Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:57, курсовая работа
Для реализации изучения данной цели я определила ряд задач:
1. Изучить материалы, касающиеся рассматриваемой темы (учебную литературу, торговые журналы).
2. Ознакомиться с состоянием торговли в России
3. Сформулировать выводы по изученному материалу
Введение……………………………………………………………3-4
1. Теоретические основы торговли………………………………5
Понятие «торговля»…………………………………………5-6
Виды торговли……………………………………………….7-8
1.2.1 Внутренняя и внешняя торговля…………………………….9-12
2 . Экономический анализ деятельности отрасли в России………13
2.1 Итоги развития торговли 2009-2010год……………………….13-15
2.2 Стратегия развития торговли в Российской Федерации на
2010-2015 годы и период до 2020года……….................................16-17
3.Перспективы развития внешней торговли РФ…………………18-20
3.1 Статистика внешней торговли РФ в январе-августе 2012 года..21-25
Заключение………………………………………………………..26-27
Список использованной литературы……………………………28-29
Приложения………………………………………………………30-35
1.Обеспечить доступность
потребительского рынка в
Внешняя торговля.
Формой связи между
Развитие внешней торговли обусловлено тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран. Ее роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества постоянно возрастает. С одной стороны, внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, а с другой — произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
В настоящее время структура внеш
• экспорт;
• импорт;
• транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну;
• особые формы, например, реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших облагораживание;
• производство по лицензии;
• кооперация;
• компенсационные сделки и т.д.
На развитие внешней торговли непосредственное воздействие оказывает ряд факторов, в том числе:
• углубление международного разделения труда и интернационализация производства;
• научно-техническая революция, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
• активная деятельность транснациональных корпораций на внешнем рынке;
• регулирование (либерализация) внешней торговли посредством мероприятий Всемирной торговой организации (ВТО);
• либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин путем образования свободных экономических зон;
• развитие процессов торгово-
Следовательно, заинтересованность отдельных стран в расширении международных связей объясняется потребностями сбыта продукции на внешних рынках, а также необходимостью получения определенных товаров извне. Это обусловлено постоянно возрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена.
Давайте рассмотрим, какое же положение в мировой экономике занимает Россия в соответствии со следующими критериями оценки:
• доля в мировом промышленном производстве не превышает 4% — 5-я позиция в мире;
• по уровню производительности труда
в промышленности (годовая выработка
на одного занятого) страна занимала 64-ю,
а в сельском хозяйстве — 77-ю
ступень в мировой
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод, что Россия занимает промежуточные позиции в мировой иерархии между промышленно-развитыми и развивающимися странами. Однако в нынешних условиях имеются реальные предпосылки вовлечения России в процессы интернационализации хозяйственной жизни, в систему международного разделения труда.
Решающими условиями расширения участия России в системе международных экономических отношений являются уровень и динамика движения национальной экономики, степень ее открытости, а также развитость и структура внешнеэкономических контактов, способность соответствовать постоянно меняющимся условиям международной хозяйственной жизни. В новых условиях необходимо обеспечить органичное расширение российского участия в системе международных экономических отношений и более полное использование возможностей международного разделения труда для решения как внутренних задач страны, так и проблем совершенствования ее внешнеэкономических связей.
Перспективы такой эволюции обусловлены
объективным характером повышения
уровня взаимозависимости и
По мнению многих экспертов, основой создания жизнеспособной экономики переходного периода в России следует считать ее открытость, имея в виду влияние конкуренции из-за рубежа. Именно в этих условиях мировой рынок прямо или косвенно влияет на формирование цен на отечественную продукцию, а у российских производителей остается такой выход, как повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при снижении всех видов затрат.
Экономический анализ деятельности отрасли в России. Итоги развития торговли в 2009 году.
Согласно данным Росстата по итогам 2009 года оборот розничной торговли составил 14516,9 млрд. рублей, сократившись на 5,5% в сопоставимых ценах к 2008 году.
Доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в общем объеме розничной торговли выросла, составив 48,6% против 46,8% в 2008 году, а доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,2% в 2008 году.
Оборот розничной торговли продовольственными товарами, включая напитки, и табачными изделиями по итогам 2009 года сократился на 2,5% по сравнению с 2008 годом, а оборот розничной торговли непродовольственными товарами - на 8,3%.
В структуре валового внутреннего продукта по итогам 2009 года доля оптовой и розничной торговли без учета косвенных налогов составила 19,5% (в 2008 году - 20,5%). Кроме того, торговля обеспечивает 10% всего объема налоговых поступлений в бюджет страны (в 2009 году 627,5 млрд. рублей).
В
общей структуре оборота
Розничные рынки и ярмарки по итогам 2009 года формировали 13,6% оборота розничной торговли (в 2008 году - 13,2%). Динамика продаж на рынках и ярмарках в 2009 году характеризовалась меньшими темпами падения, чем в целом розничная торговля и стационарная торговля. Продажи товаров на розничных рынках и ярмарках по итогам года упали на 2% к 2008 году (в 2008 году - на 1,7%).
На 1 декабря 2009 года на территории Российской Федерации функционировало 3573 розничных рынка. За прошедший год (по сравнению с 1 декабря 2008 г.) их число сократилось на 155 рынка (4%). В основном рынки были трансформированы в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли.
В структуре формирования оборота розничной торговли в 2009 году на долю крупных коммерческих предприятий приходилось 31,2% всего товарооборота, индивидуальных предпринимателей - 26,1%, малых предприятий - 25,8%, субъектов среднего предпринимательства - 3,3%.
По итогам 2009 года рост потребительских цен замедлился вследствие падения спроса и снижения реальных располагаемых доходов населения. В целом за 2009 год цены на товары и услуги выросли на 8,8% против 13,3% в 2008 году. На товары (без услуг) рост цен по итогам года составил 7,9% (за 2008 год цены на товары выросли - на 12,4%).
На
продовольственные товары в 2009 году
цены росли более медленными темпами,
как относительно 2008 года, так и
по сравнению с
Развитие торговли в 2010 году.
В январе-марте 2010 года сектор розничной торговли продемонстрировал рост относительно аналогичного периода предыдущего года. По итогам трех месяцев текущего года оборот розничной торговли составил 3607,6 млрд. рублей, увеличившись на 1,3% по отношению к соответствующему периоду 2009 года.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в марте 2010 года также как и в марте 2009 года составил 49%, непродовольственных товаров - 51%.
Начавшееся восстановление покупательского спроса оказало влияние на динамику продаж продовольственных товаров, в результате чего оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по итогам I квартала 2010 года вырос на 3,9% к I кварталу 2009 года. В то же время оборот розничной торговли непродовольственными товарами за данный период сократился на 1,1% к I кварталу 2009 года.
В разрезе форматов торговли в марте 2010 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки - 12,6% (справочно: в марте 2009 года - 87,1% и 12,9% соответственно).
Кроме
того, в рассматриваемом периоде
розничные продажи товаров
Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли постепенно увеличивается. Согласно данным Росстата в марте 2010 года розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,1% оборота розничной торговли торгующих организаций (в марте 2009 года - 30,7%) и 16,2% общего объема оборота розничной торговли (в марте 2009 года - 16,0%).
При
этом в федеральных округах развитие
сетевых торговых структур отличается
существенной неравномерностью. Если
в Северо-Западном федеральном округе
их доля составляет порядка 50%, то в
Дальневосточном федеральном
По данным за январь-апрель 2010 года индекс потребительских цен составил 103,5% против 106,2% в соответствующем периоде 2009 года. Цены на товары (без услуг) за январь-апрель 2010 года выросли на 2,7%, в том числе на продовольственные товары - на 4,1%, непродовольственные товары - на 1,3%.
Темпы роста цен на основные виды непродовольственных товаров в январе-апреле 2010 года (101,3%) не превышали показатели соответствующего периода 2009 года (104,8%).
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года
В 2010 году Министерством завершена подготовка проекта Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года. Разработка проекта Стратегии проводилась с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых союзов и ассоциаций.
В ходе разработки проекта
Стратегии проведен анализ текущего
состояния отрасли, который показал,
что в настоящее время
Развитию торговой отрасли мешает ряд проблем, в том числе: недостаточно эффективное государственное регулирование данной отрасли, недостаточно развитая инфраструктура, дефицит кадров, проблемы развития малого бизнеса.
Целью Стратегии является максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, которая позволит снизить издержки и повысить производительность труда в отрасли.
Кроме того, создание такой инфраструктуры позволит обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства.
Развитию альтернативных
каналов сбыта будут
Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России