них оказывает влияние на результат взаимодействия и, следовательно, на решения остальных индивидов. Решая вопрос о своих действиях, индивид вынужден ставить себя на место контрагентов.
Содержание
Теория игр сформулировала
язык моделей новой
Во-первых, теория игр занимается анализом ситуаций, в которых поведение индивидов взаимообусловлено: решение каждого из них оказывает влияние на результат взаимодействия и, следовательно, на решения остальных индивидов. Решая вопрос о своих действиях, индивид вынужден ставить себя на место контрагентов.
Во-вторых, теория игр не требует полной рациональности индивидов, в ней используется целый ряд моделей индивидов, от индивида как совершенного калькулятора до индивида как робота.
В-третьих, теория игр не предполагает существования, единственности и Парето-оптимальности равновесия во взаимодействиях. Эти причины и обусловливают наш интерес к формальным моделям институтов, построенным с помощью теории игр. Обратимся к их анализу более подробно.
Первое уточнение касается
кооперативных и
Рис.1 Развернутая и стратегическая формы ирг
Первые цифры в описании результатов взаимодействия отражают полезность первого участника, вторые — второго: Ul (признавать, при условии, что второй не признает) = 3. Речь идет о «полезности» различных сроков осуждения, которая обратно пропорциональна их величине.
В качестве примеров здесь
можно назвать решения по поводу
проведения принципиальной ценовой
политики, вступления на новые рынки,
кооперации и создания совместных предприятий,
определения лидеров и
Инструментарий теории игр
особенно целесообразно применять,
когда между участниками
Рис. 2 Нормальная форма игры
Рис 3. Развернутая форма игры
Квадранты 1 и 2 характеризуют ситуацию, когда реакция конкурентов не оказывает существенного влияния на платежи фирмы. Это происходит в тех случаях, когда у конкурента нет мотивации (поле 1) или возможности (поле 2) нанести “ответный удар”. Поэтому нет необходимости в детальном анализе стратегии мотивированных действий конкурентов.
Аналогичный вывод следует,
хотя и по другой причине, и для
ситуации, отражаемой квадрантом 3. Здесь реакция конкурентов
могла бы изрядно воздействовать на фирму,
но поскольку ее собственные действия
не могут сильно повлиять на платежи конкурента,
то и не следует опасаться его реакции.
В качестве примера можно привести решения
о вхождении в рыночную нишу: при определенных
обстоятельствах у крупных конкурентов
нет оснований реагировать на подобное
решение небольшой фирмы.
Лишь ситуация, показанная в квадранте 4 (возможность ответных шагов
рыночных партнеров), требует использования
положений теории игр. Однако здесь отражены
лишь необходимые, но недостаточные условия,
чтобы оправдать применение базы теории
игр для борьбы с конкурентами. Бывают
ситуации, когда одна стратегия безусловно
доминирует над всеми другими независимо
от того, какие действия предпримет конкурент.
Если взять, например, рынок лекарственных
препаратов, то для фирмы часто бывает
важно первой заявить новый товар на рынке:
прибыль “первопроходца” оказывается
столь значительной, что всем другим “игрокам”
остается только быстрее активизировать
инновационную деятельность.
Тривиальным с позиций теории игр примером “доминирующей стратегии” является решение относительно проникновения на новый рынок. Возьмем предприятие, которое выступает в качестве монополиста на каком-либо рынке (например, IВМ на рынке персональных компьютеров в начале 80-х годов). Другое предприятие, действующее, к примеру, на рынке периферийного оборудования для ЭВМ, обдумывает вопрос о проникновении на рынок персональных компьютеров с переналадкой своего производства. Компания-аутсайдер может принять решение о вступлении или невступлении на рынок. Компания-монополист может отреагировать на появление нового конкурента агрессивно или дружественно. Оба предприятия вступают в двухэтапную игру, в которой первый ход делает компания-аутсайдер. Игровая ситуация с указанием платежей показана в виде дерева на рисунке 4.
Рис. 4 Область стратегических решений представляющая интерес для теории игр.
Та же самая игровая
ситуация может быть представлена и
в нормальной форме (рис.4). Здесь
обозначены два состояния – “вступление/
Подобное рациональное равновесие
характерно для “частично
Какую пользу могут извлечь
компании из анализа на базе теории
игр? Известен, например, случай столкновения
интересов компаний IВМ и Telex. В связи
с объявлением о
Компании Telex, видимо, стало известно об
этих мероприятиях. Анализ на базе теории
игр показал, что угрозы IВМ из-за высоких
затрат безосновательны.
Это свидетельствует, что компаниям полезно
в эксплицитном виде обдумывать возможные
реакции партнеров по игре. Изолированные
хозяйственные расчеты, даже опирающиеся
на теорию принятия решений, часто носят,
как в изложенной ситуации, ограниченный
характер. Так, компания-аутсайдер могла
бы и выбрать ход “невступление”, если
бы предварительный анализ убедил ее в
том, что проникновение на рынок вызовет
агрессивную реакцию монополиста. В этом
случае в соответствии с критерием ожидаемой
стоимости разумно выбрать ход “невступление”
при вероятности агрессивного ответа
0,5.
Следующий пример связан с соперничеством компаний в области технологического лидерства. Исходной является ситуация, когда предприятие 1 ранее обладало технологическим превосходством, но в настоящее время располагает меньшими финансовыми ресурсами для научных исследований и разработок (НИР), чем его конкурент. Оба предприятия должны решить вопрос, попытаться ли с помощью крупных капиталовложений добиться доминирующего положения на мировом рынке в соответствующей технологической области. Если оба конкурента вложат в дело крупные средства, то перспективы на успех у предприятия 1 будут лучше, хотя оно и понесет большие финансовые расходы (как и предприятие 2). На рис. 5 эта ситуация представлена платежами с отрицательными значениями.
Для предприятия 1 лучше всего было бы, если бы
предприятие 2 отказалось от конкуренции.
Его выгода в таком случае составила бы
3 (платежа). С большой вероятностью предприятие 2 выиграло бы соперничество,
когда предприятие 1 приняло бы урезанную программу
инвестиций, а предприятие 2 – более широкую. Это положение
отражено в правом верхнем квадранте матрицы.
Анализ ситуации показывает, что равновесие
наступает при высоких затратах на НИР
предприятия 2 и низких предприятия 1. При любом другом раскладе
у одного из конкурентов появляется резон
отклониться от стратегической комбинации:
так, для предприятия 1 предпочтителен сокращенный
бюджет, если предприятие 2 откажется от участия в соперничестве;
в то же время предприятию 2 известно, что при низких затратах
конкурента ему выгодно инвестировать
в НИР.
Предприятие, имеющее технологическое
преимущество, может прибегнуть к
анализу ситуации на базе теории игр,
чтобы в конечном счете добиться
оптимального для себя результата.
С помощью определенного
О достоверности сигнала
должны свидетельствовать
С точки зрения теории игр подобные обязательства равнозначны изменению хода игры: ситуация одновременного принятия решений сменяется ситуацией последовательных ходов. Предприятие 1 твердо демонстрирует намерение пойти на крупные затраты, предприятие 2 регистрирует этот шаг и у него нет больше резона участвовать в соперничестве. Новое равновесие вытекает из расклада “неучастие предприятия 2” и “высокие затраты на НИР предприятия 1”. К числу известных областей применения методов теории игр следует отнести также ценовую стратегию, создание совместных предприятий, расчет времени разработки новой продукции (рис. 5).
Рис. 5 Решение о проникновении на рынок
Нормальная форма игры ,предметом которой является проникновение на рынок.
Данная теория является базой подготовки рекомендаций для организационного строительства и проектирования систем стимулирования. Она полезна также для формирования и развития внутрифирменных культур.
Важный вклад в использование теории игр вносят экспериментальные работы. Многие теоретические выкладки отрабатываются в лабораторных условиях, а полученные результаты служат импульсом для практиков. Теоретически было выяснено, при каких условиях двум эгоистически настроенным партнерам целесообразно сотрудничать и добиваться лучших для себя результатов.
Эти знания можно использовать
в практике предприятий, чтобы помочь
двум фирмам достичь ситуации “выигрыш/выигрыш”.
Сегодня консультанты с подготовкой
в области игр быстро и однозначно
выявляют возможности, которыми предприятия
могут воспользоваться для
Следует, однако, указать
и на наличие определенных границ
применения аналитического инструментария
теории игр. В следующих случаях
он может быть использован лишь при
условии получения
Во-первых, это тот случай, когда у предприятий сложились разные представления об игре, в которой они участвуют, или когда они недостаточно информированы о возможностях друг друга. Например, может иметь место неясная информация о платежах конкурента (структуре издержек). Если неполнотой характеризуется не слишком сложная информация, то можно оперировать сопоставлением подобных случаев с учетом определенных различий.
Во-вторых, теорию игр трудно применять при множестве ситуаций равновесия. Эта проблема может возникнуть даже в ходе простых игр с одновременным выбором стратегических решений.
В-третьих, если ситуация принятия стратегических решений очень сложна, то игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты. Легко представить более сложную ситуацию проникновения на рынок, чем та, которая рассмотрена выше. Например, на рынок в разные сроки могут вступить несколько предприятий или реакция уже действующих там предприятий может оказаться более сложной, нежели быть агрессивной или дружественной.
Рис. 6 Исходная ситуация технологической конкуренции
Экспериментально доказано, что при расширении игры до десяти и более этапов игроки уже не в состоянии пользоваться соответствующими алгоритмами и продолжать игру с равновесными стратегиями.
Отнюдь не бесспорно и принципиальное, лежащее в основе теории игр предположение о так называемом “общем знании”. Оно гласит: игра со всеми правилами известна игрокам и каждый из них знает, что все игроки осведомлены о том, что известно остальным партнерам по игре. И такое положение сохраняется до конца игры.
Но чтобы предприятие в конкретном случае приняло предпочтительное для себя решение, данное условие требуется не всегда. Для этого часто достаточны менее жесткие предпосылки, например “взаимное знание” или “рационализируемые стратегии”.
Вывод
В последние годы значение теории игр существенно возросло во многих областях экономических и социальных наук. В экономике она применима не только для решения общехозяйственных задач, но и для анализа стратегических проблем предприятий, разработок организационных структур и систем стимулирования.