Торговля как важнейшая отрасль экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Для реализации изучения данной цели я определила ряд задач:
1. Изучить материалы, касающиеся рассматриваемой темы (учебную литературу, торговые журналы).
2. Ознакомиться с состоянием торговли в России
3. Сформулировать выводы по изученному материалу

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
1. Теоретические основы торговли………………………………5
Понятие «торговля»…………………………………………5-6
Виды торговли……………………………………………….7-8
1.2.1 Внутренняя и внешняя торговля…………………………….9-12
2 . Экономический анализ деятельности отрасли в России………13
2.1 Итоги развития торговли 2009-2010год……………………….13-15
2.2 Стратегия развития торговли в Российской Федерации на
2010-2015 годы и период до 2020года……….................................16-17
3.Перспективы развития внешней торговли РФ…………………18-20
3.1 Статистика внешней торговли РФ в январе-августе 2012 года..21-25
Заключение………………………………………………………..26-27
Список использованной литературы……………………………28-29
Приложения………………………………………………………30-35

Вложенные файлы: 1 файл

курс. макроэкономика.docx

— 268.75 Кб (Скачать файл)

1.Обеспечить доступность  потребительского рынка в цивилизованных  формах его организации для  абсолютного большинства населения. 2.Обеспечить права граждан на  безопасность и качество товаров. 3.Сформировать развитую систему  товародвижения, создающую благоприятные  возможности для отечественных  товаропроизводителей и способствующую  оптимизации на рынке соотношения  отечественных и импортных товаров. 4.Существенно ограничить возможности  для теневого оборота. 5.Достигнуть  оптимального соотношения магазинных  и внемагазинных форм обслуживания. 6.Обеспечить приоритет корпоративного  управления в развитии торговой  сети. 7.Укрепить нормативно-правовую  базу развития торговли и сферы  услуг. 8.Создать единую информационную  систему внутренней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя торговля.

 

Формой связи между производителями  продукции разных стран выступает  их внешнеторговая деятельность. Она  предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом (получение кредитов).

Развитие внешней торговли обусловлено  тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

В настоящее время структура внешней торговли представлена следующими видами:

• экспорт;

• импорт;

• транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;

• особые формы, например, реэкспорт  или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;

• производство по лицензии;

• кооперация;

• компенсационные сделки и т.д.

На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:

• углубление международного разделения труда и интернационализация производства;

• научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

• активная деятельность транснациональных  корпораций на внешнем рынке;

• регулирование (либерализация) внешней  торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);

• либерализация международной  торговли, переход многих стран к  режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;

• развитие процессов торгово-экономической  интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли и т д.

Следовательно, заинтересованность отдельных  стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.

Давайте рассмотрим, какое же положение  в мировой экономике занимает Россия в соответствии со следующими критериями оценки:

• доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% — 5-я позиция в мире;

• по уровню производительности труда  в промышленности (годовая выработка  на одного занятого) страна занимала 64-ю, а в сельском хозяйстве — 77-ю  ступень в мировой классификации.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод, что  Россия занимает промежуточные позиции  в мировой иерархии между промышленно-развитыми  и развивающимися странами. Однако в нынешних условиях имеются реальные предпосылки вовлечения России в процессы интернационализации хозяйственной жизни, в систему международного разделения труда.

Решающими условиями расширения участия  России в системе международных экономических отношений являются уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости, а также развитость и структура внешнеэкономических контактов, способность соответствовать постоянно меняющимся условиям международной хозяйственной жизни. В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.

Перспективы такой эволюции обусловлены  объективным характером повышения  уровня взаимозависимости и взаимосвязи между национальными хозяйственными системами и процессами в сфере международных экономических связей.

По мнению многих экспертов, основой  создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат.

 

 

 

Экономический анализ деятельности отрасли в России. Итоги развития торговли в 2009 году.

Согласно  данным Росстата по итогам 2009 года оборот розничной торговли составил 14516,9 млрд. рублей, сократившись на 5,5% в сопоставимых ценах к 2008 году.

Доля  пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в общем  объеме розничной торговли выросла, составив 48,6% против 46,8% в 2008 году, а  доля непродовольственных товаров  снизилась до 51,4% против 53,2% в 2008 году.

Оборот  розничной торговли продовольственными товарами, включая напитки, и табачными  изделиями по итогам 2009 года сократился на 2,5% по сравнению с 2008 годом, а оборот розничной торговли непродовольственными товарами - на 8,3%.

В структуре валового внутреннего  продукта по итогам 2009 года доля оптовой  и розничной торговли без учета  косвенных налогов составила 19,5% (в 2008 году - 20,5%). Кроме того, торговля обеспечивает 10% всего объема налоговых  поступлений в бюджет страны (в 2009 году 627,5 млрд. рублей).

В общей структуре оборота розничной  торговли торгующие организации  и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 86,4% всего оборота розничной  торговли против 86,8% в 2008 году. При этом темпы падения продаж в стационарной торговой сети по итогам года превысили  темпы падения продаж в целом  по отрасли и составили 6% (в 2008 году рост составил 16,2%).

Розничные рынки и ярмарки по итогам 2009 года формировали 13,6% оборота розничной  торговли (в 2008 году - 13,2%). Динамика продаж на рынках и ярмарках в 2009 году характеризовалась  меньшими темпами падения, чем в  целом розничная торговля и стационарная торговля. Продажи товаров на розничных  рынках и ярмарках по итогам года упали  на 2% к 2008 году (в 2008 году - на 1,7%).

На 1 декабря 2009 года на территории Российской Федерации функционировало 3573 розничных  рынка. За прошедший год (по сравнению  с 1 декабря 2008 г.) их число сократилось на 155 рынка (4%). В основном рынки были трансформированы в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли.

В структуре формирования оборота  розничной торговли в 2009 году на долю крупных коммерческих предприятий  приходилось 31,2% всего товарооборота, индивидуальных предпринимателей - 26,1%, малых предприятий - 25,8%, субъектов среднего предпринимательства - 3,3%.

По  итогам 2009 года рост потребительских  цен замедлился вследствие падения  спроса и снижения реальных располагаемых  доходов населения. В целом за 2009 год цены на товары и услуги выросли  на 8,8% против 13,3% в 2008 году. На товары (без  услуг) рост цен по итогам года составил 7,9% (за 2008 год цены на товары выросли - на 12,4%).

На  продовольственные товары в 2009 году цены росли более медленными темпами, как относительно 2008 года, так и  по сравнению с непродовольственными товарами. За год продовольственные  товары подорожали на 6,1% (в 2008 году - на 16,5%). Рост цен на непродовольственные  товары в 2009 году ускорился и составил 9,7% против 8% в 2008 году.

Развитие торговли в 2010 году.

В январе-марте 2010 года сектор розничной  торговли продемонстрировал рост относительно аналогичного периода предыдущего  года. По итогам трех месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.

В структуре оборота розничной  торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий  в марте 2010 года также как и  в марте 2009 года составил 49%, непродовольственных  товаров - 51%.

Начавшееся  восстановление покупательского спроса оказало влияние на динамику продаж продовольственных товаров, в результате чего оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными  изделиями по итогам I квартала 2010 года вырос на 3,9% к I кварталу 2009 года. В  то же время оборот розничной торговли непродовольственными товарами за данный период сократился на 1,1% к I кварталу 2009 года.

В разрезе форматов торговли в марте 2010 года торгующие организации и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки - 12,6% (справочно: в марте 2009 года - 87,1% и 12,9% соответственно).

Кроме того, в рассматриваемом периоде  розничные продажи товаров торгующих  организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка росли более активно, чем на розничных рынках и ярмарках. В стационарной торговой сети в январе-марте 2010 года оборот розничной торговли вырос на 1,6% к соответствующему периоду 2009 года, а на рынках и ярмарках объем продаж сократился на 0,4% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.

Доля  сетевой торговли в обороте розничной  торговли постепенно увеличивается. Согласно данным Росстата в марте 2010 года розничные  торговые сети формировали в среднем  по Российской Федерации 31,1% оборота  розничной торговли торгующих организаций (в марте 2009 года - 30,7%) и 16,2% общего объема оборота розничной торговли (в  марте 2009 года - 16,0%).

При этом в федеральных округах развитие сетевых торговых структур отличается существенной неравномерностью. Если в Северо-Западном федеральном округе их доля составляет порядка 50%, то в  Дальневосточном федеральном округе только 15%.

По  данным за январь-апрель 2010 года индекс потребительских цен составил 103,5% против 106,2% в соответствующем периоде 2009 года. Цены на товары (без услуг) за январь-апрель 2010 года выросли на 2,7%, в том числе на продовольственные  товары - на 4,1%, непродовольственные  товары - на 1,3%.

Темпы роста цен на основные виды непродовольственных  товаров в январе-апреле 2010 года (101,3%) не превышали показатели соответствующего периода 2009 года (104,8%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия развития торговли в Российской Федерации  на 2010-2015 годы и период до 2020 года 

 

В 2010 году Министерством  завершена подготовка проекта Стратегии  развития торговли в Российской Федерации  на 2010-2015 годы и период до 2020 года. Разработка проекта Стратегии проводилась  с участием федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций.

В ходе разработки проекта  Стратегии проведен анализ текущего состояния отрасли, который показал, что в настоящее время потребительский  рынок Российской Федерации переживает стадию быстрого роста — идет активное развитие сетевой торговли и современных  форматов торговли. Вместе с тем  по ряду ключевых показателей Россия отстает от зарубежных стран: например, обеспеченность современными торговыми  площадями, доля современных форматов в обороте торговли в среднем  по России в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

Развитию торговой отрасли  мешает ряд проблем, в том числе: недостаточно эффективное государственное  регулирование данной отрасли, недостаточно развитая инфраструктура, дефицит кадров, проблемы развития малого бизнеса.

Целью Стратегии является максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах  торговли путем создания эффективной  товаропроводящей инфраструктуры, которая  позволит снизить издержки и повысить производительность труда в отрасли.

Кроме того, создание такой  инфраструктуры позволит обеспечить благоприятные  условия для развития малого предпринимательства.

Развитию альтернативных каналов сбыта будут способствовать:

  • создание мелкооптовых закупочных центров в крупных городах, куда могли бы сдавать продукцию индивидуальные сельскохозяйственные производители;
  • поддержка (в первую очередь организационная) современных логистических компаний, обслуживающих отдельные магазины — в первую очередь несетевые, поскольку последние обладают самостоятельными системами логистики. Развитие современной логистики могло бы существенно повысить конкурентоспособность более мелких торговых точек, а для поставщиков — создать альтернативный канал продажи.

Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России