Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 00:59, научная работа
В статье рассмотрен широкий спектр инструментов и механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности, в основном импорта, применяемых в Бразилии, Индии и Китае. Изучение международного опыта в этой сфере представляется исходным пунктом для выработки действенных механизмов защиты российского производителя в условия членства РФ во Всемирной торговой организации.
В условиях глобализации экономического пространства и интеграции России в мировую экономику актуализируется проблема защиты отечественного производителя. Изучение опыта различных стран показывает, что, несмотря на заключенные многосторонние договоры в рамках ВТО и других торговых организаций о свободном доступе товаров иностранного производства на внутренние рынки, национальные правительства не отказываются от реализации протекционистской политики с использованием более тонких механизмов и инструментов.
В статье XI ГАТТ - 1994 г. говорится, что страны - члены ВТО не должны использовать каких-либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов. При этом следует отметить, что другие статьи ГАТТ - 1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер. Но названное выше положение достаточно четко отдает приоритет тарифному регулированию [1].
Таможенные тарифы всех стран базируются на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС).
Бразилия, являясь членом Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР), применяет Общий Внешний Тариф МЕРКОСУР. Но для каждого государства-члена Общего рынка существует список изъятий из общего таможенного тарифа.
что продиктовано политическими и экономическими соображениями, например, необходимость защиты местной промышленности, отношения со страной-импортером. Список изъятий из общего тарифа утверждается Решениями Совета Общего рынка. Так, Бразилия установила более высокие тарифы, чем ее партнеры по МЕРКОСУР на ряд товаров, в том числе сотовые телефоны, телекоммуникационное оборудование, компьютеры и принтеры, ветровые турбины, некоторые химические вещества и фармацевтические препараты[4].
Современный таможенный тариф1 Бразилии включает в себя 10031 линий на уровне восьми знаков. Он полностью состоит из адвалорных ставок в диапазоне от 0 до 55%. Средняя тарифная ставка режима наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ), применяемая в 2012 г., составила 11,7% по сравнению с 11,5% в 2008 г. Увеличение связано с обновлением товарной номенклатуры и изменениями в общем внешнем тарифе МЕРКУСОР: в условиях мирового экономического кризиса страны-участницы МЕРКОСУР приняли решение об увеличении ставок по 200 тарифным линиям до конца 2014 г.
В ходе Уругвайского Раунда Бразилия связала все свои тарифные позиции для сельскохозяйственных продуктов (по определению ВТО) по ставкам от 0% до 55%, для несельскохозяйственной продукции - от 0% до 35%.
Таможенный тариф Бразилии основан на принципе эскалации, т.е. уровень таможенного обложения иностранных товаров дифференцирован в зависимости от степени переработки: если сырье (средняя пошлина - 7,0%) и полуфабрикаты (средняя пошлина - 9,6%) ввозятся беспошлинно или с минимальной пошлиной, то пошлины на готовые изделия могут достигать максимальных значений (средняя пошлина - 14,1%) [8].
Самые распространенные ставки в бразильском таможенном тарифе от 10% до 15%, на этот диапазон приходится 28% от общего количества тарифных линий. Около 8% тарифных линий не облагаются пошлиной. Беспошлинный ввоз применяется в отношении импорта определенного круга товаров, национальное производство которых либо отсутствует, либо недостаточно для удовлетворения потребностей национальной экономики. Под действие данного режима подпадает ввоз основного массива сырьевых товаров, в частности нефть и нефтепродукты, а также каустическая сода, фармацевтические товары, отдельные виды машин и оборудования. Ставкой, превышающей 25%, облагается 8,4% от общего числа тарифных позиций.
Законодательством Бразилии предусматривается освобождение от уплаты импортных пошлин, которое предоставляется при импорте продукции в эквивалентном количестве для восстановления запасов импортируемой продукции, используемой при изготовлении экспортного товара, а также возврат уплаченных импортных пошлин, осуществляемый через налоговый кредит, предоставляемый при последующих импортных поставках.
Кроме импортных таможенных пошлин, ввоз товара в Бразилию осуществляется на основе уплаты импортером следующих налогов и сборов2:
Сложность внутренней налоговой системы, включая несколько каскадных налогов и налоговые споры между различными штатами, создают многочисленные проблемы для иностранных компаний, поставляющих товары в Бразилию [1].
Возврат пошлины - специальный таможенный режим, который предоставляет бенефициарию освобождение от налогов на импорт при ввозе из-за рубежа сырья, используемого в производстве товаров, которые будут экспортироваться. Требуется минимальное наличие местного производства.
Зона свободной торговли Манауса. Компании, расположенные в зоне свободной торговли Манауса, освобождаются от налогов на товары, которые будут потребляться и/или производиться в пределах этой зоны. Разработанный проект должен обеспечивать минимальный местный процесс производства. Сокращение налогов на импорт может быть также предоставлено в зависимости от количества занятой на производстве местной рабочей силы и оборудования.
В Индии существует несколько типов импортных таможенных пошлин: [8].
Не адвалорные ставки применяются к 690 тарифным позициям: из которых пять - специфические ставки (миндаль, очищенный от скорлупы и оболочки - 2 тарифные линии, платина - 3 тарифные линии), в то время как 685 позиций (6,1% всех тарифных линий) являются альтернативными ставками. В основном это касается товарных позиций «Текстиль» и «Одежда», тарифная защита которых в среднем составляет 16,2% и 25,7%, соответственно. Однако некоторые товары имеют защиту около 600% (например, шали, шарфы (более 60 см) шелковые (598,32%), женские костюмы из шелка (620%), шарфы из шелка размером 60 см или меньше (656,41%)[5].
Связанные ставки, как правило, значительно превышают применяемые ставки РНБ. Разрыв между применяемыми и связанными тарифными ставками дает правительству возможность варьировать действующие тарифы в зависимости от внутренних и международных рыночных условий. Если внутренние цены на сельскохозяйственную продукцию растут, тарифные ставки снижаются, чтобы создать понижающее давление на цены внутреннего рынка; если внутренние цены падают, таможенные тарифы часто повышаются, чтобы защитить фермеров путем повышения общей стоимости импорта.
На 2013 г. совокупная импортная пошлина на большинство сельскохозяйственных и продовольственных товаров была установлена в размере от 10% до 110%, на сиропы и концентраты для изготовления безалкогольных напитков - 150%. Импортные пошлины на большинство химических товаров составляют 5-10%, на удобрения - не превышают 10%. Размеры ставок импортных пошлин на такие товары, как алмазы и золото, составляют 5%, черные металлы - 10%, на цветные металлы (на никель, медь, алюминий, свинец и цинк) - от 5% до 10%.
Размеры ставок импортных пошлин на машины, оборудование, транспортные средства, а также продукцию приборостроения, в основном, составляют от 7,5% до 10%.
Индия сохраняет очень высокие пиковые тарифы на ряд товаров, включая цветы (60%), натуральный каучук (70%), автомобили и мотоциклы (75% на новые. 100% на подержанные), изюм и кофе (100%), алкогольные напитки (150%) и текстиль (в некоторых случаях адвалорный эквивалент ставки превышает 300%)5.
Вместо проведения дальнейшей либерализации импортных тарифов в Индии, напротив, введен ряд сложных схем возврата таможенных пошлин, освобождения от пошлин, различных схем для импорта, предоставляющих возможность снижения импортных пошлин. Право на участие в этих схемах, как правило, предоставляется при соблюдении ряда условий, в том числе экспортных обязательств [2].
Информация о тарифах и дополнительных налоговых ставках регулярно публикуется индийским правительством, но единый официальный документ, который охватывал бы все данные по тарифам, комиссиям и налоговым ставкам на импорт, отсутствует.
Китайская народная республика начала использовать Гармонизированную систему описания и кодирования товаров с 1 января 1992 г., тогда средняя ставка таможенного тарифа КНР составляла 43,2%. После присоединения КНР к Всемирной торговой организации главным направлением трансформации в сфере регулирования внешней торговли стала либерализация внешнеторгового режима. В части тарифных барьеров Китай выполнил свои обязательства перед ВТО, снизив в положенный срок уровень импортных пошлин: к началу 2005 г. средняя ставка таможенного тарифа составляла 9,7%, что является самым низким уровнем среди развивающихся стран. Средний тариф на сельскохозяйственную продукцию является самым низким не только в группе развивающихся стран, но ниже, чем в ЕС и Японии.
При присоединении к ВТО Китай полностью связал уровень адвалорных импортных тарифов, при этом средний уровень применяемых тарифов соответствует уровню связывания. Связанные ставки варьируют от нуля до 65% для сельскохозяйственных продуктов, от нуля до 50% для несельскохозяйственных продуктов.
85,2% от общего количества тарифных
линий приходилось на диапазон
ставок от 0 до 15%, на международные
тарифные пики приходилось 14,8%. Основной
диапазон ставок китайского
Китайский импортный тариф состоит из преференциальных ставок, непреференциальных ставок и ставок по тарифным квотам. Для всех этих ставок (помимо общих тарифных ставок) Комиссия Государственного Совета по таможенному тарифу может установить «временные» тарифные ставки, которые применяются в отношении конкретных товаров в определенный период времени. В случае одновременной применимости к товару нескольких ставок (особой преференциальной ставки, ставки в рамках регионального соглашения и ставки РНБ или временной преференциальной ставки) приоритет имеет самая низкая из них. При одновременной применимости временной преференциальной ставки и ставки РНБ приоритет имеет временная ставка [3].
«Обычные» тарифные ставки применяются в отношении импорта, происхождение которого не может быть определено, или который происходит из стран и регионов, для которых Китай не применяет РНБ, ставки, применяемые в рамках региональных договоренностей, или специальные льготные ставки. То есть «обычные» тарифные ставки применяются при импорте из Сальвадора, некоторых территорий государств-членов ЕС, а также из стран, не являющиеся членами ВТО. В 2011 году средняя обычная ставка была 56,8%, что намного выше, чем ставка РНБ -9,5%. При этом обычная тарифная ставка на сельскохозяйственную продукцию составила 68,4%, на несельскохозяйственную продукцию - 55,0%.