Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1: Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков……………………………………4
Раздел 2: Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межвидовая, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная…………………………………………11
Раздел 3: Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия……………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать Курсовую.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

экономический (промышленный шпионаж);

  • подделка продукции конкурентов;
  • подкуп и шантаж;
  • обман потребителей;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • валютные махинации;
  • сокрытие дефектов и т.д.

 

 Совершенная конкуренция  помогает распределить ограниченные  ресурсы таким образом, чтобы  достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р. = МС. А   так как MR = МС, a AR = Р. то P = AR = MR. Фирма максимизирует прибыль в, т. Е кривых предельной выручки MR и предельных издержек МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная произвол ставенная эффективность (рисунок 1)

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

 

Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного так и неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Согласно этому критерию, экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

Совершенная конкуренция  заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать по этой цене любое количество товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или MR (см. рис. 1). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были, ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объём производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 «Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия.»

          Конкуренция всегда связана с монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.

           Монополия представляет концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли. Монополии сосредотачивают в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет им господствовать на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой получения монопольной прибыли.[15]

        Монополия, таким образом, предполагает существование единого производителя, положение которого на рынке дает ему право распоряжаться всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и распространять свое влияние на все сферы общественной жизни.

          Занимая промежуточное положение между крайними типами рынков, монополистическая конкуренция имеет черты, как совершенной конкуренции, так и монополии и наиболее близка к совершенной конкуренции. Она широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности и т.д.

Характеристика  рынка монополистической конкуренции

        Название и модель данного типа конкуренции возникла после выхода в 1927 году одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа, пришел к выводу, что все типы рынков, находящихся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия—писал он в 1957 г.,--такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».

Варианты изменения конкуренции  между фирмами следующие:

  1. конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;
  2. конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;
  3. конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;
  4. конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения продаж;
  5. конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления с одной марки на другие невелики;
  6. конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм неудовлетворенны своей долей рынка;
  7. конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;
  8. конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики, высоки барьеры;
  9. ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

 

Считается, что отрасль  работает, а условиях монополистической  конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, каждая из которых  производит изделия, относящиеся к  близким, но не совершенным заменителям  продукции других конкурентов. В  подобной ситуации прекрасная эластичность спроса по цене будет велика, но не бесконечна. Фирмы получают ограниченную монопольную власть за счет дифференциации продукции (выпуска товара с разным набором потребительских свойств) и могут в определенных пределах контролировать цену. Поэтому рынок монополистической конкуренции получил название монополии по дифференциации товара.

 

Основные черты, характеризующие монополистическую  конкуренцию.

Дифференциация продукции. В основе дифференциации продукции  лежат различия во вкусах и желаниях потребителей. Дифференциация означает, что фирмы не производят одинаковые товары. Даже если изделия относятся к одному виду, продукт  каждой фирмы обладает исключительными характеристиками (особенностями), привлекающими определенный потребителей.

При монополистической конкуренции  каждая фирма ищет « своего» покупателя и предлагает особый тип или вариант  товара, который отличается по качеству, внешнему виду, репутации, условиям продажи (доступность и удобство размещения предприятий) гарантиям послепродажного  обслуживания. Фирмы могут убеждать покупателей в уникальности и  особом качестве  своего товара посредством  использования рекламы и иных форм стимулирования сбыта (торговых марок, привлекательной упаковки и т.д.) Потребители, отдавая предпочтение продукции отдельных производителей, в определенных пределах готовы платить  за нее более высокую цену. Однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель может  легко найти на рынке более  дешевую продукцию конкурентов  и переключить свой спрос на нее.

      Таким образом, представляя дифференцированный товар, фирма приобретает монопольную власть, величина которой зависит от степени дифференциации продукта (отличия ее товара от аналогичных товаров других фирм) и от числа конкурентов.

      Большое количество производителей. При наличии большого числа конкурентов в отросли каждая фирма владеет относительно небольшой долей рынка и имеет весьма ограниченный контроль над рыночной ценой. На рынках монополистической конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы, как правило, приходится до 25% общих поставок, а на восемь крупнейших - до 50%. В таких условиях практически невозможны согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного завышения цен (тайный сговор), отсутствует взаимозависимость между фирмами и стратегическое планирование (планирование стратегии с учетом возможной реакции конкурентов на любые действия формы в области цен, объема продаж, реклама и т.д.) например ели отдельный производитель для увеличения объема продаж снижает цену на с вой товар, то прирост в объеме его продаж происходит за счет многих продавцов и не вызывает значительной потери их доли на рынке и возможности получать прибыль. Поэтому у конкурентов нет причин реагировать на изменение цены одной из фирмы. Каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию конкурентов.

      Свобода входа и выхода. На рынках монополистической конкуренции работают небольшие по размеру фирмы, что обусловлено особенностями технологии. Для вступления в отрасль не нужны значительные первоначальные капиталовложения и эффект маштаба не требует развития крупного производства. Новым фирмам несложно войти на рынок со своими фирменными марками, а существующим выйти, если товары перестали пользоваться спросом. По сравнению с рынком совершенной конкуренции могут быть некоторые финансовые барьеры, связанные с необходимостью получения дифференцированного продукта и его рекламой.

        Неценовая конкуренция. Для того чтобы реализовать преимущества монополии по дифференцированному продукту, необходимо убедить покупателей  в достоинствах своего товара. Поэтому для рынка дифференцированного продукта характерно активное использование рекламы и других форм стимулирования сбыта (торговые марки, гарантийное обслуживание и т. д)

        Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками. [3 ст. 121-145]

В заключение следует  отметить, что идеальная ситуация совершенной  конкуренции никогда в реальности не существовала, это лишь модель рынка. Кроме того, все функции спроса, предложения, издержек и доходов  лишь в теории выглядит четкими, однозначно определенными кривыми, в реальности они определены достаточно размытыми  множествами точек. Единых для всех субъектов рынка цен и издержек не существует, всегда наблюдаются  определенные колебания, разброс показателей. Наконец, важнейшей проблемой теории является наличие несовершенной  рыночной информации. Каждый субъект  на рынке, будь то производитель или  потребитель, не полностью осведомлен о состоянии рынка, не всегда имеет  полную информацию о наборе цен, возможных  технологиях производства и т.д. Достижение идеального равновесия в  долгосрочном периоде затруднено возможностями  прогнозирования будущего со стороны  отдельных субъектов. Поиск информации сам по себе связан с издержками. Все это следует учитывать  при анализе рыночных процессов.

Естественные монополии  имеют возможность определять характер хозяйственных взаимоотношений, навязывать «правила игры» своим экономически и юридически более слабым контрагентам. Получение значительных управленческих и коммерческих свобод этих организаций  в процессе происходящих реформ при  минимальном соответствии условиям «совершенного рынка» требует создания действенной системы государственного участия и (или) контроля, разработки ер защиты интересов потребителей, а также организации справедливой конкуренции в той степени, в которой она возможна в существующих экономических условиях.

Отрасли, относящиеся к  естественным монополиям, отличает то, что конкурентные механизмы в  них не действуют или практически  не развиты. Баланс интересов производителей и потребителей не может быть установлен «невидимой рукой рынка» в процессе конкуренции различных производителей за право удовлетворять спрос  потребителей. Поэтому и требуется  вмешательство государства. Важнейшими условиями поддержания такого баланса  являются доступность товаров для  потребителей по приемлемым ценам, а  для субъектов естественных монополий—эффективное  их функционирование и развитие.

Значение деятельности субъектов  естественных монополий и важность их государственного регулирования  обусловлены их ключевым местом в  экономике страны и ролью в  обеспечении благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

1.Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике