Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:27, курсовая работа
Целью данной работы является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.
Введение…………………………………………………………………….3
2 . Структура отрасли………………………………………………………….5
2.1. Сырьевые ресурсы отрасли……………....................................................5
2.2. Размещение отрасли……………………………………………………....6
2.3. Структура отрасли………………………………………………………...6
2.4. Общее машиностроение России………………………………………....8
3. Территориальная организация машиностроения………………………...18
4. Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране…20
5. Заключение………………………………………………………………….29
6. Библиографический список………………………………………………..31
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Территориальная организация населения»
на тему: Территориальная организация машиностроения в России.
Киров
2011
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2 . Структура отрасли…………………………………
2.1. Сырьевые ресурсы
отрасли……………..................
2.2. Размещение
отрасли……………………………………………………...
2.3. Структура отрасли…………………………………
2.4. Общее машиностроение России………………………………………....8
3. Территориальная
организация машиностроения…………
4. Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране…20
5. Заключение……………………………………………………
6. Библиографический список………………………………………………..31
Введение.
Машиностроение
– наиболее крупная
К перечисленным
подразделениям машиностроения
следует добавить и «малую»
металлургию – производство
В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
Кроме
отраслевой классификации,
По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.
В машиностроении
имеется хронологическая
Значение
машиностроительного комплекса
Целью данной работы является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.
2. Структура отрасли.
2.1 Сырьевые ресурсы отрасли.
Основным конструкционным
материалом в машиностроении
является черный металл и,
Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.
Непосредственно
к машиностроению относятся следующие
проблемы: уменьшения потребления
металла за счет повышения
его качества и снижения веса
изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его
2.2 Размещение отрасли.
Размещение машиностроения
в целом определяется
2.3Структура отрасли
Высшие этажи
машиностроения (тонкое, точное, прецизионное
машиностроение). Эта группа новейших
отраслей включает электронную
и радиопромышленность,
Автостроение
является типичным
Автомобильная
промышленность включает
Тяжелое
машиностроение включает производство
оборудования для
Сельскохозяйственное
машиностроение включает предприятия
по производству сельскохозяйственных
машин для механизации всех
видов сельскохозяйственного
Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.
2.4. Общее машиностроение России
Диаграмма №1
Машиностроительный
комплекс составляют
ниже уровня 1990 г. В составе комплекса на машиностроение приходится определенный объем выпускаемой продукции.
Объем производства
продукции машиностроения
В структуре
машиностроения насчитывается
Приложение №1
Производство важнейших
видов продукции
Станки металлорежущие, тыс. шт. 118,0 97,9 74,2 17,6
Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт. 43,1 37,1 27,3 2,1
Автоматические и полуавтоматические линии
для машиностроения и металлообработки,
комплектов 567,0 754,0 556,0
Турбины, млн. кВт 13,2 15,0 12,5 '5,1
Тракторы, тыс. шт. 249,0 261,0 214,0 21,2
Комбайны зерноуборочные, тыс. шт. 117,0 112,0 65,7 6.3
Экскаваторы, тыс. шт. 26,5 26,9 23,1 5,2
Бульдозеры, тыс. шт. 12,2 13,8 14,1 2,4
Грузовые автомобили, тыс. шт. - 732,0 712,0 115,0
Легковые автомобили, тыс. шт. - 1165 1103 835,0
Автобусы, тыс. шт. - 59,9 51,9 40,8
Радикальные рыночные реформы и конверсия ВПК 1992 — 1996 гг. привели машиностроительный комплекс к кризису. Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов.
Возник дисбаланс
между производственным
Структурная перестройка
в машиностроительном
Информация о работе Территориальная организация машиностроения в России