Товарооборачиваемость: анализ и пути ускорения с целью увеличения прибыли и рентабельности Гродненского облпотребсоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - анализ товарооборачиваемости организации и пути совершенствования, а так же влияние товарооборачиваемости на конечные результаты деятельности торговой организации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
определить теоретические и методические основы сущности и значения товарооборачиваемости в торговой организации;
провести анализ товарооборачиваемости в торговой организации;
рассмотреть пути оптимизации товарных запасов в торговле.

Содержание

Введение
1 Значение, содержание и задачи экономического анализа товарооборачиваемости в торговле в условиях рыночной конкуренции.
2 Комплекный анализ товарооборачиваемости и ее влияние на конечные финансовые результаты Гродненского облпотребсоюза
2.1 Социально –экономическая характеристика района и объемов деятельности Гродненского облпотребсоюза
2.2 Экономический анализ товарооборачиваемости и факторов, на нее влияющих.
2.3 Пути нормализации и оптимизации товарных запасов с целью повышения эффективности использования оборотных средств
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения  товарооборачиваемости необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, об оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т.д. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым предприятиям, совершенствование организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.п.

 

 

2 Комплексный  анализ товрооборачиваеости и  ее влияние на конечные финановые  регультаты Гродненского опс

2.1 Социально  –экономическая характеристика  района и объемов деятельности  Гродненского опс.

Гродненский областной  союз потребительских обществ, создан в 1944 году, является добровольным объединением потребительских   обществ   -  некоммерческих   организаций , действующих на территории Гродненской области и заключивших учредительный договор. Полное наименование на русском языке: Гродненский областной союз потребительских обществ. Сокращенное наименование на русском языке: Гродненский облпотребсоюз.   Союз   является   юридическим   лицом,   некоммерческой   организацией,   имеет   в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в  судах.   Права юридического  лица  Союз  приобретает  с  момента его  государственной регистрации.

    Союз имеет  расчетный и иные счета в  банках, самостоятельный баланс, печать  со своим наименованием, штампы.

    Союз вправе  использовать изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ, зарегистрированного в установленном порядке, на печатях, штампах и бланках документов. В своей деятельности Союз руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, учредительным договором Союза, Уставом Белкоопсоюза и настоящим Уставом.

Место нахождения Союза: 230023 Республика Беларусь, г. Гродно, ул.1 Мая, 28.

Союз образован в  целях управления и координации деятельности    членов Союза защиты прав и представления их интересов в государственных и иных органах.

Предметом деятельности Союза является:

  • формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации области и на их основе разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития потребительской кооперации области;
  • участие в разработке региональных социально-экономических и иных программ, связанных с деятельностью потребительской кооперации;
  • организация торговой, производственной, заготовительной, внешнеэкономической и иной деятельности членов Союза;
  • совершенствование, развитие и методологическое обеспечение деятельности членов Союза;
  • организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров членов Союза;
  • представление интересов членов Союза в международном кооперативном движении.

  Союз может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит     достижению     целей,     ради     которых     он     создан.     Доходы     (прибыль)     от предпринимательской   деятельности   Союза      направляются   на   покрытие   расходов   от осуществления им уставной деятельности.

Союз для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:

    • сдача внаем собственного недвижимого имущества
    • технические испытания и исследования
    • проведение расследований и обеспечение безопасности
    • покупка и продажа собственного недвижимого имущества
    • услуги по хранению транспортных средств
    • аренда автомобилей

 

  Союз осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:

    • деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц,
    • деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения.

Учредителями Союза  являются потребительские общества, созданные в установленном законодательством  Республики Беларусь порядке, действующие  на территории Гродненской области  и подписавшие учредительный  договор.

  Основными задачами Гродненского облпотребсоюза являются:

создание и развитие организаций  розничной и оптовой торговли и общественного питания для  обеспечения членов общества и населения  товарами народного потребления;

    • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья;                              
    • производство и реализация пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; оказание платных услуг населению;
    • изучение состояния рынка товаров, работ и услуг, платежеспособного спроса населения и др.
    •    По состоянию на 01.01.2007 в состав Гродненского областного союза потребительских обществ входят 17 районных потребительских обществ, которые объединяют 43 унитарных предприятия и 15 филиалов (ОСП), 1 городское потребительское общество, 11 унитарных предприятий облпотребсоюза, которые имеют 3 филиала. На начало 2006 года организационная структура облпотребсоюза включала 17 райпотрсбобществ (в том числе 46 УП и 17 филиалов), 1 городское потребительское общество, 10 унитарных предприятий облпотребсоюза (в том числе 4 филиала).

По состоянию  на 01.01.2007 в организациях потребкооперации области занято 12372 человека, что  на 116 человек больше, чем на начало 2006 года.

Основная доля работников занята и торговле - 51,8%, общественном питании - 18,8%, промышленности - 13,1%, транспорте - 8,8%, заготовках - 4,3%, строительстве - 2,2%.

Высоким остается образовательный уровень работников. Доля работников с высшим образованием сохранилась на уровне 2005 года и  составляет 10,7%, со средним специальным образованием - 28,5%.

В организациях потребительской кооперации области  работают 1829 руководителей и специалистов. Высшее и среднее специальное  образование из них имеют 1806 человек  или 98,7%.

Наблюдается тенденция  повышения образовательного уровня высшего руководящего звена.

Из председателей  правлений райпотребобществ и горпотребобщества 17 из 18 имеют высшее образование (1 обучается  заочно в БТЭУ).

Должности заместителей председателей правлений потребительских  обществ укомплектованы специалистами  с высшим образованием на 95,7%, из них первых (по торговле и общественному питанию), по кадрам, по заготовкам, производству - на 100%, по строительству - на 66,7%; должности главных бухгалтеров - на 100%.

Доля «практиков»  среди руководителей и специалистов и составляет соответственно 0,8% и 1,5%.

Анализ возрастной структуры руководящих кадров свидетельствует  о том, что среди руководящих  работников лица пенсионного возраста составляют 4,3% (31 чел.). Около 22% общей  численности руководителей (161 чел.) находится в возрасте старше 50 лет и 15,5% (11$ чел.) моложе 31 года.

Программа анализа розничного товарооборота  включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.

В соответствии с действующим  законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

 

Торговая выручка, сданная  в банк

Ки = ———————————————————————— * 100   (1)

Объем розничного товарооборота

 

        Анализ выполнения планируемых  результатов розничного товарооборота  является важнейшей аналитической  процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

σ * 100

    V= ————     (2)

Yср

Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 97,45%. Среднее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле

          

 

        ∑(Y- Yср) m           7536854,18


σ = √  ————— =       √   ————— = √22,67=4,76%   (3)

              ∑m                         332530

Коэффициент вариации равен 4,9% (4,76*100/97,06). Следовательно, коэффициент равномерности равен 95,1 % (100—4,9).

Таблица 2.1

Выполнении плана розничного товарооборота облпотребсоюза

за год 

 

Полученный показатель равномерности выполнения плана (95,1 %) можно отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно низок — 4,76%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (97,06 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы еще выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением облпотребсоюза. Наоборот, он говорит о том, что в облпотребсоюзе имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

Анализ выполнения плана товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой отражается уровень выполнения плана розничного товарооборота райпо. Рассмотрим райпо по уровню выполнения плана товарооборота в IV квартале 2006 г.(таблица 2.2)

 

 

 

 Таблица 2.2

 

Из данных таблицы  видно, что  первое место по выполнению плана товарооборота, в том числе  и перевыполнение плана, занимают Кореличское (108,35%), Дятловское (104,34%), Зельвеньское, Берестовицкое, Вороновское, Щучинское райпотребобщества, что составляет 33,33% от всего количества райпо. Найбольшее отклонение товарооборота от плана приходится на Новогрудское(7,1%), Гродненское(6,02%), Волковысское, Ошмянское райпо. В целом по райпо наблюдается недовыполнение плана товарооборота, что отрицательно характеризует райпо. Это связано с тем, что не использоваются все резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи, а также связано с  невыполнением плана по поступлению товаров.

Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте  с помощью индексного метода. Для  индексного метода характерным является сопоставление двух периодов—отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов — изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: — индекс розничного товарооборота в фактических ценах,

—индекс розничного товарооборота  в неизменных ценах (индекс физического  объема),

—индекс цен.

Индекс товарооборота  в фактических ценах рассчитывается по формуле

∑p1q1

Ipq = ———————        (4)

∑p0q0

где p1, p0 — цена за единицу товара соответственно в отчетном и базисном периодах; q1, q0 — количество проданного товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

Особенностью данного  индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота  в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.

На втором этапе анализа  динамики розничного товарооборота  рассчитывается индекс розничного товарооборота  в неизменных ценах (индекс физического  объема) по следующей формуле:

∑p0q1

   Iq = —————        (5)

∑p0q0

Особенностью индекса  физического объема розничного товарооборота является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику объема товарооборота фактора изменения розничных цен.

Если же элиминировать  влияние количественного фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:

 ∑p1q1

I∑pq(p) = ————        (6)

 ∑p0q1

Все три индекса связаны  между собой и представляют единую систему1, так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен:

∑p1q1                  ∑p0q1                   ∑p1q1

                                       ————— = ————— * —————,   (7)                       

∑p0q0                  ∑p0q0                   ∑p0q1

 

то есть

Информация о работе Товарооборачиваемость: анализ и пути ускорения с целью увеличения прибыли и рентабельности Гродненского облпотребсоюза