Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:20, доклад

Краткое описание

Джеймс Бьюкенен (1919-2013) — основатель теории общественного выбора, которая
представляет собой экономический подход к изучению нерыночного принятия решений или, проще
говоря, попытку дополнить теорию рыночного обмена соответствующей теорией функционирования
политических рынков.
В 1986 г. был награжден Нобелевской премией по экономике за исследование договорных и
конституционных основ теории принятия экономических и политических решений.
Основные работы: «Чистая теория государственных финансов» (1949), «Индивидуальный
выбор при голосовании и рынок» (1954), «Расчет согласия. Логические основы конституционной
демократии» (1962 совместно с Г. Таллоком), «Государственные финансы в демократическом
процессе» (1967), «Границы свободы. Между анархией и Левиафаном» (1975), «Демократия в
дефиците» (1978, совместно с Р. Вагнером), «Власть налогообложения» (1980 совместно с Дж.
Бренненом) и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория общественного выбора Дж.pdf

— 204.49 Кб (Скачать файл)
Page 1
Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена
Джеймс Бьюкенен (1919-2013) — основатель теории общественного выбора, которая
представляет собой экономический подход к изучению нерыночного принятия решений или, проще
говоря, попытку дополнить теорию рыночного обмена соответствующей теорией функционирования
политических рынков.
В 1986 г. был награжден Нобелевской премией по экономике за исследование договорных и
конституционных основ теории принятия экономических и политических решений.
Основные работы: «Чистая теория государственных финансов» (1949), «Индивидуальный
выбор при голосовании и рынок» (1954), «Расчет согласия. Логические основы конституционной
демократии» (1962 совместно с Г. Таллоком), «Государственные финансы в демократическом
процессе» (1967), «Границы свободы. Между анархией и Левиафаном» (1975), «Демократия в
дефиците» (1978, совместно с Р. Вагнером), «Власть налогообложения» (1980 совместно с Дж.
Бренненом) и др.
Теория общественного выбора возникла в 1960-х гг. Предметом ее изучения были
отношения, складывающиеся в обществе по поводу предоставления общественных благ,
распределения государственных расходов и налогообложения. В рыночной экономике существуют
такие товары и услуги, которые невыгодно производить в частном секторе. Их называют
общественными благами.
Общественные блага – это товары и услуги, обладающие свойствами неисключаемости и
неконкурентности. Неисключаемость означает, что никого нельзя исключить из процесса
потребления блага вне зависимости от того, заплатил ли он за их использование или нет. Это
приводит к стремлению пользоваться такими благами бесплатно и порождает проблему
«безбилетника». Неконкурентность блага заключается в том, что потребители не конкурируют
между собой за пользование этим благом. Например, общественным благом является освещение
улиц. Прохожие пользуются светом уличных фонарей вне зависимости от того, платили ли они
налоги, идущие на финансирование освещения улиц. Спрос на общественные блага всегда занижен
по сравнению с реальным, поэтому финансирование общественных благ не осуществляется частным
сектором и их должно предоставлять государство.
Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
1. Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и
нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория,
изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют
правительственные учреждения в своих интересах.
2. Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность
индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от
избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим
принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
3. Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на
апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень
рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счѐт налогов получают другие.
По Дж. Бьюкенену методы анализа рыночного поведения можно применять к исследованию
любой сферы деятельности, в том числе политики, ибо всюду люди руководствуются одними и теми
же мотивами. Так, в политике ими движут отнюдь не альтруистические или нравственные
склонности. Политические решения – это выбор альтернативных вариантов, а достижение
политического согласия происходит подобно тому, как это происходит на обычном рынке.
Особенности политического рынка состоят в том, что если на обычном рынке люди меняют деньги
на товар (или продукт на продукт), то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Но
хотя потребителем общественных благ является не отдельный человек, а общество в целом, тем не
менее, в политике, как считает Бьюкенен, все же существует аналог свободной торговли. Это
согласие между людьми, присущее любому виду обмена. По его мнению, единодушие, достигнутое
участниками коллективного выбора в политике, аналогично добровольному обмену индивидуальных
товаров на рынке.
В этом суть экономического подхода к коллективной деятельности. Здесь ставится под
сомнение тезис, что стремление к получению выгоды явно доминирует в экономической сфере, а в

Page 2

политической якобы люди не стремятся максимизировать свою полезность, а пытаются реализовать
общественный интерес, или общее благо.
По мнению Бьюкенена, человек максимизирует полезность, как в рыночном, так и в
политическом обмене (политическая деятельность рассматривается им как особая форма обмена). В
экономике, как и в политике, люди преследуют сходные цели – получить выгоду, прибыль.
Принимая соответствующие решения, политики, по утверждению Бьюкенена, исходят из своих
частных интересов, которые далеко не всегда соответствуют интересам общества. Политические
деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. Самая
популярная мера – наращивание государственных расходов. Но этим стимулируется инфляция.
Далее следует усиление жесткого регулирования, государственного контроля, раздувание
бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках все большую
власть. А экономика оказывается в проигрыше.
Таким образом разоблачается миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме
заботы об общественных интересах. Государство – это люди, которые используют
правительственные учреждения в собственных интересах. Государство – это арена конкуренции
людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в
иерархической лестнице.
Решение проблемы злоупотребления политической властью, по мнению Бьюкенена,
лежит на путях разработки концепции организации политического рынка. Он предлагает
реформировать политические процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали
достижению общего согласия. В этом идеальном случае в результате коллективных действий
ожидается получение взаимных выгод всеми сторонами подобно тому, как это происходит на рынке.
Еще в статье 1954 года «Индивидуальный выбор при голосовании и рынок» Бьюкенен
выделил два уровня общественного выбора: 1) начальный, конституционный выбор (который
совершается еще до принятия конституции) и 2) постконституционный. На начальном этапе
определяются права индивидов, устанавливаются правила взаимоотношений между ними. На
постконституционном этапе формируется стратегия поведения индивидов в рамках установленных
правил.
Дж. Бьюкенен проводит наглядную аналогию с игрой: сначала определяются правила игры, а
потом, в рамках этих правил, осуществляется сама игра. Конституция, с точки зрения Джеймса
Бьюкенена, и является таким набором правил для ведения политической игры. Текущая политика –
это результат игры в рамках конституционных правил. Поэтому результативность и эффективность
политики в значительной мере зависят от того, насколько глубоко и всесторонне была составлена
первоначальная конституция; ведь по Бьюкенену, конституция – это прежде всего основной закон не
государства, а гражданского общества.
Однако здесь возникает проблема «дурной бесконечности»: чтобы принять конституцию,
необходимо выработать предконституционные правила, по которым она принимается, и т.д. Чтобы
выйти из этой «безнадежной методологической дилеммы», Бьюкенен и Таллок предлагают
кажущееся самоочевидным в демократическом обществе правило единогласия для принятия
первоначальной конституции, поскольку принцип квалифицированного и тем более простого
большинства даже в условиях прямой демократии может привести к ущемлению прав меньшинства.
Не стоит говорить, как высоки издержки принятия решений в условиях единогласия. Принцип же
простого большинства допускает возможность выбора в пользу экономически не эффективного
результата.
Конечно, это не решает проблему, так как содержательный вопрос подменяется процедурным.
Однако в истории такой пример есть – США в 1787 году показали классический (и во многом
уникальный) пример осознанного выбора правил политической игры. В условиях отсутствия
всеобщего избирательного права Конституция США была принята на конституционном совещании.
Одним из направлений исследования в теории общественного выбора является экономика
бюрократии. Экономика бюрократии, согласно теории общественного выбора, это система
организаций, удовлетворяющая двум критериям: она не производит экономические блага и
извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей
деятельности. В связи с этим представляет интерес теория политической ренты. Поиск
политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического
процесса. Политики, хотя и контролируются избирателями, (поскольку вынуждены учитывать

Page 3

перспективы переизбрания, обеспечить себе долгосрочную партийную и общественную поддержку),
выбирают тот вариант решения из набора приемлемых альтернатив, исполнение которого
максимизирует их собственную полезность, а не полезность его избирателей. Такая возможность
выбора является одним из основных побудительных мотивов политиков. В широком смысле слова –
это их «политический доход».
Кроме того, политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и
немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения
способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны.
С описанными злоупотреблениями бюрократии невозможно бороться силами самого
государства. Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же признакам, что
и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут
воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами служат
слабый
контроль
за
их
функционированием, недостаточная конкуренция, большая
самостоятельность бюрократии. Поэтому Бьюкенен и его последователи выступают за всемерное
ограничение экономических функций государства.
Даже производство общественных благ не повод, с их точки зрения, для государственного
вмешательства в экономику, поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую выгоду
от государственных программ. По их мнению, демократичным является преобразование
общественных товаров и услуг в экономические блага, производимые рынком.
Заслугой теории общественного выбора является постановка вопроса о провалах
государства (правительства). Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в
состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к провалам государства относят:
1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации.
Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и
правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет
которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с
особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводят к
значительному искажению даже имеющейся информации.
2. Несовершенство политического процесса.
Рациональное
неведение, лоббизм,
манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг и т. д.
3. Неспособность государства полностью предусматривать и контролировать ближайшие
и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты
часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно
изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций. Мероприятия,
осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от
первоначальных целей последствием. Поэтому конечные цели государства зависят не только,
а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства, направленная на исправление провалов рынка, сама оказывается
далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо
строго следить за последствиями его деятельности, корректировать ее в зависимости от социально-
экономической и политической конъюнктуры. Применяя те или иные регуляторы, правительство
должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно предпринимать меры по
ликвидации негативных последствий.
Исправить существующее положение, по мнению сторонников теории общественного выбора,
возможно с помощью конституционной революции. Бьюкенен исходит из первостепенной
важности формирования конституционных норм и правил. В этой связи важное значение имеет
обоснованное Бьюкененом разграничение двух разных функций государства:
1. «Государства-гаранта».
2. «Государства-производителя».
Первое является результатом соглашения людей и своеобразным гарантом соблюдения ими
конституционного договора. Обеспечение соблюдения прав в обществе означает прыжок от анархии
к политической организации.
Второе характеризует государство как производителя общественных благ. Эта функция
государства возникает как своеобразный договор между гражданами по поводу удовлетворения их

Page 4

совместных потребностей в ряде товаров и услуг. Здесь и заложена угроза появления
автократического государства. Именно развитие и усиление государства-производителя приводит к
усилению влияния бюрократии. Бьюкенен и его сторонники условием эффективной борьбы с
бюрократией считают сокращение экономических функций государства и приватизацию. По их
мнению, государство должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции
участия в производственной деятельности.
Еще одним достижением теории экономического выбора является введение понятия
политико-экономический (политический) цикл цикл экономической и политической
активности правительства между выборами. Бьюкенен заметил, что деятельность правительства
между выборами подчинена определенным закономерностям. С известной долей условности она
может быть описана следующим образом.
После выборов осуществляется ряд мер, направленных на изменение целей или масштаба
деятельности предшествовавшего правительства. Эти меры носят особенно радикальный характер,
если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по
сокращению дефицита государственного бюджета, сворачиванию непопулярности программ. Вновь
пришедшие к власти люди стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако
затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не
достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность правительства
возрастает.
Теория общественного выбора внесла значительный вклад в разработку проблем роли
государства и политической системы в целом, раскрыла место и роль экономических субъектов в
принятии политических решений и развитии политической системы общества.

Информация о работе Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена