Торговая политика стран БРИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 00:59, научная работа

Краткое описание

В статье рассмотрен широкий спектр инструментов и механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, в основном импорта, применяемых в Бразилии, Индии и Китае. Изучение международного опыта в этой сфере представляется исходным пунктом для выработки действенных механизмов защиты российского производителя в условия членства РФ во Всемирной торговой организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Torgovaya_politika_stran_BRIKS.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

Торговая политика стран БРИКС

 

Алиева Сабина Шакир кызы, студентка 2 курса,

кафедра «Экономика и финансы»,

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Владикавказский  филиал)

г. Владикавказ

Саркисян Азгануш Азизовна, студентка 2 курса,

кафедра «Экономика и финансы»,

Финансовый университет при Правительстве РФ

(Владикавказский  филиал)

г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье рассмотрен широкий спектр инструментов и механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, в основном импорта, применяемых в Бразилии, Индии и Китае. Изучение международного опыта в этой сфере представляется исходным пунктом для выработки действенных механизмов защиты российского производителя в условия членства РФ во Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: ВТО, тарифное регулирование, нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры, компенсационные меры, техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры.

 

В условиях глобализации экономического пространства и интеграции России в мировую экономику актуализируется проблема защиты отечественного производителя. Изучение опыта различных стран показывает, что, несмотря на заключенные многосторонние договоры в рамках ВТО и других торговых организаций о свободном доступе товаров иностранного производства на внутренние рынки, национальные правительства не отказываются от реализации протекционистской политики с использованием более тонких механизмов и инструментов.

Большинство стран мира накопило богатый опыт в проведении протекционистской политики, инструменты которой весьма разнообразны, но продолжают совершенствоваться и обогащаться новыми подходами. Россия и по богатству, и по действенности протекционистских мер пока сильно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся государств. В этой связи имеющийся международный опыт представляется исходным пунктом для выработки более адекватных и действенных механизмов защиты российского производителя.

В статье XI ГАТТ - 1994 г. говорится, что страны - члены ВТО не должны использовать каких-либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов. При этом следует отметить, что другие статьи ГАТТ - 1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер. Но названное выше положение достаточно четко отдает приоритет тарифному регулированию [1].

Таможенные тарифы всех стран базируются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).

Бразилия, являясь членом Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), применяет Общий Внешний Тариф МЕРКОСУР. Но для каждого государства-члена Общего рынка существует список изъятий из общего таможенного тарифа.

что продиктовано политическими и экономическими соображениями, например, необходимость защиты местной промышленности, отношения со страной-импортером. Список изъятий из общего тарифа утверждается Решениями Совета Общего рынка. Так, Бразилия установила более высокие тарифы, чем ее партнеры по МЕРКОСУР на ряд товаров, в том числе сотовые телефоны, телекоммуникационное оборудование, компьютеры и принтеры, ветровые турбины, некоторые химические вещества и фармацевтические препараты[4].

Современный таможенный тариф1 Бразилии включает в себя 10031 линий на уровне восьми знаков. Он полностью состоит из адвалорных ставок в диапазоне от 0 до 55%. Средняя тарифная ставка режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ), применяемая в 2012 г., составила 11,7% по сравнению с 11,5% в 2008 г. Увеличение связано с обновлением товарной номенклатуры и изменениями в общем внешнем тарифе МЕРКУСОР: в условиях мирового экономического кризиса страны-участницы МЕРКОСУР приняли решение об увеличении ставок по 200 тарифным линиям до конца 2014 г.

В ходе Уругвайского Раунда Бразилия связала все свои тарифные позиции для сельскохозяйственных продуктов (по определению ВТО) по ставкам от 0% до 55%, для несельскохозяйственной продукции - от 0% до 35%.

Таможенный тариф Бразилии основан на принципе эскалации, т.е. уровень таможенного обложения иностранных товаров дифференцирован в зависимости от степени переработки: если сырье (средняя пошлина - 7,0%) и полуфабрикаты (средняя пошлина - 9,6%) ввозятся беспошлинно или с минимальной пошлиной, то пошлины на готовые изделия могут достигать максимальных значений (средняя пошлина - 14,1%) [8].

Самые распространенные ставки в бразильском таможенном тарифе от 10% до 15%, на этот диапазон приходится 28% от общего количества тарифных линий. Около 8% тарифных линий не облагаются пошлиной. Беспошлинный ввоз применяется в отношении импорта определенного круга товаров, национальное производство которых либо отсутствует, либо недостаточно для удовлетворения потребностей национальной экономики. Под действие данного режима подпадает ввоз основного массива сырьевых товаров, в частности нефть и нефтепродукты, а также каустическая сода, фармацевтические товары, отдельные виды машин и оборудования. Ставкой, превышающей 25%, облагается 8,4% от общего числа тарифных позиций.

Законодательством Бразилии предусматривается освобождение от уплаты импортных пошлин, которое предоставляется при импорте продукции в эквивалентном количестве для восстановления запасов импортируемой продукции, используемой при изготовлении экспортного товара, а также возврат уплаченных импортных пошлин, осуществляемый через налоговый кредит, предоставляемый при последующих импортных поставках.

Кроме импортных таможенных пошлин, ввоз товара в Бразилию осуществляется на основе уплаты импортером следующих налогов и сборов2:

  • Налог на промышленную продукцию, большинство ставок которого устанавливается в диапазоне от 0 до 20% в зависимости от конкретных видов товаров, но в некоторых случаях может быть выше. Так, на парфюмерию он составляет 42%, на алкогольные напитки 60%, на сигареты - 300%. Те же ставки применяются и в отношении отечественных товаров, хотя нередко они существенно ниже.

  • Сбор по финансированию социального обеспечения и Сбор на финансирование социальных гарантий применяются по объединенной норме 9,25% (1,65% и 7,6%, соответственно).

  • Налог на обращение товаров и услуг взимается с таможенной стоимости товара по ставкам, варьирующим по штатам. Данный налог взимается и во внутренней торговле.

Сложность внутренней налоговой системы, включая несколько каскадных налогов и налоговые споры между различными штатами, создают многочисленные проблемы для иностранных компаний, поставляющих товары в Бразилию [1].

Возврат пошлины - специальный таможенный режим, который предоставляет бенефициарию освобождение от налогов на импорт при ввозе из-за рубежа сырья, используемого в производстве товаров, которые будут экспортироваться. Требуется минимальное наличие местного производства.

Зона свободной торговли Манауса. Компании, расположенные в зоне свободной торговли Манауса, освобождаются от налогов на товары, которые будут потребляться и/или производиться в пределах этой зоны. Разработанный проект должен обеспечивать минимальный местный процесс производства. Сокращение налогов на импорт может быть также предоставлено в зависимости от количества занятой на производстве местной рабочей силы и оборудования.

В Индии существует несколько типов импортных таможенных пошлин: [8].

  1. Базовая таможенная пошлина, ставка которой в соответствии с Законом о таможенном тарифе определяется в зависимости от группы товаров.

  1. Дополнительная пошлина, которая взимается с импортируемых товаров, идентичных тем, которые производятся на внутреннем рынке. Она эквивалентна акцизному сбору на товары, производимые в стране. В тех случаях, когда дополнительная пошлина не является фиксированной, она рассчитывается от суммы стоимости товара, базовой таможенной пошлины и других добавочных пошлин.

  1. Специальная дополнительная таможенная пошлина, которая была введена в 1998/99 финансовом году для уравновешивания налога с продаж (НДС) местного налога или иных действующих платежей, налагаемых на аналогичные товары в процессе их продажи, покупки или транспортировки в Индии. Федеральное правительство уполномочено, путем уведомления в официальной прессе, указывать, что определенные импортируемые товары подлежат обложению дополнительной таможенной пошлиной по ставке, не превышающей 4% от стоимости импортируемого товара и предписанной в извещении.

Не адвалорные ставки применяются к 690 тарифным позициям: из которых пять - специфические ставки (миндаль, очищенный от скорлупы и оболочки - 2 тарифные линии, платина - 3 тарифные линии), в то время как 685 позиций (6,1% всех тарифных линий) являются альтернативными ставками. В основном это касается товарных позиций «Текстиль» и «Одежда», тарифная защита которых в среднем составляет 16,2% и 25,7%, соответственно. Однако некоторые товары имеют защиту около 600% (например, шали, шарфы (более 60 см) шелковые (598,32%), женские костюмы из шелка (620%), шарфы из шелка размером 60 см или меньше (656,41%)[5].

Связанные ставки, как правило, значительно превышают применяемые ставки РНБ. Разрыв между применяемыми и связанными тарифными ставками дает правительству возможность варьировать действующие тарифы в зависимости от внутренних и международных рыночных условий. Если внутренние цены на сельскохозяйственную продукцию растут, тарифные ставки снижаются, чтобы создать понижающее давление на цены внутреннего рынка; если внутренние цены падают, таможенные тарифы часто повышаются, чтобы защитить фермеров путем повышения общей стоимости импорта.

На 2013 г. совокупная импортная пошлина на большинство сельскохозяйственных и продовольственных товаров была установлена в размере от 10% до 110%, на сиропы и концентраты для изготовления безалкогольных напитков - 150%. Импортные пошлины на большинство химических товаров составляют 5-10%, на удобрения - не превышают 10%. Размеры ставок импортных пошлин на такие товары, как алмазы и золото, составляют 5%, черные металлы - 10%, на цветные металлы (на никель, медь, алюминий, свинец и цинк) - от 5% до 10%.

Размеры ставок импортных пошлин на машины, оборудование, транспортные средства, а также продукцию приборостроения, в основном, составляют от 7,5% до 10%.

Индия сохраняет очень высокие пиковые тарифы на ряд товаров, включая цветы (60%), натуральный каучук (70%), автомобили и мотоциклы (75% на новые. 100% на подержанные), изюм и кофе (100%), алкогольные напитки (150%) и текстиль (в некоторых случаях адвалорный эквивалент ставки превышает 300%)5.

Вместо проведения дальнейшей либерализации импортных тарифов в Индии, напротив, введен ряд сложных схем возврата таможенных пошлин, освобождения от пошлин, различных схем для импорта, предоставляющих возможность снижения импортных пошлин. Право на участие в этих схемах, как правило, предоставляется при соблюдении ряда условий, в том числе экспортных обязательств [2].

Информация о тарифах и дополнительных налоговых ставках регулярно публикуется индийским правительством, но единый официальный документ, который охватывал бы все данные по тарифам, комиссиям и налоговым ставкам на импорт, отсутствует.

Китайская народная республика начала использовать Гармонизированную систему описания и кодирования товаров с 1 января 1992 г., тогда средняя ставка таможенного тарифа КНР составляла 43,2%. После присоединения КНР к Всемирной торговой организации главным направлением трансформации в сфере регулирования внешней торговли стала либерализация внешнеторгового режима. В части тарифных барьеров Китай выполнил свои обязательства перед ВТО, снизив в положенный срок уровень импортных пошлин: к началу 2005 г. средняя ставка таможенного тарифа составляла 9,7%, что является самым низким уровнем среди развивающихся стран. Средний тариф на сельскохозяйственную продукцию является самым низким не только в группе развивающихся стран, но ниже, чем в ЕС и Японии.

При присоединении к ВТО Китай полностью связал уровень адвалорных импортных тарифов, при этом средний уровень применяемых тарифов соответствует уровню связывания. Связанные ставки варьируют от нуля до 65% для сельскохозяйственных продуктов, от нуля до 50% для несельскохозяйственных продуктов.

85,2% от общего количества тарифных  линий приходилось на диапазон  ставок от 0 до 15%, на международные  тарифные пики приходилось 14,8%. Основной  диапазон ставок китайского таможенного  тарифа - от 5% до 10%.

Китайский импортный тариф состоит из преференциальных ставок, непреференциальных ставок и ставок по тарифным квотам. Для всех этих ставок (помимо общих тарифных ставок) Комиссия Государственного Совета по таможенному тарифу может установить «временные» тарифные ставки, которые применяются в отношении конкретных товаров в определенный период времени. В случае одновременной применимости к товару нескольких ставок (особой преференциальной ставки, ставки в рамках регионального соглашения и ставки РНБ или временной преференциальной ставки) приоритет имеет самая низкая из них. При одновременной применимости временной преференциальной ставки и ставки РНБ приоритет имеет временная ставка [3].

«Обычные» тарифные ставки применяются в отношении импорта, происхождение которого не может быть определено, или который происходит из стран и регионов, для которых Китай не применяет РНБ, ставки, применяемые в рамках региональных договоренностей, или специальные льготные ставки.    То есть «обычные» тарифные ставки применяются при импорте из Сальвадора, некоторых территорий государств-членов ЕС, а также из стран, не являющиеся членами ВТО. В 2011 году средняя обычная ставка была 56,8%, что намного выше, чем ставка РНБ -9,5%. При этом обычная тарифная ставка на сельскохозяйственную продукцию составила 68,4%, на несельскохозяйственную продукцию - 55,0%.

Информация о работе Торговая политика стран БРИКС