Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Объектом исследования является конкурентный рынок как институт, который сводит друг с другом покупателей и продавцов какого-либо товара.
Предметом исследования являются спрос, предложение, законы спроса и предложения, механизмы их взаимодействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………....…..3
1.Понятие, виды спроса, эластичность спроса………………………4
2.Предложение: сущность, понятие, виды, эластичность предложения……………………………………………………………7
3.Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие……………………………………………………….……10
Выводы………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Экономики.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

~ ~

 

Национальный   Государственный  Университет  физической  культуры,

спорта  и  здоровья  имени  П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

 

Кафедра:  Экономики спорта и финансов

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Экономика»

 

тема: «Теория спроса и  предложения»

 

 

 

 

Дата_________________________                                  Исполнитель:

                                                                                            студент  3  курса

Оценка_______________________                                 5 группы  факультета

                                                                                            заочного  обучения    

Подпись  проверившего_________                                 Михайлов Иван

                                                                                            Валерьевич

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

                              План работы

Введение…………………………………………………………....…..3

1.Понятие, виды спроса, эластичность спроса………………………4

2.Предложение: сущность, понятие, виды, эластичность        предложения……………………………………………………………7

3.Взаимодействие спроса  и предложения на рынке. Рыночное  равновесие……………………………………………………….……10

Выводы………………………………………………………………..14

Список используемой литературы…………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в  условиях нестабильности внешней среды  основной проблемой эффективного функционирования любой экономической системы  является проблема выбора. Основные вопросы  экономики (что, как и для кого производить), актуальность которых  возросла во времена кризиса мировой  и национальных экономик, в условиях конкурентного рынка решаются, главным  образом, с помощью механизма  взаимодействия спроса и предложения.

Введение принципов свободного взаимодействия рыночных субъектов, становление  принципов свободной конкуренции  обостряют ряд проблем, изучаемых  экономической теорией. Существующие проблемы взаимодействия спроса и предложения  на рынке, установления равновесной  рыночной цены, а также вмешательства  государства в экономику определили актуальность настоящей работы.

Тема настоящей работы – теория спроса и предложения.

Объектом исследования является конкурентный рынок как институт, который сводит друг с другом покупателей  и продавцов какого-либо товара.

Предметом исследования являются спрос, предложение, законы спроса и  предложения, механизмы их взаимодействия.

В соответствии с целью  и актуальностью определена цель работы – исследовать взаимодействие спроса и предложения на конкурентных рынках и установление в результате такого взаимодействия равновесной  рыночной цены.

В соответствии с целью  сформулированы следующие задачи: рассмотреть  понятие, сущность спроса и предложения  как экономических категорий, законы спроса и предложения; исследовать  порядок установления равновесной  рыночной цены на рынке свободной  конкуренции; рассмотреть последствия  цен, устанавливаемых государством.

 

1. Понятие, виды спроса, эластичность  спроса

 

Спрос и предложение являются основополагающими категориями  рыночного хозяйства. В рамках темы настоящей работы остановимся подробнее  на рассмотрении категории спроса.

Термин «спрос» выражает желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар, поэтому  спрос – это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге1. Под величиной спроса понимается количество товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода2.

Потребность в некотором  благе подразумевает желание  обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность  его приобретения по существующим на рынке ценам3.

Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно  сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию  величины спроса 4. Таким образом, можно сказать, что между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, зависимость.

Такую зависимость экономисты объясняют возникновением следующих  эффектов при снижении цены на товар:

1) эффект нового покупателя  – снижение цен увеличивает  число покупателей за счет  тех лиц, которые раньше были  не в состоянии приобрести  данный товар; кроме того, потребление  подвержено действию закона убывающей  предельной производительности;

2) эффект дохода – указывает  на то, что снижение цен позволяет  покупателю на прежнюю сумму  расходов на данный товар приобрести  его в большем количестве, что  равнозначно увеличению денежного  дохода покупателя по отношению  к данному товару;

3) эффект замещения –  проявляется в том, что подешевевший  товар относительно удорожает  другие товары, хотя их цены  могут остаться прежними, поэтому  замещая другие товары подешевевшими,  покупатель обеспечивает себе  дополнительный эффект дохода.

В формулировке закона спроса принципиальное значение имеет допущение  «при прочих равных условиях». Цена на данный товар не является единственным фактором, определяющим количество приобретаемого товара. Существуют неценовые факторы, влияющие на изменение спроса: доходы потребителей; цены на сопряженные  товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие); ожидаемые цены товаров в будущих  периодах; изменения вкусов, предпочтений потребителей; изменения в структуре  населения; экономическая политика правительства; изменение потребительских  ожиданий5.

Обратная зависимость  величины спроса от уровня цен может  быть представлена графически с помощью  кривой спроса (D)6, представленной на рис.1.1. Данная кривая показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

 

 

Рис.1.1.Зависимость величины спроса от цены


Существуют следующие  виды спроса7:

  1. индивидуальный спрос, характеризующий потребность одного человека, обеспеченная деньгами и ориентированная на покупку определенного товара или услуги;
  2. совокупный рыночный спрос, который представляет собой сумму индивидуальных спросов на рынке для каждой цены товара;
  3. спрос производства (спрос на факторы производства);
  4. потребительский спрос (спрос на предметы потребления);
  5. экзогенный спрос, изменение которого вызывается вмешательством правительства или воздействием сил извне системы свободного рынка;
  6. эндогенный спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, которые существуют в данном обществе.

Одной из важнейших характеристик  спроса является его эластичность. Эластичность отражает процентное изменение  переменной экономической величины в ответ на однопроцентное изменение  другой переменной экономической величины. Рассмотрим существующие виды эластичности спроса8:

  1. эластичность спроса по цене, которая показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент;
  2. эластичность спроса по доходу, которая отражает процентное изменение количества спроса, вызванное однопроцентным изменением дохода;
  3. перекрестная эластичность спроса, которая измеряет процентное изменение количества спроса на товар, которое вызывается однопроцентным изменением цены на другой товар.

Таким образом, в первой главе  были рассмотрены понятие спроса, закон и функция спроса, понятие  и виды эластичности спроса, что  позволило раскрыть сущность категории  спроса.

 

2. Предложение: сущность, понятие,  виды; эластичность предложения

 

Анализ рыночного механизма был бы неполным без рассмотрения предложения, которое характеризует экономическую ситуацию на рынке не со стороны покупателя, как спрос, а со стороны продавца.

Под предложением понимается количество товара, которое производители  готовы продать по определенной цене за определенный период9. К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, в том числе товары в пути. Оно формируется за счет объема и структуры товарной продукции производства, товарных запасов, импорта.

В рыночной экономике, аналогично закону спроса, действует и закон  предложения. Сущность данного закона состоит в том, что величина предложения  находится в прямой зависимости  от направления изменения уровня цен. Другими словами, повышение  цены стимулирует рост величины предложения, а снижение ведет к ее уменьшению. Такая реакция предложения на изменение цены объясняется, во-первых, тем, что фирмы отрасли при  повышении цены задействуют резервные (при их наличии) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к  увеличению предложения. Во-вторых, при  продолжительном и устойчивого повышения цен такая отрасль привлечет других производителей, что еще больше увеличит производство и предложение.

В законе предложения допущение  «при прочих равных условиях» также  имеет принципиальное значение. Помимо цены, на предложение оказывают воздействие  множество других факторов. В частности, предложение товаров на рынке  во многом зависит от издержек производства, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение10.Кроме того, на объем предложения оказывают влияние цены на сопряженные товары, уровень технологии, деятельность государства, налоги и субсидии, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и другие факторы11.

Прямая зависимость предложения  от изменения цены может быть представлена графически в виде кривой предложения (S)12 на рис.2.1.

 

 

Рис.2.1. Зависимость величины предложения от цены


Для понимания функции  предложения большое значение имеет  фактор времени; как правило, различают  кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночный периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны; в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) будут переменными; в долгосрочном периоде все факторы переменны (в том числе производственные мощности, число фирм в отрасли и др.)13.

Предложение, также как  и спрос, может характеризоваться  эластичностью. Ценовая эластичность предложения показывает процентное изменение количества предложения, вызванное однопроцентным изменением в цене. спрос предложение эластичность рыночное равновесие

Таким образом, в данной главе  в целях раскрытия сущности такой  экономической категории, как предложение, были рассмотрены его понятие  и воздействующие факторы, закон  предложения, и эластичность предложения  по цене.

 

 

3. Взаимодействие спроса и предложения  на рынке. Рыночное равновесие

 

В условиях рыночной экономики  предложение и спрос взаимосвязаны, в результате их взаимодействия устанавливается  равновесная цена товара и объем  его реализации. В результате достигается  рыночное равновесие, то есть ситуация на рынке, когда предложение и  спрос совпадают (эквивалентны) при приемлемой как для потребителя, так и для производителя цене14.

При графическом отображении, как представлено на рисунке 3.1., равновесная  цена и объем фиксируются в  точке E, в которой пересекаются кривые спроса (D) и предложения (S).

 

Рис.3.1. Установление точки  равновесия спроса и предложения  и отклонения от нее

 

Равновесная цена – это  цена, уравновешивающая спрос и предложение  в результате действия конкурентных сил15. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения, и в результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Любая точка, отличная от точки  равновесия E, означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему предложением. При более высокой цене величина предложения превысит величину спроса, в результате чего появится избыток товаров по отношению к платежеспособному спросу. При цене ниже равновесной число покупателей увеличится за счет лиц, которым раньше была недоступна цена равновесия, в связи с чем возрастет величина спроса. Однако снижение рыночной цены, уменьшит число продавцов за счет тех, кому эта цена недоступна, как не покрывающая затраты на производство, таким образом, возникает дефицит16.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Основой подхода Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток  спроса при определенной цене, то в  результате конкуренции покупателей  повышение цены происходит до тех  пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения конкуренция  продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен; то есть продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше существует стимулов для роста предложения. Изменение (увеличение или уменьшение) объема предложения сокращает эту  разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Целесообразность применения данных моделей обусловлена  длительностью рассматриваемого периода: так, короткий период лучше характеризуется  моделью Л. Вальраса, а длительный – моделью А. Маршалла.

Информация о работе Теория спроса и предложения