Теория потребительского поведения на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 18:29, творческая работа

Краткое описание

•В современной теории потребительского выбора предполагается, что:
•1) денежный доход потребителя ограничен;
•2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
•3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;
•4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Содержание

1)Основные постулаты теории поведения потребителя. Условия равновесия потребителя.
2)Кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Бюджетные ограничения. Кривая «доход-потребление». Кривая «цена-потребление».
3)Эффект дохода и эффект замещения. Блага низшего порядка. Парадокс Гиффена.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория потребительского поведения на рынке.pptx

— 213.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект дохода для нормальных благ(при понижении цены Р )

    • Эффект замещения (substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо X в виде отрезка R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.
    • Эффект дохода (income effect) — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
    • Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Парадокс  Гиффена.

 

    • Существует группа благ, спрос на которые изменяется  необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил парадоксальное явление.
    • Во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него менялся необычным образом.
    • Товар Гиффена (Giffen good) — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
    • Мы знаем, что если цена на товар повышается с Р1 до Р2 , то количеств покупаемого блага должно сократиться с Q1 до Q2. Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q3. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки N1, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.
    • Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром (inferior good). Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются. Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен).
    • Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. С картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицательный эффект дохода X1X2 больше положительного эффекта замещения ХХ2, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину X1X.

 

    •  

Конец

 

 

 

Спасибо за внимание=)


Информация о работе Теория потребительского поведения на рынке