Теория предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя, в соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей.
Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические концепции предпринимательства …………………………4
2 Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности ………………………………………….9
Заключение ……………………………………………………………………...18
Библиографический список ……………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 53.35 Кб (Скачать файл)

     Малые предприятия наиболее динамично  осваивают новые виды продукции  и экономические ниши, развиваются  в отраслях, менее привлекательных  для крупного бизнеса, имеют высокую  оборачиваемость оборотных средств. Однако, для них характерны более низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

     Одно  время в экономической науке  господствовало мнение, что крупные предприятия имеют преимущество перед мелкими. Поэтому будущее мировой экономики виделось в функционировании крупных предприятий–гигантов. Через эти иллюзии прошли многие развитые страны, однако, данный путь показал свой тупиковый характер. Очевидно, что крупные формы предпринимательства имеют ряд бесспорных преимуществ:

     - они позволяют решать задачи  более крупного масштаба (например, строительство железной дороги  под силу только крупной организации);

     - за счет концентрации доходов  крупные производства имеют больше  возможностей для маневрирования  ресурсами производства, что позволяет  обеспечить устойчивость в получении  доходов;

     - имеют возможность наладить массовое  производство и за счет него  снижать свои издержки.

     Мировой опыт показывает, что наиболее революционные, новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом. Но движущей силой экономики они становятся только тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес.

     Крупные фирмы имеют больше оснований  рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и, завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу из-за её низкой рентабельности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами производства, наращивать которое они не в силах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Мировой опыт показывает, что без свободной  рыночной экономики, без самодеятельного  производителя, без предпринимательской  активности никакое процветание  общества невозможно.

      Историей  доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает развитие предпринимательства.

     Развитие  предпринимательства играет незаменимую  роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного  производства. Оно является основой  инновационного, продуктивного характера  экономики. Предпринимательство как  субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения  составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

     Предпринимательство у каждого может проявляться  по-своему, но в процессе исследования темы курсовой работы выявились следующие  основные факторы предпринимательства:

  • деятельность в условиях повышенного риска;
  • быстрая смена направлений деятельности;
  • при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности;
  • инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.

     Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими  словами предпринимателю нужно  обладать информацией об «общем климате  предпринимательства»: условия и  возможности вложения денег в  различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой  и деятельностью. Все это «внешние»  условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и  самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список. 

    1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 2002.
    2. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство М.: «Софит», 1999, 496с.
    3. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. Г.Б. Понеак, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2003, 475с.
    4. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты – М.:ИНФРА-М, 2001, 448с.
    5. Сироткин С.П. Экономическая теория/политическая экономия. – Кострома, 2000, 302 с.
    6. Современная экономика./ под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002, 610 с.
    7. Хоскинг А. Курс предпринимательства.-М.: Международные отношения, 2003, 352с.
    8. Экономика: Учебник./ пол ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002, 896с.
    9. Экономическая теория./ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – С-Пб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000, 544с.
    10. Экономическая теория: Учебник./ под ред. В.Д. Камаева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002, 640с.
    11. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Учебник для вузов. – Киров, 2001.
    12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
    13. Экономическая теория. Учебник для вузов. // Под редакцией Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб: Изд. Питер Ком, 1999.
    14. Предпринимательство. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. – СПб: Издательство «Лань», 2001.
    15. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. // Под редакцией Пелиха А.С. – Москва – Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2003.
    16. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте,   Вопросы экономики,  2005г., № 9 – с.19-21.
    17. Клепач А., Яковлев А., О роли крупного российского бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка), Вопросы экономики, 2004, №8 – с.15-17.
    18. Попадюк Н. Частная ли собственность в России? (вероятные сценарии развития бизнеса), Вопросы экономики, 2006, №1 – с.23-24.
    19. Блинов А. Заметки о роли государства в управлении экономикой.// Предпринимательство, 2004, №6 - с. 102-108.
    20. Колесникова Л. Предпринимательство: от максимализации прибыли к синергии социально-экономических систем.// Вопросы экономики, 2004, №10 - с.40-54.
    21. Кратко И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской империи.// Проблемы теории и практики управления, 1996, №5 - с.123-127.
    22. Мильнер Б.З., Архипов А.И., Городницкий А.Е. и другие. Государственная поддержка предпринимательства; концепция, формы, методы.// Общество и экономика, 2004, №17 - с.118-174.
    23. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля.// Вопросы экономики, 2001, №10 - с.55-69.
    24. Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства.// Общество и экономика, 1996, №9-10,с.47-69.
    25. Петросян Д., Хубнев Р. Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства.// Проблемы теории и практики управления, 1997, №3, с.101-108.
    26. Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист, 2000, №10, с.42-49.
 
 

 

    Резюме. 

       Рыночная  экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и  деятельного человека, хозяина и  знатока своего дела, умелого организатора и руководителя.

     Предпринимательство — это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

       Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.

     В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства в России. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости.

       Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.

       Во  взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар.

     Роль  государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в  зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

     Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. Предприниматели  как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются  к постоянно изменяющимся экономическим  условиям в современной России, к  желаниям потребителя, в соответствии со своими стремлениями к материальному  благополучию, к реализации собственных  идей и возможностей.  

     Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

     Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

     На практике предпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самих организационных форм, но и национальные особенности правового режима страны.

     Мировой опыт показывает, что без свободной  рыночной экономики, без самодеятельного  производителя, без предпринимательской  активности никакое процветание  общества невозможно.

      Историей  доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом  множество сложных задач, среди  которых важное место занимает развитие предпринимательства.

     Развитие  предпринимательства играет незаменимую  роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного  производства. Оно является основой  инновационного, продуктивного характера  экономики. Предпринимательство как  субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения  составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

     Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими  словами предпринимателю нужно  обладать информацией об «общем климате  предпринимательства»: условия и  возможности вложения денег в  различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой  и деятельностью. Все это «внешние»  условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и  самими предпринимателями не определяются 
 
 

Информация о работе Теория предпринимательства