Территориальное разделение труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:14, контрольная работа

Краткое описание

Объективной основой организации экономики по территории служит общественное разделение труда, которое способствует удовлетворению материальных потребностей общества и ведет к повышению производительности общественного труда. Территориальное, как и отраслевое разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей продукцию. В первом случае составными звеньями такой системы служат отраслевые единицы, во втором - территориальные. Материальными элементами разделения труда между районами и странами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустриальные центры, узлы и районы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, транспортная сеть, территориально производственные комплексы, экономические районы и зоны.

Вложенные файлы: 1 файл

3 лекция.docx

— 21.74 Кб (Скачать файл)

§3. Территориальное разделение труда

Объективной основой организации экономики по территории служит общественное разделение труда, которое способствует удовлетворению материальных потребностей общества и ведет к повышению производительности общественного труда. Территориальное, как и отраслевое разделение труда характеризуется экономической системой, производящей и обменивающей продукцию. В первом случае составными звеньями такой системы служат отраслевые единицы, во втором - территориальные. Материальными элементами разделения труда между районами и странами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустриальные центры, узлы и районы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, транспортная сеть, территориально производственные комплексы, экономические районы и зоны.

Общественное территориальное разделение труда, закрепляющее определенные производства за определенными странами и районами, проявляется как в размещении отдельных отраслей хозяйства, формировании их производственных и сбытовых зон, так и специализации стран, экономических районов и других территориальных единиц, особом сочетании их отраслей, а также в межгосударственных, межрайонных и внутрирайонных хозяйственных связях. Тем самым разделение труда выступает в двух неразрывно связанных между собой формах - размещенческо-отраслевой и районно-комплексной.

Межрайонное и межгосударственное разделение общественного труда, отражаемое в производственной специализации районов и стран, их хозяйственных отношениях, не является простым результатом взаимодействия общества и природы. В действительности оно находится в непосредственной связи с разделением труда вообще, имеет исторически определенный характер. Территориальное разделение труда является формой развития общественного производства в целом, а поэтому, как способ производства, должно рассматриваться в единстве двух его сторон - производительных сил и производственных отношений.

Естественной основой территориального разделения труда являются пространственный фактор и различия в природных условиях. Особое значение разделение труда имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом.

Территориальное разделение труда сопровождается возникновением целостных, взаимосвязанных территориально-производственных общностей и имеет в своей основе ряд объективных закономерностей.

1. Процесс постоянного  усложнения общественного разделения  труда приводит к тому, что  отраслям и производствам, по  которым специализируется определенная  территория, прибавляются отрасли, непосредственно связанные с  ними (вспомогательные производства) и их размещение в территориальной  отдаленности нецелесообразно. Кроме  того, ряд вспомогательных производств  отпочковывается от существующих  на данной территории отраслей  специализации.

2. Имеется определенная  тенденция выравнивания структур  потребления, особенно личного потребления, по различным территориальным  ячейкам. Это приводит к тому, что в целях обеспечения потребностей  населения возникают производства, которые также нецелесообразно  разделять территориально.

3. С социальной точки  зрения наблюдается устойчивая  закономерность в том, что основная  производительная сила - люди - стремятся  жить не изолированно, а в форме  определенных мощностей, причем  наблюдается также устойчивая  тенденция к концентрации населения.

4. Объективные процессы  концентрации и диверсификации  производства проявляются, в частности, в том, что постоянно усиливается  территориальная концентрация и  комплексность производства в  рамках территориальных ячеек {10>>>}.

В России формирование крупных экономических территориальных образований началось еще в середине XIX века. Именно в этот период были заложены те начала неравномерности развития, которые сохранились и по сегодняшний день. Наиболее резко неравномерность проявилась в развитии промышленности, подавляющая часть которой была сосредоточена в Центре, Петербурге и на Урале. Для остального огромного пространства страны стали характерны небольшие промышленные центры, чаще всего с предприятиями пищевой промышленности.

Перед началом Первой мировой войны Центр сконцентрировал 80% продукции текстильной и 40% продукции металлообрабатывающей промышленности, а Урал - 19% выплавки чугуна.

Промышленность России размещалась в центрах трех типов: города, фабричные села и кустарные села. Среди городов по числу занятых резко выделялись Петербург и Москва. Менее значительными, но все же крупными центрами были Ростов-на-Дону, Царицын, Казань. Фабричные села с текстильными предприятиями были наиболее характерны для Центра; кустарные села также для Центра и других районов, где размещались предприятия горной, деревообрабатывающей, металлургической и пищевой промышленности.

Свои особенности развития имело и сельское хозяйство Российской Империи. На основе углубления территориального разделения труда возникли районы зернового хозяйства (юг и восток России); льноводство развивалось в Нечерноземье, где оно отчасти сочеталось с молочным скотоводством; картофельно-крахмальное производство - в Центре и северной зоне Черноземья; промышленное огородничество развивалось в Ярославской губернии, а бахчеводство - в Астраханской.

Транспортная освоенность царской России была весьма низкой, и густота транспортной сети отличалась крайней неравномерность - 85% протяженности сети дорог приходилось на европейскую часть страны. Россия опоздала в сравнении с тогдашними мировыми экономическими лидерами и в отношении развития железнодорожного транспорта. В конце XIX века страна имела сеть железных дорог протяженность 43 тыс. км (США - 275 тыс. км, Германия - 43 тыс. км, Великобритания - 32 тыс. км), но бурные темпы дорожного строительства позволили ей выйти накануне Первой мировой войны на второе место после США.

В объеме перевозки грузов резко преобладали промышленные товары (65%), среди которых значительно выделялись каменный уголь, лесные строительные материалы, дрова и керосин (почти 9/10 всех промышленных грузов). Сельскохозяйственные грузы представляли собой в основном зерно и муку (3/5 всех сельскохозяйственных грузов).

Определенной степени развития достиг речной транспорт России. Самые протяженные судоходные участки приходились на реки бассейна Северного Ледовитого океана (20 тыс. км), Каспийского моря (11 тыс. км), Тихого океана и Балтийского моря (по 4 тыс. км каждый). Участие российских морских судов в заграничном плавании было весьма незначительным (несмотря на многовековое стремление стать морской державой). На Россию приходилось только 8% мирового числа судов и 11% их тоннажа.

Основные положения РЭ сводятся к следующему:

* экономическое районирование  объединяет два процесса - формирование  и развитие экономических районов и выявление этих районов;

* хозяйственный комплекс  представляет собой материальную  основу экономического района, и  именно этот комплекс существует  объективно;

* экономическое районирование  предполагает схемы разделения  страны на экономические районы  в зависимости от поставленных  целей, круга рассматриваемых отраслей  и продолжительности периодов, для  которых разрабатывается данная  схема районов;

* различаются отраслевые  и общие (интегральные) экономические  районы.

Отраслевые районы охватывают лишь отдельную отрасль народного хозяйства и учитываются при размещении соответствующей отрасли, группы отраслей. Общие же, или интегральные, экономические районы охватывают все хозяйство отдельных территорий. Поэтому именно интегральное экономическое районирование представляет наибольший интерес для территориального прогнозирования.

Экономические районы в процессе развития неуклонно видоизменяют свою отраслевую и территориальную структуру. С одной стороны, возрастают или сокращаются темпы роста производства отдельных видов продукции, с другой стороны, под влиянием роста производительных сил и совершенствования общественного разделения труда возникают новые отрасли. Наконец, под влиянием научно-технического прогресса в ряде случаев становится экономически целесообразной разработка природных богатств, которые раньше не использовались.

Отраслевая структура хозяйства экономического района отражает его участие в общероссийском территориальном разделении труда. Параллельно с этим под влиянием внутрирайонного разделения труда идут процесс специализации отдельных частей этого района и формирование в районе таксономических единиц низшего ранга. Под влиянием внутрирайонного разделения труда меняется территориальная структура районного хозяйственного комплекса.

Первым практическим воплощением теории экономического районирования явился план ГОЭЛРО. В нем экономическое районирование непосредственно связывалось с задачами хозяйственного строительства.

В основу районирования по плану ГОЭЛРО были положены три принципа.

  1. экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть народного хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств.
  2. национальный, учитывающий исторические особенности труда, быта и культуры народов, проживающих на определенной территории.
  3. административный, определяющий единство экономического районирования с территориально-административным устройством, то есть предполагалось экономические районы наделить широкими правами, включая и оперативные функции управления, с оставлением за Центром в лице наркоматов общего правового регулирования и технического руководства. На практике, однако, такой подход не был реализован.

В 1928 г. был принят первый пятилетний план развития экономики страны.

В последующие годы (1933-1953) происходило усиление централизации в проведении региональной политики. В это время районирование подверглось сильным изменениям, прежде всего в связи с национально-политическими факторами, образованием новых союзных и автономных республик. Позднее к этому добавились административно-управленческие факторы, вызванные сложностью руководства сельским хозяйством в период коллективизации и становления колхозного строя.

При разработке второго и, особенно, третьего пятилетнего плана в территориальном разрезе первоочередное внимание было уделено союзным республикам, что соответствовало Конституции СССР, принятой в 1936 г. Как показал опыт, для решения территориальных проблем необходимо иметь дело со значительно более крупными территориальными единицами, чем административные области.

Во время Отечественной войны резко повысилась роль восточных районов (создание мощной военно-промышленной базы). По мере освобождения районов, оккупированных гитлеровцами, составлялись планы восстановления их хозяйства.

В годы войны стало применяться (в Госплане СССР) деление страны на 13 экономических районов ("очагов"), применявшееся до 1960 г.

С конца 1953 г. начался новый период в развитии советской экономики - стали осуществляться мероприятия по децентрализации управления. В ведение союзных республик было передано из союзного подчинения большое количество промышленных предприятий, речной флот, многие организации культуры, здравоохранения, торговли, связи и т.д.

Вместе с тем большинство экономических административных районов в действительности были лишь административно-территориальными образованиями, тогда как в экономическом отношении они не сложились в районы, имели недостаточный промышленный потенциал. Многие совнархозы пытались создать "всесторонне развитое хозяйство", экономически нецелесообразные предприятия и производства. Изолированно стала развиваться промышленность и в районах, издавна тесно связанных между собой.

Попыткой преодолеть указанные недостатки было проведенное в конце 1962 г. укрупнение совнархозов: вместо 105, организованных в 1957 г., их стало 47; строительные организации были выделены из состава совнархозов и переданы в подчинение министерствам строительства союзных республик, однако это не решило существующих проблем.

В 1960 г. - начале 1961 г. Госэкономсовет СССР подготовил предложения по новому экономическому районированию страны. В 1961 г. их новая сетка (17 единиц) была официально утверждена директивными органами, западный район переименован в Прибалтийский, включая Калининградскую область. На территории РСФСР было выделено 10 экономических районов: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Украина была подразделена на три района - Донецко-Приднепровский, Юго-Западный, Южный. Относительно небольшие союзные республики, имеющие тесные связи и в большинстве случаев общую специализацию хозяйства, были объединены в следующие районы: Среднеазиатский, Закавказский и Прибалтийский. Две союзные республики - Казахстан и Белоруссия - стали выступать в качестве отдельных экономических районов. Вне данной сетки осталась Молдавия.

Переход к территориальному принципу управления расширил возможность межотраслевой специализации и кооперирования в пределах экономических районов и вместе с тем сдерживал развитие отраслевой специализации и рациональных связей в масштабах всей страны, отдалил науку от производства, привел к раздробленности и многоступенчатости в работе. Поэтому в 1964-1965 гг. было признано необходимым перестроить управление промышленности по отраслевому принципу и образовать общесоюзные и союзно-республиканские министерства по отраслям промышленности. Причем союзные республики и местные Советы народных депутатов должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории. В целом можно утверждать, что в 1966Ц1990 гг. региональный аспект управления экономикой страны свелся к усилению роли в решении возникающих здесь проблем, прежде всего союзных республик, а в РСФСР - АССР, краев и областей, значимость экономических районов была сведена к "нулю".

Информация о работе Территориальное разделение труда