Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 11:43, реферат
Если обратиться к английскому слову «трансакция» (transaction), то в нем можно выделить две составные части. «Транс» (trans) в данном контексте означает «между», «акция» (action) – «действие». Это означает, что ближе всего по смыслу к данному иностранному термину находится русское слово «взаимодействие». Ключевым в данном случае является отличие трансакции от более широкого понятия – «операция». Операция может совершаться субъектом без прямого контакта с кем-либо (например, рабочий на конвейере закручивает гайку).
1. Концепция трансакции. Сущность и происхождение трансакционных издержек 3
2. Виды трансакционных издержек 13
2.1. Внешние (рыночные) трансакционные издержки 13
2.2. Внутренние (управленческие) трансакционные издержки 18
2.3. Политические трансакционные издержки 19
3. Экономика в условиях «трения» 21
3.1. Оптимальный объем выпуска с учетом трансакционных затрат 21
3.2. «Трение» в переходной экономике 24
4. Управление трансакционными издержками фирмы 29
Список литературы 37
Содержание
Понятие «трансакция»
Если обратиться к английскому слову «трансакция» (transaction), то в нем можно выделить две составные части. «Транс» (trans) в данном контексте означает «между», «акция» (action) – «действие». Это означает, что ближе всего по смыслу к данному иностранному термину находится русское слово «взаимодействие». Ключевым в данном случае является отличие трансакции от более широкого понятия – «операция». Операция может совершаться субъектом без прямого контакта с кем-либо (например, рабочий на конвейере закручивает гайку). Трансакция, напротив, совершается «коллективно» (операционист банка принимает поручение клиента). Таким образом, трансакция – любая операция (действие, акт) субъекта экономики, в котором участвует хотя бы один контрагент.
В соответствии с нашим определением, трансакции могут быть как «внутрифирменные» (в роли «контрагентов» выступают коллеги – сотрудники одной и той же фирмы), так и «рыночные» (в этом случае взаимодействуют сторонние партнеры). Примеры трансакций многообразны: от издания приказа и отпуска материалов со склада до подписания контракта и отправки партии товара клиенту. Другая классификация трансакций восходит к американскому экономисту английского происхождения Дж. Коммонсу. В ней различаются:
В рыночной экономике число трансакций растет с развитием специализации и разделения труда. В связи с этим уместно вспомнить фундаментальный труд английского экономиста Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно там приводится одно из первых удачных описаний внутрифирменных трансакций применительно к булавочной мастерской. Смита интересуют не сами трансакции, а экономический эффект, который приносит специализация каждого работника на одной конкретной операции: один человек вытягивает проволоку , другой выпрямляет, третий нарезает, четвертый затачивает ее и т.д. Разделив обязанности таким образом, рабочие трудятся более производительно, чем могло бы быть, если каждый выполнял бы все операции сам от начала и до конца. Однако специализация имеет и определенную цену: она приносит существенный прирост числа трансакций (их становится ровно столько, сколько раз каждая заготовка передается рабочими друг другу). Столь бурный рост объемов взаимодействий в булавочной мастерской не привел к заметному увеличению расходов. Но ведь в реальной экономике не все трансакции так просты, как передача булавки из рук в руки!
Предметом сделки может быть объект со множеством параметров качества, которые крайне сложно выявить и адекватно оценить. Экстремальным примером может послужить межгосударственное соглашение о продаже или аренде территорий: сколько миллионов булавок может затеряться в ходе такой трансакции! Кроме того, субъекты в процессе хозяйственной деятельности обмениваются не только материальными благами. Передаче подлежат знания, технологии, а иногда и профессиональные навыки специалиста. Для таких трансакций высоки издержки информации (обе стороны должны иметь представление обо всех качествах передаваемого объекта), велик риск, связанный с возможной недобросовестностью партнера, и не исключена информационная асимметрия (стороны не одинаково полно информированы). Следовательно, проведение большинства рыночных и внутрифирменных трансакций затратно.
Трансакционные издержки
В современном мире очень немногие предпочитают существовать изолированно, подобно Робинзону Крузо. Большинство людей живет в обществе, в котором процесс взаимодействия происходит постоянно и вызывает определенные затраты ресурсов, именуемые трансакционными издержками или издержками взаимодействия. Этот феномен, открытый в 1937 году американским экономистом Рональдом Коузом, сопровождает любую экономическую активность субъектов. Он проявляется в любой трансакции подобно тому, как в работающих машинах и механизмах неизбежно возникает трение.
Сразу отметим, что данная категория – одна из самых сложных в экономической теории, и она, безусловно, шире, чем просто разновидность производственных затрат предприятия. Это целое явление экономической жизни, которое, как и трение, встречается повсеместно и определяет сущность и формы протекания многих других процессов и явлений. С трансакционными издержками сталкиваются и фирмы, и домохозяйства, и государство. В какой роли не выступал бы субъект: в качестве продавца, потребителя, налогоплательщика или чиновника, ему не избежать затрат ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений.
Итак, под трансакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают успешную реализацию данного процесса. Именно из-за этой «обеспечивающей» роли трансакционные издержки часто сравнивают с затратами энергии на преодоление трения в механических системах. Наиболее удачные определения трансакционных затрат предлагают нобелевские лауреаты, американцы Дуглас Норт и Кеннет Эрроу. Д. Норт трактует издержки трансакций как «состоящие из затрат по оценке полезных свойств объекта обмена, по разграничению прав и принуждению к их соблюдению». К. Эрроу приводит расширенный вариант трактовки: «затраты на управление экономической системой».
Во всей массе «экономического трения» самый большой и самый важный блок трансакционных издержек – издержки, сопровождающие деятельность фирмы. С точки зрения предприятия, все его затраты можно поделить на две категории: трансформационные и трансакционные. Первые подробно рассматриваются в учебниках по микроэкономике, где они именуются издержками производства. Действительно, данная категория затрат связана непосредственно с изготовлением товара и применяемой технологией производства. Но в реальности фирмы сталкиваются и с трансакционными издержками (как внутри компании, так и вне ее), которые зависят от числа трансакций и избранных форм взаимодействия (рис. 1).
Любой менеджер-практик знает, что фирма тратит немалые ресурсы и усилия для оценки значимых параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений. Поручительства, гарантии, торговые арки, затраты по сортировке и классификации, хронометраж рабочего времени, наем агентов, третейские разбирательства, посредничество и, конечно, целая система юридического процесса – все это отражает всепроникающий характер «трения» в экономической системе. Первые попытки измерения трансакционных издержек в масштабах национальной экономики, предпринятые в 1970 году, показали, что доля данных затрат в ВНП составляла 47 – 55%. В настоящий момент эта цифра, по некоторым оценкам, превышает 60%.
Рис. 1 Трансакционные и трансформационные издержки
Источники «трения»
Откуда берется экономическое «трение»? Другими словами, что делает трансакции дорогими? На этот вопрос нельзя ответить односложно. Тем не менее ключом к пониманию трансакционных издержек является затратность информации. Любая информация, которая требуется субъектам в процессе производства, обмена и потребления, достается ценой определенных усилий. В том случае, когда мы выступаем в роли потребителя, нас интересует наличие и степень проявления ценных свойств, заключенных в данном благе, а также информация о ценах на данном рынке и на рынках товаров-субститутов. Издержки поиска соответствующей информации будут измеряться, в основном, потраченным временем. Наиболее ценная информация для производителя, к примеру, включает в себя данные о вкусах потребителей, современных технологиях, поведении конкурентов. Получение этой информации связано, главным образом, с оплатой труда сотрудников фирмы, а также вознаграждением посредников, оплатой услуг маркетологов и т.д.
Другим источником «трения» является крайне высокий эгоизм субъектов. Современная экономическая теория отмечает склонность людей к «оппортунизму»: наши эгоистические мотивы иногда граничат с коварством. Это проявляется в сокрытии информации, ее преднамеренном искажении, обмане, мошенничестве и т.д. Причем разгадать истинные намерения наших партнеров довольно сложно. Мир устроен так, что информация распределена неравномерно (имеет место «информационная асимметрия»), и мы не можем с легкостью получить все те данные, которыми пользуется наш контрагент. Кроме того, наши аналитические возможности не безграничны. Субъект экономики «ограниченно рационален»: он не может мгновенно проанализировать все данные и принять оптимальное решение в своих интересах. Даже если исчерпывающая информация для нас кем-то специально подобрана и в нужный момент предоставлена, ее необходимо «переварить» (Неоклассическая теория данные проблемы не затрагивает в принципе. В ней не предполагается, что кто-то может уклоняться от выполнения обязательств либо заниматься мошенничеством. В реальной жизни, напротив, это одна из основных проблем). Неудивительно поэтому, что взаимодействие субъектов экономики в реальных условиях не проходит столь гладко и без издержек. И теория, и сама экономическая практика говорят о том, что часть своих ресурсов и времени субъектам приходится тратить на поиск нужной информации и ее анализ, переговоры и убеждение партнера, разъяснение своей позиции и достижение компромисса, безопасность и улаживание конфликтов.
Существование трансакционных затрат предопределяется, таким образом, группой субъективных факторов. Объективные факторы многократно усиливают данный эффект за счет:
Наличие «трения» определяется не каждым фактором в отдельности, а присутствием всего комплекса условий. К примеру, возможный оппортунизм партнеров не имел бы никакого значения для абсолютно рационального субъекта в условиях симметричной информации. В этой ситуации все возможные «ходы» мгновенно просчитываются, и будет просто бессмысленно пытаться вводить друг друга в заблуждение. С другой стороны, субъекты, которым вообще не свойственно обманывать, могли бы относительно легко взаимодействовать даже в условиях информационной асимметрии и высокой неопределенности: им достаточно обещать друг другу совершить определенные действия в случае изменения условий. Одним словом, трансакционные затраты – это явление, присущее только реальному экономическому «миру».
Классификация трансакционных затрат
В отличие от трансформационных, трансакционные издержки сопровождают и производство, и потребление. Товары и услуги, как подчеркивает Д. Норт, имеют множество свойств, степень проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами (в основном, свободного времени). В результате субъекты вынуждены затрачивать определенные усилия не только в процессе производительной деятельности, но и в процессе потребления. Поэтому правомерным будет деление трансакционных затрат на потребительские и «производственные», которые непосредственно несет на себе фирма.
Трансакционные издержки фирмы, как и трансформационные, бывают постоянными и переменными. К переменным относят затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д. Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят, в первую очередь, из затрат на создание и поддержание структур управления сделками. В их число входят издержки по организации новых отделов внутри компании, регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса. На макроуровне примером постоянных трансакционных затрат может послужить создание рынка нового товара (услуги) либо (в еще более глобальном аспекте) переход экономики на рыночные рельсы. Иногда также говорят о существовании «трансакционного капитала». Он состоит из основного (инвестиционный трансакционный капитал) и оборотного. Первый необходим для создания свободных рынков, фирм, политических структур. Последний – для финансирования каждодневных затрат, возникающих в процессе работы рынков и политической системы.
Относительно момента заключения контракта различают затраты, «предшествующие сделке» и «возникающие в ходе сделки». Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые, связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, во-вторых, – расходы на судебные тяжбы, частное улаживание споров, в третьих, – все прочие, связанные с точным выполнением контрактных обязательств. Главное отличие между ними заключается в том, что издержки планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, а часто возникают непредвиденно. Это потери сторон, которые ставят бизнес под угрозу срыва.
Определенная часть трансакционных издержек принимает форму «специфических активов». Эти активы отличаются тем, что необходимы именно в данной трансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Отличаясь более высокой производительностью, по сравнению с «активами общего назначения», они в то же время характеризуются повышенным риском (при ликвидации фирмы их невозможно продать по «реальной» стоимости). В этом случае говорят о возникновении «безвозвратных затрат». Их рыночная оценка будет гораздо меньше изначальных инвестиций либо вообще равна нулю.