Территориальная организация машиностроения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является показать не только отраслевую структуру машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
2 . Структура отрасли………………………………………………………….5
2.1. Сырьевые ресурсы отрасли……………....................................................5
2.2. Размещение отрасли……………………………………………………....6
2.3. Структура отрасли………………………………………………………...6
2.4. Общее машиностроение России………………………………………....8
3. Территориальная организация машиностроения………………………...18
4. Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране…20
5. Заключение………………………………………………………………….29
6. Библиографический список………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Вятский государственный  гуманитарный университет»

 

Факультет управления

 

Кафедра государственного и  муниципального управления

 

и менеджмента 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Территориальная организация населения»

 

на тему: Территориальная  организация машиностроения в России.

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнил: Яковлев Артём Эдуардович

 

                                            группа У-32 специальность ГМУ 

 

 

                                                      Руководитель: ассистент кафедры  ГМУ    

 

                                                              и менеджмента Балезина И.Л. 

 

 

 

                                                              Регистрационный номер:________________

 

                                                             Дата сдачи на проверку:_________________

 

                                                             Оценка после защиты:__________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

 

2011

 

 

 

    Содержание 

 

    1.  Введение…………………………………………………………………….3

 

    2 . Структура отрасли………………………………………………………….5

 

    2.1. Сырьевые ресурсы  отрасли……………....................................................5

 

    2.2. Размещение  отрасли……………………………………………………....6

 

    2.3. Структура отрасли………………………………………………………...6

 

    2.4. Общее машиностроение  России………………………………………....8

 

    3. Территориальная  организация машиностроения………………………...18

 

    4. Проблемы и  перспективы развития  машиностроения  в нашей стране…20

 

    5. Заключение………………………………………………………………….29

 

    6. Библиографический  список………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

       Машиностроение  – наиболее крупная комплексная  отрасль, определяющая уровень  научно-технического прогресса во  всем народном хозяйстве, поскольку  обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население  – предметами потребления. Включает  также металлообработку, ремонт  машин и оборудования. Для нее  особенно характерно углубление  специализации производства и  расширение ее масштабов.

 

       К перечисленным  подразделениям  машиностроения  следует добавить  и «малую»  металлургию – производство стали  и проката, как в литейных  цехах машиностроительных предприятий,  так и на отдельных специализированных  предприятиях по производству  литья, поковок, штамповок, и  сварных конструкций для машиностроения.

 

       В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).

 

       Кроме  отраслевой классификации, машиностроение  можно расчленить по стадиям  технологического процесса на  заготовку, механическую обработку  и сборку.

 

     

 

      По металлоемкости, а также по  трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.

 

       В машиностроении  имеется хронологическая классификация.  Выделяются новейшие отрасли,  возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

 

       Значение  машиностроительного комплекса   трудно переоценить. Важнейшая  его задача – реализация достижений  научно-технического прогресса,  обеспечение комплексной механизации  и автоматизации производства, снабжение  народнохозяйственных отраслей  новой техникой, удовлетворение  населения современными потребительскими  товарами.

 

    Целью данной работы является показать не только отраслевую структуру машиностроительного  комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но и охарактеризовать современное состояния комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации. В частности затронуты проблемы инвестирования, экспортно-импортной политики, использования научно-технического потенциала, социальные проблемы.

   

2. Структура отрасли.

   

2.1 Сырьевые ресурсы отрасли.

 

 

    Основным  конструкционным  материалом в машиностроении  является черный металл и, следовательно,  главный сырьевой поставщик –  черная металлургия. В то же  время, в современном машиностроении  черные металлы все в большей  степени заменяются цветными, прежде  всего – легкими (алюминий), а  также – композитами и пластмассой.

 

       Однако  в машиностроение, которое  является  наиболее сложной отраслью, определяющей  уровень развития  НТП, все  не так однозначно, как в других  отраслях промышленности. Здесь  основную роль играют  трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.

 

       Непосредственно  к машиностроению  относятся следующие  проблемы: уменьшения  потребления  металла за счет повышения  его качества и снижения веса  изделий, сокращения отходов и  потерь металла при его обработке  – за счет производства большей  доли проката. 

 

 

 

   

2.2 Размещение отрасли.

 

 

    Размещение  машиностроения  в целом определяется социально-экономическими  факторами и прежде всего –  наличием достаточно большого  количества квалифицированных трудовых  ресурсов, а также – потребителей  готовой продукции. Характерной  чертой машиностроения, влияющей  на размещение, является высокое  развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию  массового производства, содействует  более рациональному использованию  оборудования, повышению производительности  труда. Одной из наиболее характерных,  в плане широкого развития  специализации и кооперирования  предприятий, в машиностроении  является автопромышленность.

 

    2.3Структура   отрасли 

 

    Высшие этажи  машиностроения (тонкое, точное, прецизионное  машиностроение). Эта группа новейших  отраслей включает электронную  и радиопромышленность, производство  точных машин, станков, приборов  и инструмента, робототехнику,  ракетно-космическую технику и  выделяется наименьшей металлоемкостью  и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.

 

       Автостроение  является типичным представителем  среднего машиностроения, производящего  сложные машины и оборудование  средних габаритов для отраслей  народного хозяйства, специализированного  по стадиям технологического  процесса, с развитым кооперированием  и ориентацией основного производства  на районы концентрации квалифицированных  трудовых ресурсов, выделяющиеся  высокой технической культурой.

 

       

 

    Автомобильная  промышленность включает предприятия   по производству автомобилей  всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также  автомобильных, мотоциклетных, велосипедных  и лодочных двигателей и запасных  частей.

 

       Тяжелое  машиностроение включает  производство  оборудования для  металлургических  предприятий, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного  оборудования, тяжелых станков и   кузнечно-прессовых машин, а также  других металлоемких и крупногабаритных  изделий.

 

       Сельскохозяйственное  машиностроение  включает предприятия  по производству  сельскохозяйственных  машин для  механизации всех  видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур,  сбор урожая), в том числе в  животноводстве.

 

       Тракторное  машиностроение включает  предприятия  по производству  тракторов, тракторных  и комбайновых  двигателей, специализированные  предприятия по производству  агрегатов, узлов, деталей и  запасных частей к тракторам. 

 

 

 

 

 

 

    2.4. Общее машиностроение  России 

 

    Диаграмма №1

 

    Машиностроительный  комплекс составляют машиностроение  и  металлообработка, объединяющие  несколько  десятков отраслей  и подотраслей. На долгу машиностроительного комплекса в 1995 приходилось(см. диаграмму №1): 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-производственного персонала и 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в 1995 г. составил около 21%, что в 2 раза

ниже уровня 1990 г. В составе  комплекса на машиностроение приходится   определенный объем выпускаемой  продукции.

 

    Объем производства  продукции машиностроения зависит  как от потребностей в ней,  так и от наличия необходимых  производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов.

 

    В структуре  машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9 отраслей и  более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и др.

 

Приложение  №1

 

Производство  важнейших  видов продукции машиностроительного  комплекса Российской Федерации   1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г.

Станки  металлорежущие, тыс. шт. 118,0 97,9 74,2 17,6

Кузнечно-прессовые  машины, тыс. шт. 43,1 37,1 27,3 2,1

Автоматические  и полуавтоматические линии       

для машиностроения и металлообработки, комплектов 567,0 754,0 556,0 54,0

Турбины, млн. кВт 13,2 15,0 12,5 '5,1

Тракторы, тыс. шт. 249,0 261,0 214,0 21,2

Комбайны  зерноуборочные, тыс. шт. 117,0 112,0 65,7 6.3

Экскаваторы, тыс. шт. 26,5 26,9 23,1 5,2

Бульдозеры, тыс. шт. 12,2 13,8 14,1 2,4

Грузовые  автомобили, тыс. шт. - 732,0 712,0 115,0

Легковые  автомобили, тыс. шт. - 1165 1103 835,0

Автобусы, тыс. шт. - 59,9 51,9 40,8

 

 

 

 

    Радикальные рыночные  реформы и конверсия  ВПК  1992 — 1996 гг. привели машиностроительный  комплекс к кризису. Резко изменившийся в первой половине 90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, неконкурентоспособности изделий, старения основных фондов.

 

    Возник  дисбаланс  между производственным потенциалом  и фактическим уровнем  производства. Предприятия прекращают производить  сложные изделия, требующие глубокой  кооперации, и переходят к выпуску  непрофильной, но имеющей спрос  дешевой и простой продукции.  Резко сократился удельный вес  машиностроительной продукции в  общем объеме российского экспорта, составив в 1995 г 3,7%. Кризисные  процессы в отрасли усугубились  в связи с высоким уровнем  концентрации и монополизации  производства. Среди предприятий  каждое выпускает более 75% определенного  вида продукции и является  монопольным производителем.

 

    Структурная перестройка  в машиностроительном комплексе  происходит медленно из-за слабой  адаптации к работе в новых   экономических условиях и отсутствия  у предприятий оборотных средств.

Информация о работе Территориальная организация машиностроения в России