Теория конкурентных преимуществ и стадий развития международной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Среди теорий, концепций, подходов, объясняющих с теоретической стороны суть международной конкуренции, самое заметное место занимает работа американского экономиста М.Портера «Конкурентное преимущество стран».
Согласно его работе, на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. Центральное место в его концепции – идея национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, которые и формируют международную конкуренцию.

Содержание

Теория конкурентных преимуществ и стадий развития международной конкуренции………………………………………………………………..3
Какова роль таможенного регулирования в защите отечественного производителя?..............................................................................................7
Список использованных источников……………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Теория конкурентных преимуществ и стадий развития  международной конкуренции………………………………………………………………..3
  2. Какова роль таможенного регулирования  в защите отечественного производителя?..............................................................................................7

Список использованных источников……………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория конкурентных преимуществ и стадий развития  международной конкуренции

 

Среди теорий, концепций, подходов, объясняющих с теоретической  стороны суть международной конкуренции, самое заметное место занимает работа американского экономиста М.Портера «Конкурентное преимущество стран».

Согласно его  работе, на мировом рынке конкурируют  не страны, а фирмы. Центральное место  в его концепции – идея национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, которые и формируют международную конкуренцию. К детерминантам Портер относит материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в международном масштабе.

Факторы М.Портер делит на общие (создающие конкурентные преимущества для большого числа  отраслей) и специализированные(создающие  конкурентные преимущества для ограниченного  количества отраслей).

В обеспечении  национального конкурентного преимущества большую роль играет конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате конкурентной борьбы между фирмами в этой стране.

Еще одно необходимое  условие для поддержания конкурентного  преимущества страны – это наличие  родственных и поддерживающих отраслей, которые могут обеспечить отрасль, которая пытается конкурировать в международном масштабе необходимыми материалами, комплектующими изделиями, информацией.

Согласно Портеру, правительство также играет большую  роль в формировании конкурентоспособности. Причем влияние правительства может быть как положительным, так и отрицательным. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи образования, здравоохранения и других отраслей. Правительство осуществляет антимонопольное регулирование, тем самым поддерживая конкурентную среду в ведущих секторах и отраслях национальной экономики.

Таким образом, в национальный ромб, который заключен в «четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое государство создает и поддерживает для своих отраслей»5

Портер выделяет такие атрибуты, как условия для  факторов производства (квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры), состояние спроса (объем и структура спроса, зрелость, осведомленность, требовательность потребителя), наличие родственных и поддерживающих отраслей и условия для стратегии, структуры и соперничества фирм (политика государства в области конкуренции и антимонопольная политика).

Стадии  развития конкурентоспособности международной экономики

В своей работе Портер развивает понятие «жизненный цикл» страны, который состоит  из четырех особых стадий в росте  и изменении конкурентоспособности национальной экономики. Фактически характер конкурентоспособности определяется той стадией жизненного цикла, на которой находиться страна. Итак, Портер выделил следующие стадии:

  1. Стадия факторов производства. Страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют прежде всего по факторам производства: стоимости рабочей силы, плодородию земли и т.д. На этой стадии экономика весьма чувствительна к экономическим кризисам и изменению валютных курсов, которые приводят к колебанию спроса и цен. Большие запасы природных ресурсов могут обеспечить высокий доход на душу населения в течении довольно продолжительного времени, однако они все равно не являются достаточным основанием для постоянного экономического роста. Для экономики, находящейся на этой стадии Портер формулирует следующие задачи государства: создание и поддержание общей политической и макроэкономической стабильности и достижение верховенства закона, достижение высокого уровня физической инфраструктуры и общего образования, открытия рынков, создания условий для ассимиляции технологий мирового класса и привлечения ПИИ.
  2. Стадия инвестиций. На данной стадии конкурентное преимущество экономики базируется на готовности и способности национальных фирм к агрессивному инвестированию: в современное, эффективное оборудование, новые технологии, в покупку лицензий, создание совместных предприятий и другие средства для повышения конкурентоспособности более современных и специализированных отраслей и сегментов. Таким образом, инвестиции способствует возникновению новых факторов (использование наукоемких технологий, материалов с заранее заданными свойствами и. т.д.), развитию современной инфраструктуры, что способствует повышению конкурентоспособности. Для экономики, находящейся на этой стадии, Портер ставит следующие политические задачи для государства: инвестирование в совершенствование инфраструктуры и научно-исследовательской мощности, создание возможностей для опережения зарубежной технологии и т.д.
  3. Стадия нововведений. Возрастает разнообразие потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышением уровня образования и стремлением к комфорту, а также благодаря стимулирующей роли внутренней конкуренции. На этой стадии передовые фирмы проявляют большой интерес к созданию и совершенствованию разнообразных сервисных подразделений, включая службы маркетинга, организации производства и контроля. На этой стадии наблюдается наибольшее сопротивление разнообразным макроэкономическим колебаниям и экзогенным явлениям, особенно когда экономика страны может позволить себе существенно расширить отдельные группы отраслей промышленности. Государство же должно строить свою политику таким образом, чтобы для экономики, находящейся на этой стадии, было возможно создание исследовательских ресурсов(организаций, инфраструктуры, рабочей силы) мирового класса, создание для национальных фирм условий для развития уникальных стратегий и нововведений и т.д.
  4. Стадия богатства. Движущей силой экономики является уже достигнутое изобилие. Фирмы начинают ступать свои позиции в международной конкуренции, так как они больше внимания теперь уделяют сохранению своих передовых позиций, нежели их усилению; так же заметно снижается активность компаний в наращивании инвестиций. Как только компании теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение национального производства в различных отраслях национальной экономики, и тогда местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции, что зачастую сопровождается снижением темпов роста заработной платы и сокращением числа рабочих мест, растущей безработицей. В результате еще более уменьшается заинтересованность в повышении эффективности производства, что ведет к дальнейшему ослаблению рыночных позиций. Начинается падение уровня личного дохода населения по сравнению с другими развитыми странами, что отрицательно сказывается на качестве и разнообразии внутреннего спроса. Угасание конкуренции, запаздывание с созданием новых экономических факторов, падение мотивации и ухудшение качества спроса - все эти явления ведут к снижению скорости модернизации и обновления и как следствие, снижение международной конкурентоспособности.

 

 

 

    1. Какова роль таможенного регулирования  в защите отечественного производителя?

 

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования  ВЭД, применяемая в целях регулирования  импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.

Главным инструментом в  руках государства при регулировании  внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Механизм таможенно-тарифного  регулирования:

  • обоснование и определение уровня таможенных пошлин;
  • оценку социально-экономических последствий изменения таможенных режимов;
  • формирование таможенного тарифа;
  • применение таможенных режимов;
  • определение страны происхождения товаров;
  • определение таможенной стоимости;
  • применение особых видов таможенных пошлин.

Функции таможенного  тарифа:

  • фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
  • защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
  • стимулирующая – стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.

Протекционистская функция связана с защитой  национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного  тарифа обеспечивает поступление средств  от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных  функций таможенный тариф, влияя  на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный  тариф в ряде случаев может  быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов  проводимой в стране экономической  реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Таможенный  тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза.

Принципы построения таможенного тарифа:

1. принцип эскалации  (повышение ставок таможенных  пошлин по мере роста степени технологической переработки товаров):

a) сырье (0 – 5%);

b) полуфабрикаты (5 – 10%);

c) готовые (свыше 10%).

2. эффективного  тарифа – установление низких  ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.

Основные цели таможенного тарифа:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории страны;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;
  • защита экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику;

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В отношении  товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РБ тарифных льгот (тарифных преференций).

 Экономическая  суть таможенной пошлины состоит  в том, что она представляет  собой разницу между мировой  и национальной стоимости. Из  определения следует, что пошлина  является разницей в уровнях  мировых цен и экономически  обоснованных внутренних цен, то есть, при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в них этой разницы.

Таможенная  пошлина взимается по единым ставкам, утвержденным нормативно – правовыми  актами, является обязательным условием перемещения товара через таможенную границу, а обязанность по их взиманию возложена на таможенные органы РБ.

Таможенная  пошлина не носит компенсационного характера, не предназначена для покрытия расходов таможенных органов, а также для финансирования деятельности таможенного ведомства. Ее основная функция – регулирующая, что не исключает фискального предназначения данного платежа. Проблема снижения высоких ставок таможенных пошлин актуальна в наше время. Руководствуясь фискальными интересами, государство, к сожалению, мало заботится об истинном предназначении данного платежа как регулятора отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Наиболее существенные признаки таможенной пошлины:

  1. это обязательный взнос в бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу предпринимательской деятельности;
  2. таможенная пошлина опосредована перемещением товаров через таможенную границу и является средством для достижения такой цели;
  3. это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности перемещать товар через таможенную границу;
  4. не обладает признаком регулярности, так как обязанность по ее уплате возникает лишь с необходимостью вступления субъекта в таможенные правоотношения;
  5. право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
  6. уплата обеспечивается принудительной силой государства

Информация о работе Теория конкурентных преимуществ и стадий развития международной конкуренции