Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:35, контрольная работа
Среди теорий, концепций, подходов, объясняющих с теоретической стороны суть международной конкуренции, самое заметное место занимает работа американского экономиста М.Портера «Конкурентное преимущество стран».
Согласно его работе, на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. Центральное место в его концепции – идея национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, которые и формируют международную конкуренцию.
Теория конкурентных преимуществ и стадий развития международной конкуренции………………………………………………………………..3
Какова роль таможенного регулирования в защите отечественного производителя?..............................................................................................7
Список использованных источников……………………………………15
Содержание
Список использованных источников……………………………………15
Среди теорий, концепций, подходов, объясняющих с теоретической стороны суть международной конкуренции, самое заметное место занимает работа американского экономиста М.Портера «Конкурентное преимущество стран».
Согласно его работе, на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы. Центральное место в его концепции – идея национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, которые и формируют международную конкуренцию. К детерминантам Портер относит материальные и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в международном масштабе.
Факторы М.Портер
делит на общие (создающие конкурентные
преимущества для большого числа
отраслей) и специализированные(
В обеспечении национального конкурентного преимущества большую роль играет конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате конкурентной борьбы между фирмами в этой стране.
Еще одно необходимое
условие для поддержания
Согласно Портеру, правительство также играет большую роль в формировании конкурентоспособности. Причем влияние правительства может быть как положительным, так и отрицательным. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи образования, здравоохранения и других отраслей. Правительство осуществляет антимонопольное регулирование, тем самым поддерживая конкурентную среду в ведущих секторах и отраслях национальной экономики.
Таким образом, в национальный ромб, который заключен в «четырех атрибутах страны, атрибутах, которые каждый в отдельности и все вместе составляют основу конкурентных преимуществ страны, то пространство, которое государство создает и поддерживает для своих отраслей»5
Портер выделяет такие атрибуты, как условия для факторов производства (квалификация рабочей силы, качество инфраструктуры), состояние спроса (объем и структура спроса, зрелость, осведомленность, требовательность потребителя), наличие родственных и поддерживающих отраслей и условия для стратегии, структуры и соперничества фирм (политика государства в области конкуренции и антимонопольная политика).
В своей работе
Портер развивает понятие «жизненный
цикл» страны, который состоит
из четырех особых стадий в росте
и изменении
Тарифное регулирование
- форма государственного регулирования
ВЭД, применяемая в целях
Главным инструментом в
руках государства при
Механизм таможенно-тарифного регулирования:
Функции таможенного тарифа:
Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция
Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.
Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.
Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.
Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.
Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РБ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза.
Принципы построения таможенного тарифа:
1. принцип эскалации (повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени технологической переработки товаров):
a) сырье (0 – 5%);
b) полуфабрикаты (5 – 10%);
c) готовые (свыше 10%).
2. эффективного тарифа – установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости.
Основные цели таможенного тарифа:
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РБ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления РБ тарифных льгот (тарифных преференций).
Экономическая
суть таможенной пошлины
Таможенная пошлина взимается по единым ставкам, утвержденным нормативно – правовыми актами, является обязательным условием перемещения товара через таможенную границу, а обязанность по их взиманию возложена на таможенные органы РБ.
Таможенная пошлина не носит компенсационного характера, не предназначена для покрытия расходов таможенных органов, а также для финансирования деятельности таможенного ведомства. Ее основная функция – регулирующая, что не исключает фискального предназначения данного платежа. Проблема снижения высоких ставок таможенных пошлин актуальна в наше время. Руководствуясь фискальными интересами, государство, к сожалению, мало заботится об истинном предназначении данного платежа как регулятора отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.
Наиболее существенные признаки таможенной пошлины:
Информация о работе Теория конкурентных преимуществ и стадий развития международной конкуренции