Типы рыночных структур. Конкурентный неконкурентный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур,
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
. Определить место и роль предприятия в условиях совершенной
конкуренции.
. Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой
монополии.
. Определить понятие ценовой дискриминации.
. Осветить особенности монополистической конкуренции.
. Дать общую оценку олигополистических структур

Содержание

Введение……………………...………………………………………3
1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности рынка
чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном
периодах..................................................….........................................4
2. Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии. Виды чистой монополии...............................................6
3 Ценовая дискриминация...............................…..............................10
4. Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической конкуренции.............................................…........................................11
5. Олигополия. Особенности олигополий. Несовершенства рыночного
поведения. Общая оценка олигополистических структур.............16
Заключение…………………………………………………………....26
Список используемой литературы…………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Ивановой РОСПЕЧАТАТЬ!!!!!!!!.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

данного  товара. Следовательно,  законы  спроса   и   предложения  действуют одинаково и их проявление однозначно,  что для отдельного предприятия, что для отрасли и в целом.

 Поэтому, что свойственно поведению предприятия, то характерно  и   для

отрасли. В этом смысле чистая  монополия  занимает  противоположную  позицию чистой конкуренции.  Как  мы  уже  знаем,   в  условиях  чистой  конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения  не  совпадает  с оценкой положения на отраслевом  рынке. Предмет  монополии  уникален  в  том смысле,    что   не   существует   адекватных  или близких   заменителей монополизированного   продукта.  Перед  покупателем   не   стоит    проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт  у  монополиста,  либо  обходиться без него.

      Отсутствие заменителей  монополизированного   продукта,   имеет  важное значение с точки зрения  рекламы. В  зависимости  от  типа  предполагаемого продукта  или  услуги  монополист  может  варьировать  уровень  расходов  на рекламу или  не  заниматься  ей  вообще. В  частности,  реклама  предметов роскоши направлена на привлечение  покупателей,  тогда как товары  первой необходимости в рекламе не  нуждаются,  так  как  их  потребители  постоянно сталкиваются с необходимостью  их  приобретения  .  В  отличие  от   фирм, действующих   в условиях  чистой   конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.

      При нисходящей  кривой спроса  на свой продукт как на  продукт   отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены  на  него  путем  манипуляции количеством  его  предложения.  Появление  и   длительное   функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда  экономических, технических,   юридических  и  других барьеров, препятствующих вступлению других  товаропроизводителей  в   отрасль. Эти   барьеры   бывают   очень серьезными, либо незначительными.

      В то же время необходимо  заметить,  что как теория, так  и  накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод о  том,  что  в долговременном  периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления  в  отрасль  не  существует.

Исходя из  принципа  различной  степени  ограниченности  доступа  на  рынок, монополии  могут  быть  классифицированы  как  закрытые,   производственные, природные, естественные и открытые.  В  силу  различных  обстоятельств  одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.

      Закрытая  монополия.  Закрытая  монополия   возникает   в   результате имеющихся  нормативно-законодательных  актов,  которые   либо   препятствуют проникновению  других  предприятий  в  ту  или  иную   сферу   хозяйственной деятельности,   либо   не   допускают   возможность   использования    чужой интеллектуальной  собственности.  На защите  последней  стоит,  прежде  всего, патентное право и институт авторских прав.

      Естественная  монополия. 

Естественная  монополия  образуется   в  тех отраслях,  в  которых  долгосрочные  издержки  достигают  минимума  только тогда,   когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких   отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или  превосходит  его  объем, на который предъявляется спрос  по  любой  цене,  достаточной  для  покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя  или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы  производства  каждой будут далеки от оптимума, что как снизит эффективность их  деятельности, так и вызовет потери  у потребителей в результате роста цен.  Близкой по характеру к естественной является производственная монополия.

      Природная  монополия.  

Природные  монополии  возникают  в  результате наличия  уникальных  природных  явлений  (климат, природные  ископаемые, редкость определенного сырья, расположение).

      Открытая монополия.

 Открытая  монополия характеризуется тем,  что фирма на  некоторое  время  становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не в результате какой-либо  защиты  от  конкурентов, как  это имеет место в случае закрытой  или  естественной  монополии,  а  благодаря

новизне предлагаемого  товара  или  услуги.  В  ситуации  открытой  монополии часто оказываются фирмы,  впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

      Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке  гораздо  позже. Конечно, данная классификация имеет весьма упрощенный характер.  Отдельные  фирмы при стечении  благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий.

К их числу относятся  компании, обслуживающие  систему  телефонной  связи, электрические и газовые компании,  которые  сочетают  в  себе  одновременно свойства и естественной монополии,  предопределяемой  уровнем  технического и технологического развития отрасли, и закрытой  монополии,  связанной  с появлением   на  определенном  этапе  развития  экономики тех или  иных юридических барьеров для вступления в отрасль.

      В принципе,  на  больших исторических  интервалах  времени все без исключения  монополии  считаются  открытыми. Действительно,   легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов,  могут  быть либо  обойдены,  либо  опротестованы,  либо  отменены, что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран.

      Преимущества в  издержках   естественных  монополий  могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением   принципиально   новых субститутов. Все монополии   в   условиях   бурного   научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.

 

3.Ценовая дискриминация

 

 Ранее при  анализе  рыночного  поведения  монополиста  мы  исходили  из допущения, что  все единицы продукции, продаваемые на   протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той же цене.

      Реализация ценовой  дискриминации   требует  выполнения   минимум   двух условий.

 Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не  могут

перепродавать купленные  ими  товары.

  Во-вторых,   продавец  должен  быть  в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из спроса на  производимую продукцию.  Тем   покупателям,  спрос  которых  обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней - более низкая цена.

      Следует заметить, что монополия не единственная рыночная структура, в  которой  встречается  явление   ценовой   дискриминации.  Однако ниже будет  рассмотрена модель ценовой дискриминации для монополии.

      На первом рынке цена равна.  Отсюда можно сделать вывод,  что,  проводя выверенную политику сегментации рынка,  фирма- монополист   добивается максимизации прибыли.

      При этом более высокая цена  устанавливается  в   тех   случаях,  когда

спрос на ее продукцию  менее  эластичен.  Следует  отметить,  что ценовая дискриминация заключает в себе, как и  положительные, так и  отрицательные моменты. Поэтому оценка такой формы ценовой  политики   должна исходить из учета особенностей каждого конкретного случая.

      Хорошо продуманная система ценовой  дискриминации всегда  будет   давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установления  единой  цены.

Если к тому же  фирма-монополист  сможет  продавать  последовательно  каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае  она   будет  действовать подобно  фирме  в  условиях  совершенной  конкуренции,  так  как  предельные издержки сравняются с  ценой  товара.  При  совершенной  конкуренции  выпуск фирмы  всегда  выше,   чем  у  фирмы-монополиста.  Следовательно,  проводя ценовую  дискриминацию,   фирма-монополист   увеличивает    выпуск   готовой продукции по сравнению  с  фирмой,  устанавливающей единую  цену  на  все товары.

      Ценовая дискриминация нередко  используется фирмами на Западе.  В  ряде случаев  она   носит   систематический   характер,   когда    фирма-продавец классифицирует  потребителей   по   вкусам,    доходам,    возрасту,   месту жительства,  характеру  работы,  и  реализует  свои  товары  согласно   этой градации.

      Однако чаще всего к ценовой  дискриминации  фирмы  прибегает   по  мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью    привлечения дополнительных  покупателей:   устанавливаются  скидки  на  крупные  оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.

      Оценка  ценовой  дискриминации  неоднозначна.  Во многих  странах отдельные виды запрещены законодательно.  Например, в США  закон  допускал фирме-производителю  продавать  свой  товар  крупным   магазинам  по  ценам, уровень,  которых  ниже цен,  установившихся в розничной торговле  (чтобы  не допускать разорения мелких магазинов).

      В Канаде  запрещается ценовая   дискриминация  только  в  тех  случаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.

      Предприятия в условиях монополистической  конкуренции,   олигополии.

 

 

4.Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической

конкуренции

 

Приступая к  рассмотрению  монополистической   конкуренции, после того как нами уже освоены рыночные структуры с чистой  конкуренцией и  с  чистой монополией, надо начать с того, что она является   своего   рода "золотой серединой" между ними. Можно сказать, что  монополистическая  конкуренция  не является  ни  совершенно  конкурентной,   ни   совершенно   монопольной.  Для монополистической     конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое  превышает  как  минимум  25  субъектов.  Хотя четких границ здесь нет.

      Однако важно отметить тот  факт,  что каждое предприятие  в определенных рамках   обладает   контролем   над   ценой.   Основные   положения теории монополистической конкуренции были сформулированы экономистом  Э.Гемберменом (США) и Д.Робинсом (Великобритания). Однако  пальма  первенства  самой идеи монополистической  конкуренции  принадлежит   английскому   монополисту   П. Саффа, который еще в 20-е годы сформулировал ее в  одной  из  своих  научных статей.   Эта   теория   означает  "уничтожение   стены  между  конкуренцией (полной или неполной) и монополией соединение их  Друг  с другом,  создание теории, которая содержит то и другое, не уничтожая, однако,  различия  между ними."

 Таким   образом, введение в качестве объекта исследования

Монополистической конкуренции положило конец биполярной  классификации рынка. Это позволило более объективно вести анализ  во  многих отраслях  и сферах  хозяйственной  деятельности,  рынок  которых   характеризуется  как конкуренцией, так и монополией.

      В связи  с тем,  что монополистическая   конкуренция  включает  в   себя переплетение моделей совершенной  конкуренции  и  чистой  монополии,   можно выделить   следующие  ее  признаки.  Как  и  при  совершенной   конкуренции, предполагается, что в отрасли действуют много фирм  и имеется   достаточно свободный  вход  в  эту  отрасль  и   выход  из  нее.  Другой  чертой  этого рынка является то,  что все фирмы  отрасли имеют  определенную возможность "назначать" цену на производимый ими товар,   т.к. каждая  фирма  продает отличный продукт от товаров других фирм.

      Например, все фирмы выпускают  верхнюю одежду. Казалось бы, товар один мужские пальто,  но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от  других фирм фасоном, составом и цветом ткани, отделкой, применяемой фурнитурой  и т.п. Происходит  дифференциация товара, которая   покрывает фирмам возможность манипулировать  ценами, повышать  или  понижать  их.  В  то  же время,  назначая  цены,  продавцы  не  могут  не  считаться  со  спросом и предложением, поэтому термин "назначенная цена" призван  скорее  подчеркнуть тот ее уровень, на который рассчитывают  продавцы.  В  жизни  они  вынуждены находить  разумные решения  между  желанием  продать подороже и  стремлением увеличить объем продаж, т.е.  найти наиболее  выгодную  для себя  цену  или набор цен. В конечном счете,  каждый  продавец  устанавливает  окончательную цену,  хотя многие из них предпочитают преобладающую  цену.   Однако  поиски уровня  цен  далеко  не  свободны  от  ограничений,   налагаемых  спросом  и предложением.  Даже  крупные  корпорации  испытывают    влияние   спроса  предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек,  а с издержками вынуждены  считаться  любой продавец.

      Поэтому отправным  пунктом ценообразования для   товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса,  изменяющихся  во времени

вне  зависимости  от  действий   товаропроизводителей-конкурентов. В  свою

очередь,  наличие  массы производителей, выпускающих  аналогичные  товары,  а также возможность  относительно  свободного   входа   в   отрасль  вносят  в процесс ценообразования важный элемент конкуренции.  Все это ведет  к  тому, что кривая спроса отдельной   фирмы  в  условиях  несовершенной  конкуренции имеет падающий характер,  но  более  плавный,  чем  кривая  спроса  отрасли.

Следовательно,   дифференциация   товара   означает,    что   фирмы   отрасли

производят  товары достаточно схожие, чтобы их  можно  было  назвать  тем  же товаром, но и  достаточно  различные  для  того,  чтобы  товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.

Информация о работе Типы рыночных структур. Конкурентный неконкурентный рынок