Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 20:21, контрольная работа

Краткое описание

Что является основой стоимости товара с точки зрения классической школы? Чем определяется цена товара с позиции теории предельной полезности?
Каковы главные принципы маржинализма?

Содержание

1)Ответы на вопросы………………………………………….3
2)Ответы на вопросы тестов…………………………………11
3)Решение задач……………………………………………...12
Список используемых источников…

Вложенные файлы: 1 файл

для скачивания.docx

— 125.31 Кб (Скачать файл)

Тема «Теория потребительского выбора»

 

Содержание

1)Ответы на вопросы………………………………………….3

2)Ответы на вопросы  тестов…………………………………11

3)Решение  задач……………………………………………...12

Список используемых источников…………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ответы на вопросы

  1. Что является основой стоимости товара с точки зрения классической школы? Чем определяется цена товара с позиции теории предельной полезности?

 

Ответ: С точки зрения классической школы основа стоимости товара определялась затратами труда, пошедшими на его производство.

 

«Ценность товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд» Д.Рикардо

 

С позиции теории предельной полезности ценой товара является польза, которую приносит последняя единица того или иного блага, причем последнее благо должно удовлетворять даже  самые маловажные нужды потребителя.

  1. От чего зависит рыночная цена, по мнению представителей неоклассической школы?

 

 

 

3

 

Ответ: Представители неоклассической школы считали, что рыночная цена товара зависит от изменений, под действием колеблющихся рыночных факторов, уровня спроса и предложения.

«Ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, а являются полноправными элементами механизма рыночного ценообразования» А.Маршал

 

  1. Каковы главные принципы маржинализма?

 

Ответ: Основными особенностями маржинального подхода к анализу экономики являлось:

- исследование индивидуального  хозяйства;

- приоритет сферы потребления;

- большое внимание психологическим  моментам в оценке субъектом

полезности блага;

- большое внимание к  анализу спроса;

- осуществление перехода  от анализа стоимости к анализу  полезности.

 

  1. Что такое полезность товара? Что представляет собой общая полезность и как она изменяется по мере потребления дополнительных порций данного товара?

 

Ответ: Полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления благ.

 

Общая полезность (совокупная) – это полезность, получаемая от потребления всех единиц блага одного и того же вида (TU).

 

По мере употребления дополнительных порции данного товара общая полезность увеличивается, но с меньшей скоростью.

 

  1. Как определяется предельная полезность? Сформулируйте закон убывающей предельной полезности?

 

Ответ: Придельная полезность (дополнительная) –это полезность извлекаемая из потребления дополнительной единицы блага одного и того же вида (MU).

 

По мере увеличения потребления дополнительной единицы блага одного и того же вида, придельная полезность (MU) снижается, а общая полезность (TU) растет, но убывающими темпами.

4

 

  1. В чем проявляется взаимосвязь между законами убывающей предельной полезности и снижающегося спроса?

 

Ответ: Взаимосвязь между законом убывающей предельной полезности и снижающимся спросом проявляется в том, что спрос на тот или иной продукт падает, так как потребность в нем снижается по мере насыщения потребителя данным благом.

 

7.Назовите факторы, определяющие рациональный потребительский выбор.

 

Ответ: Потребитель должен вести себя рационально, то есть он должен сопоставлять свои потребности и предпочтения, при этом должен стремиться приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение потребностей в условиях ограниченного денежного дохода.

 

Факторы рационального потребительского выбора: соотношение цены и качества, ассортиментность товара.

 

8.Что представляет собой условие потребительского равновесия?

 

Ответ: Условие потребительского равновесия представляет собой изменяющийся уровень потребления благ –это соответственно иной набор благ, иной уровень предпочтений, что может быть изображено иными, соответствующими этому изменяющемуся уровню кривыми безразличия.

5

 

 

9.В чем проявляется эффект замещения (замены)?

 

Ответ: Эффект замещения проявляется в изменении величины спроса на товар в результате роста цен на него, в таком случае, более дорогие товары замещаются менее дорогими.

 

10.Что представляет собой эффект дохода? От чего зависит степень влияния эффекта дохода на спрос?

 

Ответ: Эффект дохода выражается в том, что при изменении цены данного товара изменяется реальный доход потребителя. Степень влияния эффекта дохода на спрос покупателя выражается в изменении реального дохода покупателя. Падение цены товара оказывает влияние на общий уровень цен, следовательно, реальные доходы растут, а дополнительный –направляется на  дополнительные ресурсы.

 

 

11.Объясните зависимость влияния эффекта замещения на спрос от предпочтений потребителя и от особенностей товара.

 

Ответ: В условиях наличия заменителей данного товара, при снижении цены потребитель отдаст предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими. Изменение спроса может быть вызвано, например, ростом дохода потребителя. При  неизменных ценах потребитель будет покупать больше.

Для рассмотрения воздействия денежного дохода на спрос необходимо выделить 2 группы товаров: нормальные и товары низшей категории.

К нормальным товарам относятся: автомобили, бытовая техника, недвижимость и.т.д. Спрос на этот товар изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.

Товары низшей категории. К этой категории можно отнести такие товары, как тушенка, картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти товары находится в обратной зависимости от денежного дохода.

 

12.Что представляет собой кривая безразличия? Объясните закон замещения (замены). Что называется картой безразличия?

 

Ответ: Кривые безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей.

 

6

 

 

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

 

Эффект замещения (замены) выражается в том, что при более низкой цене на определенный товар у покупателя появляется стимул приобрести его вместо других товаров, которые стоят относительно дороже. Иными словами, потребители предпочитают при прочих равных условиях заменять дорогие товары более дешевыми. При этом объем спроса на товары с низкими ценами возрастает, а на товары с высокими цепами снижается. Если, например, цена на кофе увеличивается, а на чай остается неизменной, либо на кофе увеличивается в большей степени, чем на чай, то часть потребителей для снижения расходов будет переключаться с покупок абсолютно или относительно подорожавшего кофе на более дешевый чай.

 

 

13. Приведите уравнение  бюджетной линии. Как определяется  коэффициент трансформации.

 

 

Ответ: Бюджетная линия (линия возможностей потребления) показывает комбинации максимального количества товаров, которые потребитель может приобрести на свой денежный доход при сложившихся ценах. Для определения различных комбинаций максимального количества двух товаров х и у, которые потребитель может купить на располагаемый денежный доход, используется уравнение бюджетной линии, которое имеет следующий вид:

где Рх, Ру - иены товаров хи у;

О" 0У - количество товаров х и у;

I- денежный доход потребителя.

 

 

7

Отношение - называют коэффициентом трансформации (коэффициентом преобразования благ). Он показывает возможность взаимозаменяемости двух товаров при том же денежном доходе, т.е. устанавливает, от какого количества товара у потребителю можно отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу товара х при тех же ценах и постоянном денежном доходе. Коэффициент трансформации характеризует крутизну, или наклон, бюджетной линии.

 

 

14. Каким образом определяется оптимальный потребительский выбор?

 

Ответ: Очевидно, что потребитель не может выбрать комбинации двух товаров, расположенные правее бюджетной линии, так как не располагает соответствующим денежным доходом. Комбинации, которые находятся левее бюджетной линии, между ней и осями координат, могут быть приобретены покупателем, но при этом им используется не весь денежный доход, поэтому комбинации максимального количества товаров х и у, которые могут быть куплены потребителем, расположены на бюджетной линии. Следовательно, индивид может выбрать любую комбинацию на бюджетной линии ВГ.

Однако оптимальной будет комбинация двух товаров, обеспечивающая максимальную общую полезность. Данная комбинация расположена в точке й, где бюджетная линия касается кривой безразличия ТС/, т.е. достигает наивысшей из возможных кривых безразличия. Все остальные комбинации на бюджетной линии будут находиться в точках пересечения ее с кривыми безразличия, расположенными левее кривой ТС/, которые принесут потребителю меньшую общую полезность (например, точки К и Ь на кривой безразличия ТО,). Кривые безразличия, расположенные правее ТС/, недоступны потребителю сданным денежным доходом при сложившихся ценах.

Следовательно, потребитель графически находится в положении равновесия в точке, где наклон бюджетной линии равен крутизне кривой безразличия. Крутизну кривой безразличия отражает предельная норма замещения (коэффициент субституции):

 

8

Наклон бюджетной линии показывает коэффициент трансформации:

Тогда, приравняв оба коэффициента, получим:

Таким образом, мы пришли к рассмотренному ранее условию потребительского равновесия, при котором потребитель получает максимальное удовлетворение потребностей, или максимальную общую полезность, от потребления товаров х и у.

 

15. Что представляет собой кривая “цена-потребление”?  Что показывает кривая “доход-потребление”?

Ответ: Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn.  Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).

 

 

9

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д.

Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория потребительского выбора